Alexey Kozlov - Alexey Kozlov and The Shostakovich String Quartet
22.07.2000
Не сотвори себе кумира... Как мне кажется, именно этой библейской цитатой "зашифрован" смысл обложки альбома. Сегодняшний Алексей Козлов не жалует фанатов, он ищет понимания у любителей Музыки. Постаревшие фанаты могут продолжать поклоняться своему кумиру, идолу, божку — вот он, глиняный или керамический (кстати, прекрасная работа, жаль, что скульптор неизвестен), изображен на обложке: длинноволосый Козлов семидесятых, создатель "Арсенала", с обвивающим его шею то ли саксофоном, то ли змием (не с древа ли познания добра и зла?). А Козлова реального сегодня привлекают другие игры: разверните обложку и вы увидите его среди респектабельных господ с лицевой стороны, в таком же строгом концертном наряде и позволившего себе лишь красный галстук-бабочку вместо черного.
На компакте увековечена часть весьма необычной программы, подготовленной Алексеем Козловым во второй половине 90-х годов совместно со струнным квартетом им. Шостаковича. Всемирно известный академический коллектив и один из самых известных джазовых людей России — что их объединило? Вот как говорит сам Козлов: "...мы сделали попытку, с одной стороны вернуть импровизационность в классические произведения, а с другой — придать классическим джазовым пьесам более камерный, академический характер".
В рамках этой попытки Козлов переложил для струнного квартета с саксофоном ряд своих собственных сочинений, произведения своих любимых классиков — в первую очередь Бородина и Габриэля Форе и популярные джазовые темы разных стилей (с "Take Five" Пола Дезмонда соседствует "Hand In Hand" Ральфа Таунера).
Попыток органично соединить джазовую и классическую музыку и раньше было немало, но все они заканчивались в лучшем случае полу-удачей. Думаю, не бесспорен, несмотря на высокое мастерство исполнителей, и данный проект. Козлов и его коллеги исполняют чрезвычайно интеллектуальную, сложную, действительно импровизационную, но очень уж "малоэнергетическую" музыку. Это вполне органично для классики, но чисто джазовый компонент, на мой взгляд, при этом проигрывает. У новой салонной музыки, как определил такую стилистику в интервью для нашего журнала сам Козлов (см. JК № 3/98), слишком уж расплывчат адресат. Впрочем, вряд ли эта сторона вопроса так уж сильно волновала Алексея Семеновича. Как показывает и аналогичный его проект с В.Горским, просто интересы маэстро в последние годы сместились именно в данном направлении и альбом служит прекрасным документальным свидетельством генезиса творческих исканий Алексея Козлова.
...Чистый, прозрачный женский голос, незатейливая, но завораживающе-притягательная мелодия песни, упругий, но не навязчивый ритм, сплетение голосов скрипки, цимбал, духовых — наверное, так могла бы выглядеть эльфийская музыка толкиеновских ...
Квинтет Дейва Холланда, сам басист и его альбомы в последние годы неизменно стоят на самых высоких местах в чартах журнала "ДаунБит", а также списках лауреатов премии Ассоциации джазовых журналистов США и номинантах на "Грэмми". И вот перед нами ...
Имя грузинского композитора Гия Канчели хорошо знакомо любителям современной академической музыки во всем мире. Сочиняя в различных музыкальных формах (от инструментальных миниатюр до балета), он создает произведения, полные неповторимого ...
Альберт Мангельсдорф — пожалуй, самый известный европейский новоджазовый тромбонист, играет в разнообразных проектах, но наиболее новаторским и современным из всех их является швейцарская группа "Movin’ On". Швейцарский джаз для нас за небольшим ...
Очень редкое в джазе, но, право слово, шикарное сочетание инструментов — 5-струнный контрабас и аккордеон. Особенно если учесть, что француз Гарсия-Фонс большую часть времени играет не пиццикато, а смычком. Исполнители хорошо знают друг друга — их ...
Этот альбом если и выходит за рамки блюзовых традиций, так разве только тем, что его традиционность выпячена до предела, усилена, оттенена, подчеркнута и осовременена. В итоге получилась очень яркая и броская музыка, идеально подходящая для ...
Прославленные сверхасы губной гармошки Джеймс Коттон, Билли Бранч, Чарли Масселвайт и Шугар Рей Норсиа собрались вместе на одной сессии и продемонстрировали все, что накопилось в истории звучания блюзовой гармоники — самые разные стили: от дуэтных ...
В широких кругах любителей джаза всего мира звучание скрипки ассоциируется прежде всего с именем блестящего Стэфана Граппелли. В кругах любителей джаза бывшего СССР — свой маяк: Давид Голощекин. Но в ряду скрипичного пиршество Граппелли, авантюрной ...
А вот знаете, в чем польза для джаза от распада великого и могучего СССР? А в том, по-моему, что знакомство с творчеством музыкантов, проживавшими в некогда братских джазовых республиках, сегодня приобретает некий особо приятный смысл. Да, ранее мы ...
Отличный, следует признать, альбом! Не из числа тех, после прослушивания которых с полмесяца ничего больше и слушать-то не хочется. Он из тех, которые хочется иметь в домашней фонотеке в качестве раритета и слушать тогда, когда остаешься один. Не ...
Даже если вас отталкивает стиль acid и вы ищете в музыке, приближенной к джазу, чего-то более выразительного, этот диск можете слушать смело: здесь только форма звучания эйсидовая, а содержание явно тяготеет к world music. Это тот случай, когда ...
Все возвращается на круги своя... М-да, вот теперь и джаз, по крайней мере в своем фанковом обличье, опять приходит к тем функциям, которые он выполнял в начале века — развлечение, шоу, яркое зрелище. Довольно символично, что трубач и вокалист Майкл ...