Чарльз Айвз - очень нечастый гость как в наших концертных залах, так и на пластинках. Американский академический композитор начала XX века, он довольно-таки на много обогнал свое время. Уже гораздо позже Стравинский, который всегда восторгался его сочинениями, сравнивал его стиль с европейским авангардом. Айвз был ярко выраженным полистилистом, и в его композициях можно найти все те приемы, которые в середине века стали общим местом вакадемической музыке, - политональность, атональность, кластеры, микроинтервалы, перестановки, статистическая композиция, сложная полиритмия.
Это все специальные термины, которые говорят о многом только музыковеду,а в реальности все выражается гораздо проще. Когда сам Чарльз Айвз искал скрипача для того, чтобы на пару с ним исполнить свою Первую сонату, то сделать ему это удалось далеко не сразу. Очень многие видные музыканты того времени сначала охотно соглашались, но после первой же репетиции выражали свое резкое неприятие этого сочинения. Один немецкий профессор скрипки даже сравнил эту музыку с... "пищей, которую организм переварить не в состоянии".
Однако современное ухо не слышит в мелодиях Айвза практически ничего такого уж необычного и тем более неестественного. Конечно, эти сонаты не унаследовали ничего от моцартовских или шубертовских, но, скажем, они достаточно близки по духу к тому, что сочинял в зрелые годы Шостакович. Такой же тревожно-возвышенный тон, неожиданные интервалы и ломаные мелодические линии. Несомненно, каждый найдет свои аналогии, ясно лишь, что прав был Стравинский, а не тот немецкий профессор.
Очень здорово, что фирма ECM издает подобные образцы либо не часто встречающейся, либо чем-то интригующей наш слух академической музыки. Причем интересно, что некие новые и свежие черты находятся в самых разных пластах - от Баха до современных авангардистов. Чарльз Айвз тоже несет слушателю массу разнообразных впечатлений, и хотя его музыка с джазом ничего общего не имеет, следить за фантазией композитора не менее интересно, чем за соло Джона Колтрейна или Чарльза Ллойда.
(c) ℗ 1999 ECM Records
12 tks / 76 mins
(Hansheinz Schneeberger - v; Daniel Cholette - p)
Михаил Альперин параллельно своим интерпретациям молдавского фольклора и исполнения страстного этноджаза в составе "Moscow Art Trio"развивает, начиная с конца 80–х, еще одну линию — "норвежскую".Он не только прижился в самой Норвегии (переехав туда ...
Брайан Хьюз — нынче восходящая звезда smooth-джазовой гитары. Он канадец, но учился в Лос-Анджелесе. Причем вместе с Эдом Бикертом и Патом Мартино. А теперь уже второй год подряд в своей стране признан лучшим джазовым инструменталистом - ...
Мультидуховик Роско Митчел — весомая фигура в современном постфри–джазе.Он встречался с Альбертом Эйлером на одной сцене в Берлине в 59–ом году,когда об Эйлере еще ничего не знали. Эта встреча, безусловно, повлиялана весь ход музыкальных поисков и ...
Эта музыка абсолютно не похожа на джаз как в его традиционном понимании (свинг здесь можно искать с тем же успехом, что и пульс на протезе, а ударные или хотя бы контрабас блистают своим отсутствием), так и в суперавангардном обличье (никаких ...
Вот музыка, которой не нужны никакие определения, классификациии представления. Она самодостаточна и, честное слово, любое описание будетпросто бледной тенью музыкального ДЕЙСТВА. Оно удивительным образом приковываетк себе внимание любителя любого ...
Представьте себе трехлучевую звезду, вроде "мерседесовской". Пусть один луч символизирует ньюэйдж, другой — world music, а третий — smooth jazz. Тогда в центре звезды вполне можно поместить альбом Криса Сфириса "Dancing With The Muse". Думается, ...
Альбом этот представляет собой запись, сделанную на фестивале "Vilnius Jazz ’98". Те, кто слышал предыдущие альбомы и другие концертные выступления группы, будут несколько удивлены: "Осенняя сюита" во многом на них непохожа. Прозрачное легкое ...
Канадский джаз — не частый гость в нашем "CD-обзоре". Альбом "Fleeting Thoughts" дает возможность познакомиться с весьма симпатичным образчиком того, как играют сегодня джаз к северу от его родины. Глен Холлз, главное действующее лицо этого ...
Что и говорить, удивительный проект. Нет, сама по себе религиозная музыка любой конфессии уже очень давно занимает свою особую нишу в музыкальной культуре. Соль здесь в том, как, кем и где она исполнена в этом проекте. Известно, что суббота (шаббат) ...
Итальянский современный джаз я слышал первый раз и, надосказать, если бы не знал заранее его происхождение, то долго гадал бы,кто такое сотворил. С одной стороны, музыка ближе всего к эйсид-джазу сочевидным влиянием трип-хопа, но, с другой стороны, ...
Рождественская музыка — совершенно особая творческая ниша. С одной стороны, она предоставляет богатое сезонное поле для заработков многочисленным халтурщикам: если одни "куют денежки" в предрождественские дни в личине Санта-Клаусов, другие ...
Да, действительно основными центрами "джазового производства" в Штатах являются Нью-Йорк и Западное побережье. Однако и за их пределами тоже происходит немало интересного, примером чему может служить и данный релиз. Любопытный слушатель познакомится ...