Paul Bley / Gary Peacock / Paul Motian - Not Two, not One
21.05.1999
Спустя двадцать восемь лет состоялось возрождение потрясающего трио Блей-Пикок-Мотиан. Их предыдущий альбом, вышедший также на лейбле ECM в 1970 году, стал манифестом необычного в то время, романтического подхода к фри-джазу и был принят критикой и слушателями с воодушевлением.
Надо сразу заметить, что три десятилетия сработали для трио как выдержка хорошего коньяка в дубовых бочках - все внешние эффекты уступили место рафинированной изысканной свободе изложения музыкального материала. Этот джаз необыкновенно прозрачен и насыщен паузами - музыканты не боятся иногда просто остановиться на несколько секунд и помедитировать, вслушаться в собственное звучание. Порой трио превращается в дуэт, а некоторые пьесы изложены и вовсе фортепиано или контрабасом соло - как сказал сам Блей:"Ничто не обязывало нас при записи играть всем одновременно".
Зато если уж они приступают к изложению темы вместе, то это действительно становится звуковым пиршеством - мы слышим не трио в классической трактовке, а три совершенно отдельных инструмента, развивающих каждый по-своему общую музыкальную концепцию. Это не вполне привычно даже для фри-джаза: там тоже часто существует своего рода аккомпанемент или попросту поддержка главного солиста - здесь же самое поразительное заключается в чистой и ясной гармонии между всеми тремя равнозначными линиями. Вам, слушая трио, никогда не удастся указать, кто в каждый данный момент здесь "главный", но зато и не удастся найти хотя бы один момент рассогласования.
В альбоме собраны вещи авторства в основном Блея и Пикока, как новые, так и старые, вроде "Fig Foot" - практически единственной на диске композиции, поначалу близкой к формату обычного трио, но постепенно уходящей от простой мелодии с аккомпанементом в сторону - все дальше, пока музыканты окончательно не разойдутся каждый "в свой угол". Вся эта музыка - для внимательного любителя нюансов и нестандартных акцентов, она полна свинга, но свинга нетрадиционного - он означает свободное перемещение как мелодии, так и ритма от одного исполнителя к другому и их произвольные, но логически выстроенные сочетания.
Если все же проводить параллели и аналогии, то слушать их со временем стало интереснее примерно так же, как после чтения романов Агаты Кристи перейти к "Имени розы" Умберто Эко. И там, и там - отменная интрига, но во втором случае и загадка глубже, и исполнение совершеннее...
(c) ℗ 1999 ECM Records
11 tks / 63 mins
(Paul Bley - p; Gary Peacock - b; Paul Motian - dr)
Даже если вас отталкивает стиль acid и вы ищете в музыке, приближенной к джазу, чего-то более выразительного, этот диск можете слушать смело: здесь только форма звучания эйсидовая, а содержание явно тяготеет к world music. Это тот случай, когда ...
Все возвращается на круги своя... М-да, вот теперь и джаз, по крайней мере в своем фанковом обличье, опять приходит к тем функциям, которые он выполнял в начале века — развлечение, шоу, яркое зрелище. Довольно символично, что трубач и вокалист Майкл ...
Тромбонист Куртис Фолкс из Бруклина записывался и с Биллом Фризоллом, и с Ширелом Кроу. Он же основатель великолепной нью-йоркской группы "Jazz Passengers", и в данном проекте есть отчетливый отпечаток следов как и от "Jazz Passengers", так даже и ...
"Время вдохновения" — очень обаятельный альбом, если можно так выразиться. Здесь даже "So What" М. Дэвиса и "Express 01" А. Клипова в своей динамике несут положительный заряд. Что уж говорить о пьесах Игоря Бойко — "Time Of Inspiration", "Christmas ...
"Вязальная фабрика" банальных веников не вяжет. Вся продукция этого лейбла оставляет сильное впечатление. И этот диск — не исключение. Хотя здесь уже и не экспериментируют и не ищут новых способов вызвать шок и недоумение. Все это осталось в первой ...
О "Втором приближении" в последнее время так много и умно писали его вдохновитель Михаил Митропольский и другие джазовые публицисты, к тому же и в буклете к представляемому альбому о них сказано предостаточно — что ж тут добавить? Можно только ...
Вполне приятное знакомство с молодым украинским коллективом, исполняющим авторскую музыку в стилистике, которую самыми общими словами можно назвать "такой вот фьюжн". И действительно: творчество квинтета вполне укладывается в рамки данного стиля, ...
"Слишком горячий для слов" ("Too Hot For Words") альбом не самой известной у нас вокалистки вряд ли станет для кого-то откровением. Разве что... Разве что позволит еще раз окунуться в мир старого джаза, вспомнить мелодии преимущественно тридцатых ...
Музыка альбома удивительно точно соответствует его названию. "Музыка ночью, вместе с тобой" — и правда, подобное изложение стандартов можно назвать джазовыми ноктюрнами, настолько исполнение смягчено и лишено характерной джарреттовской экспрессии. ...
Ветеран акустической гитары Баки Пиццарелли после альбома-дуэта со своим сыном Джоном выпускает сольный проект, посвященный великим гитаристам-"акустикам" прошлого — Эдди Лангу (Eddie Lang), Карлу Крессу (Carl Kress) и Дику Макдонаху (Dick ...
Томаса Чапина нет среди живых уже скоро два года, а диски его трио продолжают выходить... В данный альбом вошли материалы сессии звукозаписи, состоявшейся еще в 1992 году. Томас в качестве продюсера альбома почти полностью подготовил его к выпуску, ...
Под сувениром обычно понимают милую безделушку, изящную вещицу, призванную напоминать о каких-то памятных приятных событиях, путешествиях и т.д. В этом смысле название альбома Рики Питерсона надо признать удачным, за одним небольшим исключением. Из ...