Various Artists - Brazil Choro; Saxophone, Why Cry?
21.05.1999
Слово "Бразилия" для жителей наших широт означает нечто большее,чем просто географическое понятие. Оно имеет еще и некий метафизический смысл. Бразилия - это место, где всегда тепло, всегда весело, нет никаких забот, есть чудный город Рио-де-Жанейро, где все поголовно ходят в белых штанах, но куда, увы, практически невозможно попасть, так как "...только"Дон" и "Магдалина" ходят по морю туда".
Сегодняшний гость нашего "CD-обзора" позволит сделать чуть более близкой Бразилию реальную, музыкальную культуру которой мы знаем весьма слабо. Музыка Бразилии - это ведь не только самба. Диск знакомит нас с наследием креольских элементов в культуре, гораздо менее известнойза пределами страны формой городского инструментально-песенного жанра -шоро.
Шоро зародился в конце прошлого века, когда ряд европейски образованных жителей Рио стал собираться для совместного музицирования. Они играли европейскиепольки, вальсы, чуть позже - рэгтаймы, но неизбежно вносили в эту музыкучисто бразильскую чувственность, меланхоличность, а иногда в классическоймелодии проступало и нечто острое, афро-индейское. Элементы импровизациине только допускались, но и поощрялись. Так возник шоро - музыка на стыкеакадемической традиции, фольклора и (теперь) элементов джаза. Играли (ииграют) эту музыку на кавакинью (небольшой 4-струнной гитаре), на мандолине,ф-но, саксофонах и так далее. Практически нет инструмента, противопоказанногошоро. Этому жанру отдал дань даже классик бразильской музыки Вила-Лобос.
Альбом включает 20 пьес, написанных и записанных в разное время крупнейшимимастерами шоро. Среди них одна пьеса принадлежит патриарху шоро Пиксингуинье(1898-1973), считающемуся в Бразилии Армстронгом этого жанра. Особенномелодичны и, благодаря звучанию саксофона, близки к джазу композиции АбеляФеррейры (1915-1980) "Saxophone, Why Cry?", "Sweet Lie"и "Crowing Low". А вот исполняемые Део Рианом (р.1944) на мандолинепьесы "Rio Nights" и "Mix It And Play" представляютсяболее близкими к традиционной португальской музыке.
В целом слушать шоро очень легко и приятно. Больше всего мне эта музыканапоминает так называемую "легкую", в изобилии звучавшую на отечественныхсценах и в ресторанах в эру, когда джаз был еще в опале, а рока не былои в помине. Казалось бы, здесь недалеко и до откровенного пошлого китча.Но легкость восприятия шоро благодаря тонкому ветерку латинского фольклоранигде не оборачивается уступками хорошему вкусу. Очень рекомендую открытьдля себя эту музыку.
(c) ℗ 1999 EMI Odeon Brazil
20 tks / 55 min(Paulinho Da Viola - cavaquinho; Valdir Azevedo - cavaquinho; Abel Ferreira- sax, cl; Roberto Szidon - p; Pixinguinha - sax; and others)
Альберт Мангельсдорф — пожалуй, самый известный европейский новоджазовый тромбонист, играет в разнообразных проектах, но наиболее новаторским и современным из всех их является швейцарская группа "Movin’ On". Швейцарский джаз для нас за небольшим ...
Очень редкое в джазе, но, право слово, шикарное сочетание инструментов — 5-струнный контрабас и аккордеон. Особенно если учесть, что француз Гарсия-Фонс большую часть времени играет не пиццикато, а смычком. Исполнители хорошо знают друг друга — их ...
Этот альбом если и выходит за рамки блюзовых традиций, так разве только тем, что его традиционность выпячена до предела, усилена, оттенена, подчеркнута и осовременена. В итоге получилась очень яркая и броская музыка, идеально подходящая для ...
Прославленные сверхасы губной гармошки Джеймс Коттон, Билли Бранч, Чарли Масселвайт и Шугар Рей Норсиа собрались вместе на одной сессии и продемонстрировали все, что накопилось в истории звучания блюзовой гармоники — самые разные стили: от дуэтных ...
В широких кругах любителей джаза всего мира звучание скрипки ассоциируется прежде всего с именем блестящего Стэфана Граппелли. В кругах любителей джаза бывшего СССР — свой маяк: Давид Голощекин. Но в ряду скрипичного пиршество Граппелли, авантюрной ...
А вот знаете, в чем польза для джаза от распада великого и могучего СССР? А в том, по-моему, что знакомство с творчеством музыкантов, проживавшими в некогда братских джазовых республиках, сегодня приобретает некий особо приятный смысл. Да, ранее мы ...
Отличный, следует признать, альбом! Не из числа тех, после прослушивания которых с полмесяца ничего больше и слушать-то не хочется. Он из тех, которые хочется иметь в домашней фонотеке в качестве раритета и слушать тогда, когда остаешься один. Не ...
Даже если вас отталкивает стиль acid и вы ищете в музыке, приближенной к джазу, чего-то более выразительного, этот диск можете слушать смело: здесь только форма звучания эйсидовая, а содержание явно тяготеет к world music. Это тот случай, когда ...
Все возвращается на круги своя... М-да, вот теперь и джаз, по крайней мере в своем фанковом обличье, опять приходит к тем функциям, которые он выполнял в начале века — развлечение, шоу, яркое зрелище. Довольно символично, что трубач и вокалист Майкл ...
Тромбонист Куртис Фолкс из Бруклина записывался и с Биллом Фризоллом, и с Ширелом Кроу. Он же основатель великолепной нью-йоркской группы "Jazz Passengers", и в данном проекте есть отчетливый отпечаток следов как и от "Jazz Passengers", так даже и ...
"Время вдохновения" — очень обаятельный альбом, если можно так выразиться. Здесь даже "So What" М. Дэвиса и "Express 01" А. Клипова в своей динамике несут положительный заряд. Что уж говорить о пьесах Игоря Бойко — "Time Of Inspiration", "Christmas ...
"Вязальная фабрика" банальных веников не вяжет. Вся продукция этого лейбла оставляет сильное впечатление. И этот диск — не исключение. Хотя здесь уже и не экспериментируют и не ищут новых способов вызвать шок и недоумение. Все это осталось в первой ...