Странными путями входила классическая музыка в жизнь советских людей: через быт — ненавязчиво звучащим радиофоном за обедом; через торжество — "навешивая" радостно-волнительное настроение произведениям изначально интимного характера, но попавшим в правительственный концерт; сквозь слезы всеобщей утраты — перемежаясь на телеэкране с портретами почивших секретарей и председателей, — окончательно утратив свое эстетическое назначение и т.д.
Можно ли сейчас требовать от постсоветских людей безоговорочной любви к музыке, оскопленной идеологией, да к тому же требующей немалого духовного усилия для восприятия? Ни в коем случае. Здесь нужны мягкие меры — чтобы реабилитировать казавшееся вечным искусство (абсурд да и только!) перед людьми, которым недосуг, невдомек сделать это для себя самим. К этому случаю как нельзя более подходит работа проекта "Второе приближение", представленная на одноименном компакт-диске.
Все здесь — шаг навстречу потенциальному слушателю. Произведения выбраны из (если можно так выразиться) популярной классики — вплоть до "Лунной сонаты" Бетховена и "Лебедя" Сен-Санса, — и мелодии их пропеты почти без изменения (при этом восхищает виртуозное владение вокальной техникой Татьяны Комовой в "Полете шмеля" Римского-Корсакова и "Танце с саблями" Хачатуряна). Убран язык инструментов не нашего времени — здесь используются самые приятные тембры клавиш. В некоторых пьесах — просто любование красотой и чистотой этой музыки, а есть и собственные размышления о ней исполнителя и соавтора представленных произведений Андрея Разина: то и дело на этически заданном фоне разворачивается процесс утонченного музицирования. Чуть в сторону джаза — и уже "Осенняя песня" Чайковского перекликается с "Осенними листьями" Косма, "Прелюдия ми минор" Шопена размеренно покачивается на волнах боссановы…
А заключительный "Романс" ("Послесловие") Андрея Разина вполне закономерно стилистически объединяет весь альбом, символизируя единство разных направлений в музыке и давая "выговориться" в сольных эпизодах автору и появившемуся под занавес Игорю Иванушкину — обобщившим все предыдущее джазовым языком.
И фирма "Мелодия", издавшая этот альбом в виниловом варианте в конце 80-х под названием "Время должно измениться", и "Богема", переиздавшая его нынче в виде CD в рамках своей новой серии "N... в Москве", решили, что полное имя Лакшминараяна ...
Этого британского трубача, конечно же, помнят все, кто в советские времена постоянно посещал концерты заезжих интернациональных джазовых звезд. А тогда, как и сейчас, таких здесь бывало немного. Во всяком случае, концерт Кенни Болла в сентябре 83-го ...
Последнее время блюзмены, не без основания опасаясь самоповторений ибанальных штампов, все пытаются разбавить настоящий блюз более-менее родственными направлениями: соул, регги, свинг, кантри, рок-н-ролл и так далее. В итоге получается вполне ...
В советские времена ходила незамысловатая шутка: фильмы бывают хорошие, плохие и киностудии им. Довженко. Если говорить о современном джазе и музыкальном авангарде, то здесь тоже существует одна фирма, работы которой всегда можно выделить в ...
Это голос Нью-Йорка дня сегодняшнего. Здесь иногда он подается раструбом хрипловатого саксофона, а иной раз лихорадочной флейтой. И, конечно, не обошлось без голосов местных негров, которые не столько поют, сколько толкуют о чем-то на своем ...
Михаил Альперин параллельно своим интерпретациям молдавского фольклора и исполнения страстного этноджаза в составе "Moscow Art Trio"развивает, начиная с конца 80–х, еще одну линию — "норвежскую".Он не только прижился в самой Норвегии (переехав туда ...
Брайан Хьюз — нынче восходящая звезда smooth-джазовой гитары. Он канадец, но учился в Лос-Анджелесе. Причем вместе с Эдом Бикертом и Патом Мартино. А теперь уже второй год подряд в своей стране признан лучшим джазовым инструменталистом - ...
Мультидуховик Роско Митчел — весомая фигура в современном постфри–джазе.Он встречался с Альбертом Эйлером на одной сцене в Берлине в 59–ом году,когда об Эйлере еще ничего не знали. Эта встреча, безусловно, повлиялана весь ход музыкальных поисков и ...
Эта музыка абсолютно не похожа на джаз как в его традиционном понимании (свинг здесь можно искать с тем же успехом, что и пульс на протезе, а ударные или хотя бы контрабас блистают своим отсутствием), так и в суперавангардном обличье (никаких ...
Вот музыка, которой не нужны никакие определения, классификациии представления. Она самодостаточна и, честное слово, любое описание будетпросто бледной тенью музыкального ДЕЙСТВА. Оно удивительным образом приковываетк себе внимание любителя любого ...
Представьте себе трехлучевую звезду, вроде "мерседесовской". Пусть один луч символизирует ньюэйдж, другой — world music, а третий — smooth jazz. Тогда в центре звезды вполне можно поместить альбом Криса Сфириса "Dancing With The Muse". Думается, ...
Альбом этот представляет собой запись, сделанную на фестивале "Vilnius Jazz ’98". Те, кто слышал предыдущие альбомы и другие концертные выступления группы, будут несколько удивлены: "Осенняя сюита" во многом на них непохожа. Прозрачное легкое ...