"Самый захватывающий и оригинальный гитарист из всех, появившихся за последние 10 лет", — так пишет о Джо Моррисе не кто-нибудь, а "ДаунБит". Впрочем, насчет оригинальности ничего возразить не могу — что есть, то есть. Причем оригинальность тотальная — уход не только от всех традиций, но и от музыкальной логики вообще. То, что делает Моррис, в принципе неопределимо в рамках привычного языка созвучий. Ибо гармония обычная так же отличается от его собственной, как творения Рафаэля от полотен Кандинского.
Действительно, первое, что здесь приходит в голову, — ассоциации с изобразительным искусством. Музыка этого альбома — это чистейший звуковой импровизационный абстракционизм. Связи между отдельными инструментальными пластами для нас присутствуют только в той мере, в какой мы сами их определим, что, правда, не означает, будто музыканты их не имели в виду вовсе. Сам Моррис определяет свою музыку не как сумму традиций, а просто как звуковую "цель". Цель же для него означает создание совершенно неслыханного ранее саунда, но в котором тем не менее сохраняются присущие для обычных джазовых течений загадка, душевность и... свинг. Все чаще приходится сталкиваться с самыми необычными трактовками этого типично традиционно-джазового термина. (Кстати, Вячеслав Ганелин также считает, что все композиции его знаменитого трио строились на своеобразном свинге.)
Однако громкие слова — это только слова, а как же музыка? Скажем прямо, квартет Джо Морриса задает нелегкую работу слушателю, действительно лишая его абсолютно всех ориентиров и стереотипов, которыми мы все так привыкли пользоваться при оценке новых вещей. Поток коротких рваных фраз, беспрерывно и в изрядном темпе льющийся из всех инструментов, сначала озадачивает, потом начинает раздражать, а где-то к концу альбома становится ясно, что главное в нем — не композиция и не импровизация, а... медитация. Да-да, фактически эта музыка, если ее действительно внимательно слушать, вычищает наши мозги не хуже приличного сна, и мы опять готовы к адекватному восприятию окружающей действительности. Беда только в том, что автор наверняка не согласится с такой трактовкой своего творения, но тут уж он сам виноват: когда не даешь слушателю никаких зацепок, готовься к тому, что каждый будет понимать тебя иначе. (Или не понимать, но тоже каждый по-своему.)
Итак, вернемся к музыкальной "цели" Морриса. Что касается загадки, то тут все в порядке: звуковое послание зашифровано накрепко. Вот с душевностью, как мне кажется, дела обстоят похуже: все настолько тотально загадочно, что обнаружить эту душевность будет стоить немалых трудов. Хотя и отрицательных чувств я не заметил — скорее некую нейтральность и отстраненность. А вот насчет свинга — черт его знает, — послушайте и решите сами. Свинг — штука тонкая.
Внешне черно-белая группа, внутри — стопроцентный негритянский буги, поскольку здесь верховодит все-таки черный, да к тому же еще и родной племянник легендарного Дж. Б. Хатто — Эд Уильямс. Эд не скрывает, что дядюшка Дж. Б. научил его всему, что он ...
Честь и слава Александру Ростоцкому за идею проекта. Не появись этот диск, знакомство с замечательным талантом Владимира Данилина так и осталось бы уделом лишь тех, кто бывал на его концертах. Данилин потрясающе исполняет добротнейший джаз на крайне ...
Эта троица впервые собралась как отдельная группа, хотя они уже неоднократно играли вместе в разных командах и в разных сочетаниях. Очень трудно понять, кто же здесь лидер: формальный повод есть у Эрлича, поскольку его фамилия стоит на обложке ...
Клезмер (что на идиш означает "музыкант") — это направление традиционной музыки, созданное восточноевропейскими евреями около 200 лет назад. Богатство и гармоний, и мелодий. Великолепная смесь Балкан, Ближнего Востока, совершенно разнообразной ...
Давно, давненько уже не встречалось такого джаза, чтоб и мелодии были просты, песенны и танцевальны, но чтоб и импровизационное содержание приковывало к себе накрепко и не отпускало руки и ноги в бездумные телодвижения. Короче говоря, новый альбом ...
Компания "Timeless Records" "опомнилась" и выпустила записанную 15 (!) лет назад программу бэнда Криса Барбера, "усиленного" Доктором Джоном, и посвященную раннему новоорлеанскому джазу и блюзу. Во вступлении к альбому, звучащему с первого трека ...
Жанр этнического джаза становится все более и более популярным во всем мире — достаточно назвать наше "Moscow Art Trio", ныне болгарина, а ранее ленинградца Анатолия Вапирова, норвежца Яна Гарбарека, индийца Харипрасада Чаурасия, нью-йоркские группы ...
Начинающего обозревателя вроде меня так и подмывает обыграть провоцирующе звучащее по-английски название британско-российского проекта — не то Трио Григория Прекрасного, не то Прекрасное Трио Григория. Будем считать, что мы это сделали. Что же вошло ...
Среди многочисленных, но неизменно относящихся к традиционному джазу или, в крайнем случае, к мейнстриму релизов фирмы "Arbors Records" особое место принадлежит серии сольных фортепианных записей современных мастеров доброго старого джаза. Наш ...
В коротеньком пресс-релизе к альбому сказано (не больше, не меньше), что эту музыку можно с равным успехом слушать как в синагоге, так и на дискотеке... Смелое заявление, рассчитанное больше на эпатаж, но доля истины в нем есть. Разве что уж в очень ...
Седовласый улыбающийся господин по имени Лэрри Инет, которого мы видим на обложке диска сидящим на переднем плане за роялем, увлекается джазом с 13 лет и уже с 14 лет сам его играет. Однако свой первый диск Лэрри записал лишь в 1997г. в возрасте 66 ...
Самый живой Брубек из последнего десятка теларковских Брубеков! И не только потому, что записано живьем ("Recorded Live"). А скорее потому, что здесь музыканты в крайне оживленном состоянии духа и вдохновения. По-видимому, пожилым джазменам ...