Susanna Lindeborg / Ove Johansson Duo - Structures
15.07.2000
Сюзанна Линдеборг и Уве Йоханнсон из Швеции — уже не новички в нашем CD-обзоре. В # 2-3 за прошлый год вы можете прочитать рецензию на альбом "Breathing Clusters" группы "Mwendo Dawa" — другого их совместного проекта. Правда, там был уже не дуэт, а квартет, да и концепция музыки немного отличалась.
"Structures" можно уверенно отнести к ставшему уже классическим жанру фри-джаза, который теперь предпочитает именоваться "современной импровизационной музыкой". Особенностью дуэта можно назвать его ярко выраженное электроакустическое направление — рояль и тенор-саксофон смело и, надо сказать, удачно сочетаются с различными клавишными, которые играют роль расширенного бэкграунда. Электроника берет на себя и партию баса, и некое общее фоновое оформление. Впрочем, ничто не ново под солнцем — незабвенное трио Ганелин-Тарасов-Чекасин использовало подобный прием еще лет двадцать пять назад.
Хотя сравнения здесь же и заканчиваются — шведский дуэт намного более "вылизан" и даже академичен в своем звучании. Особенно это относится к Сюзанне Линдеборг — ее стиль, прозрачный и текучий, способствует тому, чтобы слушатель немного расслабился и воспринимал эту довольно сложную музыку без обычного для фри-джаза внутреннего перенапряжения. Она — формальный лидер дуэта, но, как мне показалось, в этом альбоме ее основной задачей была гармонизация и смягчение общего звучания, которое во многом определяется саксофонистом Уве Йоханнсоном, автором большинства композиций.
Его угловатые и подпрыгивающие фразы всегда непредсказуемы и интересны, а порой сверхторопливое изложение очень аккуратно "округляется" аккомпанементом Сюзанны. Все в целом представляет собой совершенно свободную музыкальную конструкцию, опирающуюся на короткие мелодические фрагменты, которые все время варьируются и излагаются немного по-новому. За такой музыкой слушатель вынужден следить очень внимательно, иначе ее нить быстро теряется. Идеальное место для ее прослушивания — концертный зал, недаром Сюзанна и Уве много гастролируют по всему миру и их приглашают на самые престижные фестивали в Монтре, Монреаль и на NorthSea.
Этот альбом - первый не только в истории "Apple Tea", но и вообще белорусского джаза CD. Увы, в Беларуси до сих пор нет не толькозаинтересованной изданием джаза фирмы, но и вообще ни одного печатающего CD агрегата. Но наш коллектив был замечен в ...
Чарльз Айвз - очень нечастый гость как в наших концертных залах, так и на пластинках. Американский академический композитор начала XX века, он довольно-таки на много обогнал свое время. Уже гораздо позже Стравинский, который всегда восторгался его ...
Всякий, кто в советские времена был одержим страстью к джазу, а значит, испытывал необходимость слушать его постоянно, оказывался вовлеченным в узкий круг посвященных — владельцев джазовых пластинок. Были среди них консерваторы, всерьез ...
Тридцативосьмилетний Сеппо Кантонен считается одним из лучших джазовых пианистов Финляндии, он в равной степени много и ярко играет и сольно, и в биг-бэндах, и в малых составах. Кантонен получил классическое образование в музыкальной академии ...
Трое сверхмастеров блюзовой гитары и вокала в одном проекте. И все трое - ветераны становления современного блюза. Причем не в Чикаго, а в Золотом Треугольнике, что гораздо ближе к Дельте если не по звучанию, то в географическом смысле. Этот ...
Два тенор-саксофониста, которые раньше некоторое время, хоть и не очень продолжительное и не одновременно, играли и записывались в бэнде БенниГудмена, сделали совместный проект чисто свингового джаза для лейбла "Arbors Records". Кстати, Томми Ньюсом ...
В пространстве этого диска живут только два голоса: голос певца и голос его гитары. И музыка, которую они рождают, столь же традиционна для Америки,сколь традиционны имя и фамилия исполнителя - Джон Джексон. Давным-давно, еще до Гражданской войны в ...
Кажется, что "Гунеш" — это что-то очень старое, из "застойных" советских времен, но то, что звучит на очередном "богемовском" компакт-диске, могло быть записано и двадцать лет назад, и сейчас. Может быть, потому что это — синтез жестких стилевых ...
Популярнейший сейчас саксофонист Том Скотт никогда не искал новых форм, не экспериментировал и не оригинальничал. Именно поэтому он сейчас и популярнейший. Если вы слышите саксофон на старых записях Пола Маккартни, Ринго Старра,Кэрролл Кинг, Блонди, ...
Было время, когда Валентина Пономарева слыла первой леди советского джаза, когда она на равных участвовала в чекасинско-курехинских экспериментах. Потом ее поразительный вокал стал звучать в джазе все реже, казалось, певица целиком перешла на ...
Музыканты, принявшие участие в записи этой программы, принадлежат восновном к числу молодых исполнителей литовского джаза. Лидер коллектива Дайнюс Пулаускас активно заявил о себе в 1996 году, основа его проектавот уже несколько лет остается почти ...
Диск чрезвычайно любопытный, хотя и имеющий мало общего с джазом как таковым. Трио Гиоры Фейдмана предлагает вам еще один взгляд на явление, которое называется "клезмер ривайвл". Сам Гиора Фейдман (р.1936), уроженец Буэнос-Айреса, - блестящий ...