Жанр этнического джаза становится все более и более популярным во всем мире — достаточно назвать наше "Moscow Art Trio", ныне болгарина, а ранее ленинградца Анатолия Вапирова, норвежца Яна Гарбарека, индийца Харипрасада Чаурасия, нью-йоркские группы "Pachora" и "Hasidic New Wave"... это, собственно, только начало.
Однако здесь не все так просто. Многие из фолк-джазовых коллективов настолько удаляются в своем творчестве от собственно джаза, что становится не совсем понятно, что же они в конце концов играют? World music? Для нее у них слишком много импровизационности и других характерных джазовых элементов. Но и просто джазом такую музыку язык называть не поворачивается. Вот и получается какой-то гибрид вроде world jazz...
Короче говоря, нью-йоркское трио "Парадокс" Мэтта Дэриу, состоящее из четырех человек (тоже модный нынче выверт) играет именно такой этнический джаз, причем этника у них явно преобладает над джазом. Их основная тематика — Балканы, Турция, Ближний Восток, еврейские мотивы. Больше половины вещей на диске представляют собой обработки традиционных мелодий Востока, насыщенные необычными ритмами и импровизациями. Музыканты, помимо обычных, активно пользуются народными турецкими (саз) и болгарскими (кавал — пастушеская флейта; тупан и тамбура — плоские барабаны разных форм) инструментами. Сочетание разнородных звуков и тембров, знакомых и незнакомых, в дополнение к слегка заунывным мелодиям создает загадочно-меланхолический восточный образ, который напрямую не ассоциируется с какой-то конкретной страной. Получается некий музыкальный рассказ о Востоке, в котором иногда проскальзывают знакомые мотивы и тут же растворяются в замысловатых импровизационных ходах.
В итоге вышел альбом, который имеет шанс понравиться всем, у кого нет предубеждения против восточной музыки вообще. "Paradox Trio" бережно подходит к традиции и дает нам возможность почувствовать, как народные корни переплетаются с джазовыми в прихотливый ритмический и мелодический узор. Забавно было бы услышать, как эти музыканты "справились" бы с русским фольклором...
Квинтет Дейва Холланда, сам басист и его альбомы в последние годы неизменно стоят на самых высоких местах в чартах журнала "ДаунБит", а также списках лауреатов премии Ассоциации джазовых журналистов США и номинантах на "Грэмми". И вот перед нами ...
Имя грузинского композитора Гия Канчели хорошо знакомо любителям современной академической музыки во всем мире. Сочиняя в различных музыкальных формах (от инструментальных миниатюр до балета), он создает произведения, полные неповторимого ...
Альберт Мангельсдорф — пожалуй, самый известный европейский новоджазовый тромбонист, играет в разнообразных проектах, но наиболее новаторским и современным из всех их является швейцарская группа "Movin’ On". Швейцарский джаз для нас за небольшим ...
Очень редкое в джазе, но, право слово, шикарное сочетание инструментов — 5-струнный контрабас и аккордеон. Особенно если учесть, что француз Гарсия-Фонс большую часть времени играет не пиццикато, а смычком. Исполнители хорошо знают друг друга — их ...
Этот альбом если и выходит за рамки блюзовых традиций, так разве только тем, что его традиционность выпячена до предела, усилена, оттенена, подчеркнута и осовременена. В итоге получилась очень яркая и броская музыка, идеально подходящая для ...
Прославленные сверхасы губной гармошки Джеймс Коттон, Билли Бранч, Чарли Масселвайт и Шугар Рей Норсиа собрались вместе на одной сессии и продемонстрировали все, что накопилось в истории звучания блюзовой гармоники — самые разные стили: от дуэтных ...
В широких кругах любителей джаза всего мира звучание скрипки ассоциируется прежде всего с именем блестящего Стэфана Граппелли. В кругах любителей джаза бывшего СССР — свой маяк: Давид Голощекин. Но в ряду скрипичного пиршество Граппелли, авантюрной ...
А вот знаете, в чем польза для джаза от распада великого и могучего СССР? А в том, по-моему, что знакомство с творчеством музыкантов, проживавшими в некогда братских джазовых республиках, сегодня приобретает некий особо приятный смысл. Да, ранее мы ...
Отличный, следует признать, альбом! Не из числа тех, после прослушивания которых с полмесяца ничего больше и слушать-то не хочется. Он из тех, которые хочется иметь в домашней фонотеке в качестве раритета и слушать тогда, когда остаешься один. Не ...
Даже если вас отталкивает стиль acid и вы ищете в музыке, приближенной к джазу, чего-то более выразительного, этот диск можете слушать смело: здесь только форма звучания эйсидовая, а содержание явно тяготеет к world music. Это тот случай, когда ...
Все возвращается на круги своя... М-да, вот теперь и джаз, по крайней мере в своем фанковом обличье, опять приходит к тем функциям, которые он выполнял в начале века — развлечение, шоу, яркое зрелище. Довольно символично, что трубач и вокалист Майкл ...
Тромбонист Куртис Фолкс из Бруклина записывался и с Биллом Фризоллом, и с Ширелом Кроу. Он же основатель великолепной нью-йоркской группы "Jazz Passengers", и в данном проекте есть отчетливый отпечаток следов как и от "Jazz Passengers", так даже и ...