"Самый захватывающий и оригинальный гитарист из всех, появившихся за последние 10 лет", — так пишет о Джо Моррисе не кто-нибудь, а "ДаунБит". Впрочем, насчет оригинальности ничего возразить не могу — что есть, то есть. Причем оригинальность тотальная — уход не только от всех традиций, но и от музыкальной логики вообще. То, что делает Моррис, в принципе неопределимо в рамках привычного языка созвучий. Ибо гармония обычная так же отличается от его собственной, как творения Рафаэля от полотен Кандинского.
Действительно, первое, что здесь приходит в голову, — ассоциации с изобразительным искусством. Музыка этого альбома — это чистейший звуковой импровизационный абстракционизм. Связи между отдельными инструментальными пластами для нас присутствуют только в той мере, в какой мы сами их определим, что, правда, не означает, будто музыканты их не имели в виду вовсе. Сам Моррис определяет свою музыку не как сумму традиций, а просто как звуковую "цель". Цель же для него означает создание совершенно неслыханного ранее саунда, но в котором тем не менее сохраняются присущие для обычных джазовых течений загадка, душевность и... свинг. Все чаще приходится сталкиваться с самыми необычными трактовками этого типично традиционно-джазового термина. (Кстати, Вячеслав Ганелин также считает, что все композиции его знаменитого трио строились на своеобразном свинге.)
Однако громкие слова — это только слова, а как же музыка? Скажем прямо, квартет Джо Морриса задает нелегкую работу слушателю, действительно лишая его абсолютно всех ориентиров и стереотипов, которыми мы все так привыкли пользоваться при оценке новых вещей. Поток коротких рваных фраз, беспрерывно и в изрядном темпе льющийся из всех инструментов, сначала озадачивает, потом начинает раздражать, а где-то к концу альбома становится ясно, что главное в нем — не композиция и не импровизация, а... медитация. Да-да, фактически эта музыка, если ее действительно внимательно слушать, вычищает наши мозги не хуже приличного сна, и мы опять готовы к адекватному восприятию окружающей действительности. Беда только в том, что автор наверняка не согласится с такой трактовкой своего творения, но тут уж он сам виноват: когда не даешь слушателю никаких зацепок, готовься к тому, что каждый будет понимать тебя иначе. (Или не понимать, но тоже каждый по-своему.)
Итак, вернемся к музыкальной "цели" Морриса. Что касается загадки, то тут все в порядке: звуковое послание зашифровано накрепко. Вот с душевностью, как мне кажется, дела обстоят похуже: все настолько тотально загадочно, что обнаружить эту душевность будет стоить немалых трудов. Хотя и отрицательных чувств я не заметил — скорее некую нейтральность и отстраненность. А вот насчет свинга — черт его знает, — послушайте и решите сами. Свинг — штука тонкая.
В пространстве этого диска живут только два голоса: голос певца и голос его гитары. И музыка, которую они рождают, столь же традиционна для Америки,сколь традиционны имя и фамилия исполнителя - Джон Джексон. Давным-давно, еще до Гражданской войны в ...
Кажется, что "Гунеш" — это что-то очень старое, из "застойных" советских времен, но то, что звучит на очередном "богемовском" компакт-диске, могло быть записано и двадцать лет назад, и сейчас. Может быть, потому что это — синтез жестких стилевых ...
Популярнейший сейчас саксофонист Том Скотт никогда не искал новых форм, не экспериментировал и не оригинальничал. Именно поэтому он сейчас и популярнейший. Если вы слышите саксофон на старых записях Пола Маккартни, Ринго Старра,Кэрролл Кинг, Блонди, ...
Было время, когда Валентина Пономарева слыла первой леди советского джаза, когда она на равных участвовала в чекасинско-курехинских экспериментах. Потом ее поразительный вокал стал звучать в джазе все реже, казалось, певица целиком перешла на ...
Музыканты, принявшие участие в записи этой программы, принадлежат восновном к числу молодых исполнителей литовского джаза. Лидер коллектива Дайнюс Пулаускас активно заявил о себе в 1996 году, основа его проектавот уже несколько лет остается почти ...
Диск чрезвычайно любопытный, хотя и имеющий мало общего с джазом как таковым. Трио Гиоры Фейдмана предлагает вам еще один взгляд на явление, которое называется "клезмер ривайвл". Сам Гиора Фейдман (р.1936), уроженец Буэнос-Айреса, - блестящий ...
До чего же приятно осознавать, что где-то еще есть романтики, способные играть музыку, давно отправленную молодым современным поколением в архив! Ежегодно, в мае, в Сакраменто, столице американского штата Калифорния, проводится международный ...
Это двойной аудиодокумент совсем недавней истории блюза, запечатлевший гениального блюзмена Лютера Эллисона в нескольких последних его появлениях перед публикой. Последних, к сожалению, в его жизни в 1995 и 1997 годах на чикагской сцене. Невозможно ...
Разные диски и разными путями попадают в наш "CD-обзор". Большинствопо-хозяйски располагается в соответствующих "апартаментах"-разделах,по праву "прописываясь" на блюзовой, джазовой или ньюэйджевой"жилплощади". Но изредка попадаются и другие диски. ...
Удивительная все-таки студия "Alula Records"! Просто поражает,с какой настойчивостью и любовью эта маленькая независимая компания популяризирует народную музыку из разных уголков мира. Вот и сейчас мне довелось послушатьновый, изданный как всегда ...
Второй альбом этой молодой петербургской группы частично навеял ответна давно вынашиваемый вопрос - перспективно ли у нас развивать чисто американские,без посторонних "примесей", да к тому же еще и не новые традиции? Наверное, да. Первым начал ...
( Себастьян Тападжо - музыкант, не просто впитавший в себя бразильскую музыку с детства, он рожден в 1943 году вблизи Амазонки и крещен в ее водах.Даже его сценический псевдоним - не что иное, как название небольшого притока Амазонки, протекавшего ...