Various Artists - Brazil Choro; Saxophone, Why Cry?
21.05.1999
Слово "Бразилия" для жителей наших широт означает нечто большее,чем просто географическое понятие. Оно имеет еще и некий метафизический смысл. Бразилия - это место, где всегда тепло, всегда весело, нет никаких забот, есть чудный город Рио-де-Жанейро, где все поголовно ходят в белых штанах, но куда, увы, практически невозможно попасть, так как "...только"Дон" и "Магдалина" ходят по морю туда".
Сегодняшний гость нашего "CD-обзора" позволит сделать чуть более близкой Бразилию реальную, музыкальную культуру которой мы знаем весьма слабо. Музыка Бразилии - это ведь не только самба. Диск знакомит нас с наследием креольских элементов в культуре, гораздо менее известнойза пределами страны формой городского инструментально-песенного жанра -шоро.
Шоро зародился в конце прошлого века, когда ряд европейски образованных жителей Рио стал собираться для совместного музицирования. Они играли европейскиепольки, вальсы, чуть позже - рэгтаймы, но неизбежно вносили в эту музыкучисто бразильскую чувственность, меланхоличность, а иногда в классическоймелодии проступало и нечто острое, афро-индейское. Элементы импровизациине только допускались, но и поощрялись. Так возник шоро - музыка на стыкеакадемической традиции, фольклора и (теперь) элементов джаза. Играли (ииграют) эту музыку на кавакинью (небольшой 4-струнной гитаре), на мандолине,ф-но, саксофонах и так далее. Практически нет инструмента, противопоказанногошоро. Этому жанру отдал дань даже классик бразильской музыки Вила-Лобос.
Альбом включает 20 пьес, написанных и записанных в разное время крупнейшимимастерами шоро. Среди них одна пьеса принадлежит патриарху шоро Пиксингуинье(1898-1973), считающемуся в Бразилии Армстронгом этого жанра. Особенномелодичны и, благодаря звучанию саксофона, близки к джазу композиции АбеляФеррейры (1915-1980) "Saxophone, Why Cry?", "Sweet Lie"и "Crowing Low". А вот исполняемые Део Рианом (р.1944) на мандолинепьесы "Rio Nights" и "Mix It And Play" представляютсяболее близкими к традиционной португальской музыке.
В целом слушать шоро очень легко и приятно. Больше всего мне эта музыканапоминает так называемую "легкую", в изобилии звучавшую на отечественныхсценах и в ресторанах в эру, когда джаз был еще в опале, а рока не былои в помине. Казалось бы, здесь недалеко и до откровенного пошлого китча.Но легкость восприятия шоро благодаря тонкому ветерку латинского фольклоранигде не оборачивается уступками хорошему вкусу. Очень рекомендую открытьдля себя эту музыку.
(c) ℗ 1999 EMI Odeon Brazil
20 tks / 55 min(Paulinho Da Viola - cavaquinho; Valdir Azevedo - cavaquinho; Abel Ferreira- sax, cl; Roberto Szidon - p; Pixinguinha - sax; and others)
Давно, давненько уже не встречалось такого джаза, чтоб и мелодии были просты, песенны и танцевальны, но чтоб и импровизационное содержание приковывало к себе накрепко и не отпускало руки и ноги в бездумные телодвижения. Короче говоря, новый альбом ...
"Самый захватывающий и оригинальный гитарист из всех, появившихся за последние 10 лет", — так пишет о Джо Моррисе не кто-нибудь, а "ДаунБит". Впрочем, насчет оригинальности ничего возразить не могу — что есть, то есть. Причем оригинальность ...
Компания "Timeless Records" "опомнилась" и выпустила записанную 15 (!) лет назад программу бэнда Криса Барбера, "усиленного" Доктором Джоном, и посвященную раннему новоорлеанскому джазу и блюзу. Во вступлении к альбому, звучащему с первого трека ...
Жанр этнического джаза становится все более и более популярным во всем мире — достаточно назвать наше "Moscow Art Trio", ныне болгарина, а ранее ленинградца Анатолия Вапирова, норвежца Яна Гарбарека, индийца Харипрасада Чаурасия, нью-йоркские группы ...
Начинающего обозревателя вроде меня так и подмывает обыграть провоцирующе звучащее по-английски название британско-российского проекта — не то Трио Григория Прекрасного, не то Прекрасное Трио Григория. Будем считать, что мы это сделали. Что же вошло ...
Среди многочисленных, но неизменно относящихся к традиционному джазу или, в крайнем случае, к мейнстриму релизов фирмы "Arbors Records" особое место принадлежит серии сольных фортепианных записей современных мастеров доброго старого джаза. Наш ...
В коротеньком пресс-релизе к альбому сказано (не больше, не меньше), что эту музыку можно с равным успехом слушать как в синагоге, так и на дискотеке... Смелое заявление, рассчитанное больше на эпатаж, но доля истины в нем есть. Разве что уж в очень ...
Седовласый улыбающийся господин по имени Лэрри Инет, которого мы видим на обложке диска сидящим на переднем плане за роялем, увлекается джазом с 13 лет и уже с 14 лет сам его играет. Однако свой первый диск Лэрри записал лишь в 1997г. в возрасте 66 ...
Самый живой Брубек из последнего десятка теларковских Брубеков! И не только потому, что записано живьем ("Recorded Live"). А скорее потому, что здесь музыканты в крайне оживленном состоянии духа и вдохновения. По-видимому, пожилым джазменам ...
Шесть лет назад, в одной из студий Санкт-Петербурга, была записана эта программа, изданная сегодня фирмой "Богема". Загадочное слово "samkha", являющееся одновременно и названием группы, и названием проекта, имеет двоякое значение: это и раковина, и ...
Судя по всему, этот альбом рождался долго и непросто. Достаточно всмотреться в текст на вкладыше: первые четыре пьесы писались 14 мая аж 1991 года живьем во время одной из радиопрограмм; еще три — во время другой радиопрограммы, но уже 6 июня 1997 ...
Табла стали известными в современной музыке довольно давно.Но из всех индийских экзотических инструментов, которые стали часто появлятьсяна европейской сцене еще со времен первых гастролей Рави Шанкара (RaviShankar), только они получили постоянную ...