Московская "Богема" продолжает радовать не только отдельнымиработами джазменов со всего постсоветского пространства, но и целыми "собраниямисочинений". Вслед за "Арсеналом" и "Квадро" насталчеред, к вящему удовольствию поклонников Германа Лукьянова, "двухтомника "Камерного джазового ансамбля, более известного под звучным сокращенным названием "Каданс".
На двух компактах разместились четыре виниловые пластинки этого состава:"Иванушка-дурачок" (1981г.), "Путь к Олимпу" (1983г.),"Какая снежная весна..." (1986г.) и "Знак блюза" (1988г.)- практически вся увековеченная в звукозаписи история этого коллектива, появившегося в 1978 году. Но история "Каданса" - это скорее хроника творчества Германа Лукьянова в конце семидесятых и в восьмидесятых годах."Каданс" в значительно большей степени, чем другие ведущие джазовые ансамбли своего времени - "ГТЧ", "Арсенал" или "Аллегро",- был инструментом реализации идей только одного человека, своего лидера.
В отечественной джазовой среде Лукьянов, помимо мастерской игры на трубе, флюгельгорне или альт-горне (что почти никто, кроме него, не практиковал),всегда выделялся исключительно вдумчивым, серьезным подходом к музыкальному материалу. Его сочинения или аранжировки - это вполне академические работы с "маленьким" дополнением: они дышат джазом, хотя подчас это дыхание и не бросается в глаза. Более заметно иное: в какие бы динамичные, пестрые по тембровой окраске, изощренные по гармонической и мелодической структуре наряды не были "одеты" композиции Германа Лукьянова- сквозь них всегда проглядывают характерные для его творческого почерка рассудочность, внутренняя логика, жесткая композиционная взаимосвязь отдельных фрагментов. Если Лукьянов берется за какую-то известную тему, то она полностью преображается в его музыке - и тогда он по праву становится соавтором Коула Портера в "Любовь на продажу" или вслед за Бизе и Щедриным демонстрирует свою версию "Кармен". Русский, еврейский или белорусский фольклор в исполнении "Каданса" приобретает уникальные, чисто "лукьяновские"черты.
Абсолютно нет необходимости как-то характеризовать отдельные композиции на этих компактах: старый товарищ и летописец творчества Лукьянова Аркадий Петров, помимо небольшой вводной статьи, дал к каждой пьесе свой фирменный, афористично точный, образный и в высшей степени компетентный комментарий.
Зато с удовольствием благодарю Андрея Феофанова и всю команду фирмы "Богема" за очень важную работу по увековечиванию нашей джазовой истории и жду новых, столь же академически солидных проектов.
"Kadans #1"
℗ (c) 1998 "Boheme Music", G. Lukyanov
10 tks / 71 min
(Герман Лукьянов - фг, аг, цфл; Юрий Юренков - ас, фг; Николай Панов- сс, тс, фл; Михаил Окунь - фп; Михаил Смола - кб; Борис Рукинглуз - тб(1-6); Вадим Ахметгареев - тб (7-10); Валерий Каплун - уд (1-6); АлексейГагарин - уд (7-10))
"Когда я начинаю играть, я просто становлюсь частью контрабаса, а контрабас становится частью меня; я не играю ноты, я играю себя", — это признание Чарльза Мингуса вспоминается, когда слушаешь игру Эдди Гомеза. Он обладает удивительно органичной ...
Стив Лэйси (его настоящее имя — Стивен Лакриц) — американец по рождению, европеец по месту жительства, чуть ли не единственный саксофонист, играющий только на сопрановой разновидности этого инструмента, — считается одним из ...
Спокойные и чопорные англичане решили поиграть нечто латиноамериканское и, кажется, увлеклись. Но от духа Альбиона, сидящего глубоко внутри, освободиться полностью им не удалось, и все самбы и румбы получились чуть-чуть недоперченными и ...
Не найдется такой, пусть даже самой краткой энциклопедии блюза, где не упоминался бы Джуниор Уэллс. Я специально подчеркиваю этот факт, чтобы читатель получил представление об уровне музыканта, с которымон встречается, приобретая этот диск. Это ...
"Wolverine Orchestra" Бикса Бейдербека вдохновил не один десяток музыкантов как на прямое подражание, так и на переосмысление своего стиля. В Европе в 50–е — 60–е годы диксиленды были страшно популярны — они попросту переживали вторую молодость. В ...
На обложке — пожилой негр, улыбающийся типично по–американски за рулем очень американской машины (древний корытоподобный открытый кадиллак ярко–красного цвета), сидит в обнимку с верной подружкой — электрогитарой "Фендер Телекастер". В прилагающейся ...
В моем домашнем архиве сохранилась опубликованная в "Литературнойгазете" #28/84 статья советского (очень советского) журналиста В.Симонова "Конец джаза?". В ней автор говорил о кризисе джазав США в целом и его прямо-таки умирании в Новом Орлеане. ...
Важность ритма в джазе хорошо иллюстрирует тот факт, что несть числа джазовым составам, независимо от стиля, где лидером является именно барабанщик: от минского диксиленда "Ренессанс" и до знаменитых "Jazz Messengers". Вот и данное трио возглавляет ...
Фирма "Black Top" из Нового Орлеана и продюсер Фред Джеймс, похоже, взялись за настойчивую и последовательную раскрутку звезд вчерашнего дня. Альбом певца Роско Шелтона удивительно напоминает выпущенный в этом же году диск другого вокалиста — ...
"Bazar Bla" — это трио из Швеции, в составе которого три весьма молодых и, надо сказать, очень любящих свой фольклор парня. Так, Йохан Хедин (Johan Hedin) играет на разнообразных смычковых, различающихся как по своим размерам, так и по тону ...
Отличительная особенность современной музыки — альтернативного джаза, фьюжн, джаз-рока, нью эйджа, world music и т.д. — в том, что она почти вся авторская. Если так пойдет и дальше, то скоро количество композиторов может сравняться с числом ...
Изумительно иллюстрированный компакт-диск представляет нам трио традиционной непальской музыки, исполняющее ее в современной форме,но делающее это очень бережно и доносящее до слушателя сам дух этой очень древней страны. Первые же звуки уводят вас ...