Various Artists - Brazil Choro; Saxophone, Why Cry?
21.05.1999
Слово "Бразилия" для жителей наших широт означает нечто большее,чем просто географическое понятие. Оно имеет еще и некий метафизический смысл. Бразилия - это место, где всегда тепло, всегда весело, нет никаких забот, есть чудный город Рио-де-Жанейро, где все поголовно ходят в белых штанах, но куда, увы, практически невозможно попасть, так как "...только"Дон" и "Магдалина" ходят по морю туда".
Сегодняшний гость нашего "CD-обзора" позволит сделать чуть более близкой Бразилию реальную, музыкальную культуру которой мы знаем весьма слабо. Музыка Бразилии - это ведь не только самба. Диск знакомит нас с наследием креольских элементов в культуре, гораздо менее известнойза пределами страны формой городского инструментально-песенного жанра -шоро.
Шоро зародился в конце прошлого века, когда ряд европейски образованных жителей Рио стал собираться для совместного музицирования. Они играли европейскиепольки, вальсы, чуть позже - рэгтаймы, но неизбежно вносили в эту музыкучисто бразильскую чувственность, меланхоличность, а иногда в классическоймелодии проступало и нечто острое, афро-индейское. Элементы импровизациине только допускались, но и поощрялись. Так возник шоро - музыка на стыкеакадемической традиции, фольклора и (теперь) элементов джаза. Играли (ииграют) эту музыку на кавакинью (небольшой 4-струнной гитаре), на мандолине,ф-но, саксофонах и так далее. Практически нет инструмента, противопоказанногошоро. Этому жанру отдал дань даже классик бразильской музыки Вила-Лобос.
Альбом включает 20 пьес, написанных и записанных в разное время крупнейшимимастерами шоро. Среди них одна пьеса принадлежит патриарху шоро Пиксингуинье(1898-1973), считающемуся в Бразилии Армстронгом этого жанра. Особенномелодичны и, благодаря звучанию саксофона, близки к джазу композиции АбеляФеррейры (1915-1980) "Saxophone, Why Cry?", "Sweet Lie"и "Crowing Low". А вот исполняемые Део Рианом (р.1944) на мандолинепьесы "Rio Nights" и "Mix It And Play" представляютсяболее близкими к традиционной португальской музыке.
В целом слушать шоро очень легко и приятно. Больше всего мне эта музыканапоминает так называемую "легкую", в изобилии звучавшую на отечественныхсценах и в ресторанах в эру, когда джаз был еще в опале, а рока не былои в помине. Казалось бы, здесь недалеко и до откровенного пошлого китча.Но легкость восприятия шоро благодаря тонкому ветерку латинского фольклоранигде не оборачивается уступками хорошему вкусу. Очень рекомендую открытьдля себя эту музыку.
(c) ℗ 1999 EMI Odeon Brazil
20 tks / 55 min(Paulinho Da Viola - cavaquinho; Valdir Azevedo - cavaquinho; Abel Ferreira- sax, cl; Roberto Szidon - p; Pixinguinha - sax; and others)
Мультидуховик Роско Митчел — весомая фигура в современном постфри–джазе.Он встречался с Альбертом Эйлером на одной сцене в Берлине в 59–ом году,когда об Эйлере еще ничего не знали. Эта встреча, безусловно, повлиялана весь ход музыкальных поисков и ...
Эта музыка абсолютно не похожа на джаз как в его традиционном понимании (свинг здесь можно искать с тем же успехом, что и пульс на протезе, а ударные или хотя бы контрабас блистают своим отсутствием), так и в суперавангардном обличье (никаких ...
Вот музыка, которой не нужны никакие определения, классификациии представления. Она самодостаточна и, честное слово, любое описание будетпросто бледной тенью музыкального ДЕЙСТВА. Оно удивительным образом приковываетк себе внимание любителя любого ...
Представьте себе трехлучевую звезду, вроде "мерседесовской". Пусть один луч символизирует ньюэйдж, другой — world music, а третий — smooth jazz. Тогда в центре звезды вполне можно поместить альбом Криса Сфириса "Dancing With The Muse". Думается, ...
Альбом этот представляет собой запись, сделанную на фестивале "Vilnius Jazz ’98". Те, кто слышал предыдущие альбомы и другие концертные выступления группы, будут несколько удивлены: "Осенняя сюита" во многом на них непохожа. Прозрачное легкое ...
Канадский джаз — не частый гость в нашем "CD-обзоре". Альбом "Fleeting Thoughts" дает возможность познакомиться с весьма симпатичным образчиком того, как играют сегодня джаз к северу от его родины. Глен Холлз, главное действующее лицо этого ...
Что и говорить, удивительный проект. Нет, сама по себе религиозная музыка любой конфессии уже очень давно занимает свою особую нишу в музыкальной культуре. Соль здесь в том, как, кем и где она исполнена в этом проекте. Известно, что суббота (шаббат) ...
Итальянский современный джаз я слышал первый раз и, надосказать, если бы не знал заранее его происхождение, то долго гадал бы,кто такое сотворил. С одной стороны, музыка ближе всего к эйсид-джазу сочевидным влиянием трип-хопа, но, с другой стороны, ...
Рождественская музыка — совершенно особая творческая ниша. С одной стороны, она предоставляет богатое сезонное поле для заработков многочисленным халтурщикам: если одни "куют денежки" в предрождественские дни в личине Санта-Клаусов, другие ...
Да, действительно основными центрами "джазового производства" в Штатах являются Нью-Йорк и Западное побережье. Однако и за их пределами тоже происходит немало интересного, примером чему может служить и данный релиз. Любопытный слушатель познакомится ...
...Чистый, прозрачный женский голос, незатейливая, но завораживающе-притягательная мелодия песни, упругий, но не навязчивый ритм, сплетение голосов скрипки, цимбал, духовых — наверное, так могла бы выглядеть эльфийская музыка толкиеновских ...
Квинтет Дейва Холланда, сам басист и его альбомы в последние годы неизменно стоят на самых высоких местах в чартах журнала "ДаунБит", а также списках лауреатов премии Ассоциации джазовых журналистов США и номинантах на "Грэмми". И вот перед нами ...