Susanna Lindeborg / Ove Johansson Duo - Structures
15.07.2000
Сюзанна Линдеборг и Уве Йоханнсон из Швеции — уже не новички в нашем CD-обзоре. В # 2-3 за прошлый год вы можете прочитать рецензию на альбом "Breathing Clusters" группы "Mwendo Dawa" — другого их совместного проекта. Правда, там был уже не дуэт, а квартет, да и концепция музыки немного отличалась.
"Structures" можно уверенно отнести к ставшему уже классическим жанру фри-джаза, который теперь предпочитает именоваться "современной импровизационной музыкой". Особенностью дуэта можно назвать его ярко выраженное электроакустическое направление — рояль и тенор-саксофон смело и, надо сказать, удачно сочетаются с различными клавишными, которые играют роль расширенного бэкграунда. Электроника берет на себя и партию баса, и некое общее фоновое оформление. Впрочем, ничто не ново под солнцем — незабвенное трио Ганелин-Тарасов-Чекасин использовало подобный прием еще лет двадцать пять назад.
Хотя сравнения здесь же и заканчиваются — шведский дуэт намного более "вылизан" и даже академичен в своем звучании. Особенно это относится к Сюзанне Линдеборг — ее стиль, прозрачный и текучий, способствует тому, чтобы слушатель немного расслабился и воспринимал эту довольно сложную музыку без обычного для фри-джаза внутреннего перенапряжения. Она — формальный лидер дуэта, но, как мне показалось, в этом альбоме ее основной задачей была гармонизация и смягчение общего звучания, которое во многом определяется саксофонистом Уве Йоханнсоном, автором большинства композиций.
Его угловатые и подпрыгивающие фразы всегда непредсказуемы и интересны, а порой сверхторопливое изложение очень аккуратно "округляется" аккомпанементом Сюзанны. Все в целом представляет собой совершенно свободную музыкальную конструкцию, опирающуюся на короткие мелодические фрагменты, которые все время варьируются и излагаются немного по-новому. За такой музыкой слушатель вынужден следить очень внимательно, иначе ее нить быстро теряется. Идеальное место для ее прослушивания — концертный зал, недаром Сюзанна и Уве много гастролируют по всему миру и их приглашают на самые престижные фестивали в Монтре, Монреаль и на NorthSea.
Имя грузинского композитора Гия Канчели хорошо знакомо любителям современной академической музыки во всем мире. Сочиняя в различных музыкальных формах (от инструментальных миниатюр до балета), он создает произведения, полные неповторимого ...
Альберт Мангельсдорф — пожалуй, самый известный европейский новоджазовый тромбонист, играет в разнообразных проектах, но наиболее новаторским и современным из всех их является швейцарская группа "Movin’ On". Швейцарский джаз для нас за небольшим ...
Очень редкое в джазе, но, право слово, шикарное сочетание инструментов — 5-струнный контрабас и аккордеон. Особенно если учесть, что француз Гарсия-Фонс большую часть времени играет не пиццикато, а смычком. Исполнители хорошо знают друг друга — их ...
Этот альбом если и выходит за рамки блюзовых традиций, так разве только тем, что его традиционность выпячена до предела, усилена, оттенена, подчеркнута и осовременена. В итоге получилась очень яркая и броская музыка, идеально подходящая для ...
Прославленные сверхасы губной гармошки Джеймс Коттон, Билли Бранч, Чарли Масселвайт и Шугар Рей Норсиа собрались вместе на одной сессии и продемонстрировали все, что накопилось в истории звучания блюзовой гармоники — самые разные стили: от дуэтных ...
В широких кругах любителей джаза всего мира звучание скрипки ассоциируется прежде всего с именем блестящего Стэфана Граппелли. В кругах любителей джаза бывшего СССР — свой маяк: Давид Голощекин. Но в ряду скрипичного пиршество Граппелли, авантюрной ...
А вот знаете, в чем польза для джаза от распада великого и могучего СССР? А в том, по-моему, что знакомство с творчеством музыкантов, проживавшими в некогда братских джазовых республиках, сегодня приобретает некий особо приятный смысл. Да, ранее мы ...
Отличный, следует признать, альбом! Не из числа тех, после прослушивания которых с полмесяца ничего больше и слушать-то не хочется. Он из тех, которые хочется иметь в домашней фонотеке в качестве раритета и слушать тогда, когда остаешься один. Не ...
Даже если вас отталкивает стиль acid и вы ищете в музыке, приближенной к джазу, чего-то более выразительного, этот диск можете слушать смело: здесь только форма звучания эйсидовая, а содержание явно тяготеет к world music. Это тот случай, когда ...
Все возвращается на круги своя... М-да, вот теперь и джаз, по крайней мере в своем фанковом обличье, опять приходит к тем функциям, которые он выполнял в начале века — развлечение, шоу, яркое зрелище. Довольно символично, что трубач и вокалист Майкл ...
Тромбонист Куртис Фолкс из Бруклина записывался и с Биллом Фризоллом, и с Ширелом Кроу. Он же основатель великолепной нью-йоркской группы "Jazz Passengers", и в данном проекте есть отчетливый отпечаток следов как и от "Jazz Passengers", так даже и ...
"Время вдохновения" — очень обаятельный альбом, если можно так выразиться. Здесь даже "So What" М. Дэвиса и "Express 01" А. Клипова в своей динамике несут положительный заряд. Что уж говорить о пьесах Игоря Бойко — "Time Of Inspiration", "Christmas ...