Various Artists - Brazil Choro; Saxophone, Why Cry?
21.05.1999
Слово "Бразилия" для жителей наших широт означает нечто большее,чем просто географическое понятие. Оно имеет еще и некий метафизический смысл. Бразилия - это место, где всегда тепло, всегда весело, нет никаких забот, есть чудный город Рио-де-Жанейро, где все поголовно ходят в белых штанах, но куда, увы, практически невозможно попасть, так как "...только"Дон" и "Магдалина" ходят по морю туда".
Сегодняшний гость нашего "CD-обзора" позволит сделать чуть более близкой Бразилию реальную, музыкальную культуру которой мы знаем весьма слабо. Музыка Бразилии - это ведь не только самба. Диск знакомит нас с наследием креольских элементов в культуре, гораздо менее известнойза пределами страны формой городского инструментально-песенного жанра -шоро.
Шоро зародился в конце прошлого века, когда ряд европейски образованных жителей Рио стал собираться для совместного музицирования. Они играли европейскиепольки, вальсы, чуть позже - рэгтаймы, но неизбежно вносили в эту музыкучисто бразильскую чувственность, меланхоличность, а иногда в классическоймелодии проступало и нечто острое, афро-индейское. Элементы импровизациине только допускались, но и поощрялись. Так возник шоро - музыка на стыкеакадемической традиции, фольклора и (теперь) элементов джаза. Играли (ииграют) эту музыку на кавакинью (небольшой 4-струнной гитаре), на мандолине,ф-но, саксофонах и так далее. Практически нет инструмента, противопоказанногошоро. Этому жанру отдал дань даже классик бразильской музыки Вила-Лобос.
Альбом включает 20 пьес, написанных и записанных в разное время крупнейшимимастерами шоро. Среди них одна пьеса принадлежит патриарху шоро Пиксингуинье(1898-1973), считающемуся в Бразилии Армстронгом этого жанра. Особенномелодичны и, благодаря звучанию саксофона, близки к джазу композиции АбеляФеррейры (1915-1980) "Saxophone, Why Cry?", "Sweet Lie"и "Crowing Low". А вот исполняемые Део Рианом (р.1944) на мандолинепьесы "Rio Nights" и "Mix It And Play" представляютсяболее близкими к традиционной португальской музыке.
В целом слушать шоро очень легко и приятно. Больше всего мне эта музыканапоминает так называемую "легкую", в изобилии звучавшую на отечественныхсценах и в ресторанах в эру, когда джаз был еще в опале, а рока не былои в помине. Казалось бы, здесь недалеко и до откровенного пошлого китча.Но легкость восприятия шоро благодаря тонкому ветерку латинского фольклоранигде не оборачивается уступками хорошему вкусу. Очень рекомендую открытьдля себя эту музыку.
(c) ℗ 1999 EMI Odeon Brazil
20 tks / 55 min(Paulinho Da Viola - cavaquinho; Valdir Azevedo - cavaquinho; Abel Ferreira- sax, cl; Roberto Szidon - p; Pixinguinha - sax; and others)
Одна из ведущих джазовых вокалисток последнего десятилетия записал аальбом, посвященный Майлсу Дэвису. Посвящение получилось не вполне обычным: на диске присутствует всего три вещи авторства самого Майлса, причем изрядно переаранжированные и с ...
Каждый год квартет "Pachora" выпускает по альбому. Так происходит начиная с 1997 г., когда появился на свет этот коллектив. Похоже, такой распорядок стал у музыкантов традицией. Лично мне она пока кажется доброй, иными словами, слушать "Pachora" все ...
"Juni"- по-немецки "июнь". Но на самом-то деле немецкийздесь не при чем. Так произносится число "12" на языке японском.И только седьмой по счету трек этого диска называется уже по-английски:"Twelve". Вообще ЕСМ'овцы склонны ко всяким загадкам в ...
Рита ди Джент — имя для нас совершенно новое. Канадская вокалистка, педагог и композитор, выпустившая уже второй свой альбом, очень хорошо известна у себя на родине и с достаточным успехом концертирует в Америке и Европе. Первое впечатление от ее ...
Столетний юбилей Джорджа Гершвина стал великолепным поводом для создания целой серии таких же великолепных альбомов-интерпретаций его уже и без того сотни раз переигранных тем. И, что удивляет, все эти альбомы абсолютноразные. Вы не найдете в них ...
Чертовски странный диск ранее мне совершенно не знакомого шведского ансамбля. Термин "чертовски" употреблен здесь вполне сознательно. Видите стилизованную пятерню, которая тянется на обложке к столь же стилизованной гитаре? Так вот, принадлежит она ...
Уильям Кларк - блюзовый гигант. Так написано на обложке его посмертно изданного сборного альбома. Кларк и в самом деле неоднократно награждалсявысшей блюзовой наградой - премией имени У. Хэнди. И не просто из почтения к умершему Кларка назвали ...
Очень сложно рассуждать о русском блюзе. Там, у них, в Америке и в Англии, был и есть так называемый белый блюз, но он своими корнями все равно лежит в той самой черной традиции — как ни крути, ведь Джон Мэйолл очень близок к Мадди Уотерсу. У нас же ...
Пускай это прозвучит и субъективно, но данный альбом лично я выслушалс большим интересом. И, признаться, не один раз, хотя горячим поклонникомформы открытой импровизации вроде бы и не являюсь, а этот альбом оченьярко продолжает серию изданий фирмы ...
Трио в составе "фортепиано — контрабас — ударные" — один из самых распространенных форматов комбо в современном джазе. Далеко не редкость и такие трио, где лидером является басист: вспомните хотя бы один из самых известных таких ...
Это, видимо, даже не авангард. А авангард авангарда. Джон Батчер на сегодняшний день наиболее передовой экспериментатор саксофона на всей планете.Здесь вы услышите, что с помощью саксофона возможно извлечь великое множество совсем не саксофонных ...
Хотя российскому слушателю благодаря трехлетней давности гастролям с контрабасистом Виктором Двоскиным хорошо знаком гитарист Пол Болленбэк, в США он не так известен, как многие другие мастера джазовой гитары. Это потому, что живет он в Вашингтоне, ...