Компания "Emanem" продолжает издавать "архивные"записи импровизационной музыки, выходившие ранее на виниле, либо вообщеоставшиеся только на мастер-лентах. Этот альбом принадлежит к числу последних.В 1985 году в городке Ватерлоо проходил фестиваль, на котором квартет известнейшего британского новоджазового саксофониста Ивэна Паркера исполнил часовую программу спонтанной импровизации. Программа эта была записана, но только сейчаспоявилась в формате CD.
Это далеко не первый диск с подобной музыкой в нашем "CD-обзоре",и, надо признаться, один из наименее спорных. Здесь вы сможете услышатьчистейший фри-джаз, композиционно выстроенный (в рамках своего жанра, конечно)достаточно логично и последовательно, без каких-либо необычных побочных экспериментов. Саксофон и тромбон ведут каждый свою линию, иногда по очереди, иногда параллельно и, что интересно отметить, практически нигде не конфликтуютдруг с другом и не стараются создавать резкое диссонансное напряжение,что вообще-то свойственно свободной импровизационной музыке.
Так что этот альбом получается достаточно спокойным (но не умиротворенным),рефлексивным и в то же время не сильно однообразным. Необходимый драматизм вносится за счет сложной мелодики и тонкого взаимодействия всех музыкантов- они явно стараются максимально сотрудничать друг с другом, вслушиваютсяв чужие идеи, подхватывают и развивают их, чтобы тут же предложить свои.Думающая музыка, и это особенно приятно отметить. Конечно, не стоит ожидать,что поклонники мейнстрима смогут сразу оценить прелесть этих вольных экзерсисов,но вообще, подобные опусы исключительно полезно слушать даже в терапевтически-музыкальных целях - через силу, если сразу и не понравилось. Количество интересныхидей и то, как они воплощаются, просто поражает при условии внимательного слушания. Конечно, иногда может раздражать то, что не всегда они имеют интересное развитие, а порой и наоборот - затягиваются без должной итоговойразрядки, но это ведь жанр такой - спонтанный и экспериментальный по сути.
В целом альбом явно удался, а мягкость и приглушенность его саунда напоминают студийные работы. Это объясняется тем, что концертный зал в Ватерлоо специально подготовили к выступлениям по рекомендации звукорежиссера - обтянули его весь специальной тканью (больше 200 м2), что совершенно исключило эхо и позволило добиться камерного,"домашнего" звучания. Такой вот "драпированный" фри-джаз.
(c) ℗ 1999 Emanem
1 tks / 61 mins
(E.Parker - ss, ts; Paul Rutherford - tb; Hans Schneider - b; Paul Lytton- perc, live electronics)
Михаил Альперин параллельно своим интерпретациям молдавского фольклора и исполнения страстного этноджаза в составе "Moscow Art Trio"развивает, начиная с конца 80–х, еще одну линию — "норвежскую".Он не только прижился в самой Норвегии (переехав туда ...
Брайан Хьюз — нынче восходящая звезда smooth-джазовой гитары. Он канадец, но учился в Лос-Анджелесе. Причем вместе с Эдом Бикертом и Патом Мартино. А теперь уже второй год подряд в своей стране признан лучшим джазовым инструменталистом - ...
Мультидуховик Роско Митчел — весомая фигура в современном постфри–джазе.Он встречался с Альбертом Эйлером на одной сцене в Берлине в 59–ом году,когда об Эйлере еще ничего не знали. Эта встреча, безусловно, повлиялана весь ход музыкальных поисков и ...
Эта музыка абсолютно не похожа на джаз как в его традиционном понимании (свинг здесь можно искать с тем же успехом, что и пульс на протезе, а ударные или хотя бы контрабас блистают своим отсутствием), так и в суперавангардном обличье (никаких ...
Вот музыка, которой не нужны никакие определения, классификациии представления. Она самодостаточна и, честное слово, любое описание будетпросто бледной тенью музыкального ДЕЙСТВА. Оно удивительным образом приковываетк себе внимание любителя любого ...
Представьте себе трехлучевую звезду, вроде "мерседесовской". Пусть один луч символизирует ньюэйдж, другой — world music, а третий — smooth jazz. Тогда в центре звезды вполне можно поместить альбом Криса Сфириса "Dancing With The Muse". Думается, ...
Альбом этот представляет собой запись, сделанную на фестивале "Vilnius Jazz ’98". Те, кто слышал предыдущие альбомы и другие концертные выступления группы, будут несколько удивлены: "Осенняя сюита" во многом на них непохожа. Прозрачное легкое ...
Канадский джаз — не частый гость в нашем "CD-обзоре". Альбом "Fleeting Thoughts" дает возможность познакомиться с весьма симпатичным образчиком того, как играют сегодня джаз к северу от его родины. Глен Холлз, главное действующее лицо этого ...
Что и говорить, удивительный проект. Нет, сама по себе религиозная музыка любой конфессии уже очень давно занимает свою особую нишу в музыкальной культуре. Соль здесь в том, как, кем и где она исполнена в этом проекте. Известно, что суббота (шаббат) ...
Итальянский современный джаз я слышал первый раз и, надосказать, если бы не знал заранее его происхождение, то долго гадал бы,кто такое сотворил. С одной стороны, музыка ближе всего к эйсид-джазу сочевидным влиянием трип-хопа, но, с другой стороны, ...
Рождественская музыка — совершенно особая творческая ниша. С одной стороны, она предоставляет богатое сезонное поле для заработков многочисленным халтурщикам: если одни "куют денежки" в предрождественские дни в личине Санта-Клаусов, другие ...
Да, действительно основными центрами "джазового производства" в Штатах являются Нью-Йорк и Западное побережье. Однако и за их пределами тоже происходит немало интересного, примером чему может служить и данный релиз. Любопытный слушатель познакомится ...