Брюс Арнольд — доселе не известный у нас американский гитарист, но эту ошибку обязательно следует исправить, что я сейчас и делаю. И дело даже не в том, что он очень профессионален, техничен и с успехом окончил знаменитый джазовый колледж Беркли в Бостоне — таких музыкантов сейчас очень много. Брюс нашел в нынешнем эклектичном джазовом сообществе свой оригинальный и, несомненно, многообещающий стиль, равно далекий как от коммерческого поп-джаза, так и от мейнстрима, и от неистово-буйного авангардизма "Knitting Factory" и иже с ними.
Он всегда интересовался додекафонией — современным направлением в академической музыке, строящим композиции не на традиционных мажорных и минорных тональностях, а на обыгрывании заранее заданных двенадцатитоновых созвучий. (Шенберг, Веберн — эти имена должны быть знакомы тем, кто слушает современную музыку.) И Арнольд приложил принципы додекафонии к джазу, создав строгий, лаконичный саунд, но сохранив импровизационность и непредсказуемость. Эту музыку нельзя назвать сухой — она хоть и следует четким правилам, внешне довольно похожа на обычный современный камерный гитарный джаз — например, те, кто интересуется творчеством Джима Холла, Билла Фризелла или Пата Мартино, должны по достоинству ее оценить.
Трио исполняет на этом альбоме довольно различные по ритму композиции — похожие на обычный боп, балладу, румбу и также сложные полиритмичные вещи, где уху приходится продираться через нестандартные сочетания мелодии и аккомпанемента. Но это всегда интересно. Брюс Арнольд не пошел по обычному пути джазовой аранжировки академической музыки, что делали и продолжают делать многие, а попробовал создать новый музыкальный диалект, на котором можно объясняться как с продвинутыми любителями джаза, так и с ценителями современной музыки вообще. Мне кажется, ему это удалось в высшей степени. Его нынешний альбом — это некая "золотая середина" между интересным с точки зрения мелодики и импровизации, но очень уж стандартизованным мейнстримом и во многом "ушедшим в самого себя" современным академическим (и джазовым в том числе) авангардом. В игре трио Арнольда есть четко оформленное музыкальное послание — идея возможной гармонии между двумя разными музыкальными мирами и даже более того — их единения.
В заключение было бы несправедливо не сказать пару слов о партнерах и единомышленниках Брюса, которые сделали очень много для создания его неповторимого саунда. Ратцо Харрис и Тони Морено — хорошо известные музыканты и композиторы, они активно сотрудничали с такими джазменами, как Пол Блей, Билл Фризелл, Чарлз Ллойд, Бетти Картер, Арчи Шепп, Джон Хенди, Мел Льюис — список может продолжаться... Музыка тоже продолжается.
Знаете, что больше всего поражает меня в музыке Аркадия Шилклопера? Постоянное ощущение недосказанности: только втянулся в атмосферу новой его программы, как она заканчивается. Все его альбомы последнего времени, которые мне попадались, записанные с ...
Мария Малдер — ветеранша блюза со времен jug-бэндов конца 50-х. Затем в 70-х ей даже удалось засветиться, пусть даже одним, но зато суперхитом "Midnight At The Oasis". С тех пор вплоть до наших дней Мария остается очень желанной вокалисткой на любой ...
Новый альбом московской фанк-эйсид-джаз-группы "Модус" - наглядный пример современной модной музыки. Впрочем, модной не в уничижительном смысле этого слова: такой джаз действительно пользуется широкой популярностью, причем не только у молодежи. Те, ...
Определенно, делать альбомы-посвящения становится то ли модой, то липросто хорошим тоном в современной джазовой тусовке. И то, с какой стороныни посмотреть, все выгодное дело - и имя известное упоминается, и, опятьже, слушателю замысел понятен. Про ...
Если вы когда-либо аплодировали (мысленно или наяву) ансамблю ударных инструментов Марка Пекарского, то на вас должен произвести впечатление и этот диск. Здесь тоже царят ударные, направляемые творческой фантазией итальянского барабанщика и ...
Не в обиду фанам группы "Police" сказано, но, кажется, распавшись 13 лет назад, эта группа принесла наибольшую пользу музыкальному миру, возместив свое исчезновение абсолютно разными большими музыкантами, из которых гитарист Эдди Саммерс неожиданно ...
Гитарист Курт Розенвинкель — имя для меня совершенно новое. До прослушивания данного альбома мне было известно лишь, что диск со странным названием "Враги энергии" — второй в его дискографии и что ранее музыкант сотрудничал с Гэри ...
В альбоме представлено пять групп из числа многих, выступавших в питерскомJFC джаз-клубе. Своего рода музыкальный путеводитель. Вышел он сверхэклектичным,что и неудивительно: все же сборник, к тому же не тематический, а клубный...вот только боюсь, ...
Игорь Бриль. Легенда советского послевоенного джаза и так далее. Записи, составившие рецензируемый компакт, сделаны в течение 28-летнего периода. В эти очень разные годы Игорь Бриль записывался с Алексеем Кузнецовым и Алексеем Исплатовским, Татевик ...
Компания "Emanem" продолжает издавать "архивные"записи импровизационной музыки, выходившие ранее на виниле, либо вообщеоставшиеся только на мастер-лентах. Этот альбом принадлежит к числу последних.В 1985 году в городке Ватерлоо проходил фестиваль, ...
Кларнетист Кенни Даверн (р.1935г.) вступал на стезю профессионального музыканта в пятидесятые годы, когда в джазе бурно развивались новые стилистические направления. Но Кенни выбрал иную дорогу, его влекло к джазовой традиции,его сердце билось в ...
Ансамбль импровизационной музыки "Pago Libre" существует уже одиннадцать лет. За эти годы он хоть и остался квартетом, но из его первоначального состава "уцелела" только половина участников (Джон Вулф Бреннан и Даниэле Патуми). В сегодняшнем ...