"Самый захватывающий и оригинальный гитарист из всех, появившихся за последние 10 лет", — так пишет о Джо Моррисе не кто-нибудь, а "ДаунБит". Впрочем, насчет оригинальности ничего возразить не могу — что есть, то есть. Причем оригинальность тотальная — уход не только от всех традиций, но и от музыкальной логики вообще. То, что делает Моррис, в принципе неопределимо в рамках привычного языка созвучий. Ибо гармония обычная так же отличается от его собственной, как творения Рафаэля от полотен Кандинского.
Действительно, первое, что здесь приходит в голову, — ассоциации с изобразительным искусством. Музыка этого альбома — это чистейший звуковой импровизационный абстракционизм. Связи между отдельными инструментальными пластами для нас присутствуют только в той мере, в какой мы сами их определим, что, правда, не означает, будто музыканты их не имели в виду вовсе. Сам Моррис определяет свою музыку не как сумму традиций, а просто как звуковую "цель". Цель же для него означает создание совершенно неслыханного ранее саунда, но в котором тем не менее сохраняются присущие для обычных джазовых течений загадка, душевность и... свинг. Все чаще приходится сталкиваться с самыми необычными трактовками этого типично традиционно-джазового термина. (Кстати, Вячеслав Ганелин также считает, что все композиции его знаменитого трио строились на своеобразном свинге.)
Однако громкие слова — это только слова, а как же музыка? Скажем прямо, квартет Джо Морриса задает нелегкую работу слушателю, действительно лишая его абсолютно всех ориентиров и стереотипов, которыми мы все так привыкли пользоваться при оценке новых вещей. Поток коротких рваных фраз, беспрерывно и в изрядном темпе льющийся из всех инструментов, сначала озадачивает, потом начинает раздражать, а где-то к концу альбома становится ясно, что главное в нем — не композиция и не импровизация, а... медитация. Да-да, фактически эта музыка, если ее действительно внимательно слушать, вычищает наши мозги не хуже приличного сна, и мы опять готовы к адекватному восприятию окружающей действительности. Беда только в том, что автор наверняка не согласится с такой трактовкой своего творения, но тут уж он сам виноват: когда не даешь слушателю никаких зацепок, готовься к тому, что каждый будет понимать тебя иначе. (Или не понимать, но тоже каждый по-своему.)
Итак, вернемся к музыкальной "цели" Морриса. Что касается загадки, то тут все в порядке: звуковое послание зашифровано накрепко. Вот с душевностью, как мне кажется, дела обстоят похуже: все настолько тотально загадочно, что обнаружить эту душевность будет стоить немалых трудов. Хотя и отрицательных чувств я не заметил — скорее некую нейтральность и отстраненность. А вот насчет свинга — черт его знает, — послушайте и решите сами. Свинг — штука тонкая.
Вот музыка, которой не нужны никакие определения, классификациии представления. Она самодостаточна и, честное слово, любое описание будетпросто бледной тенью музыкального ДЕЙСТВА. Оно удивительным образом приковываетк себе внимание любителя любого ...
Представьте себе трехлучевую звезду, вроде "мерседесовской". Пусть один луч символизирует ньюэйдж, другой — world music, а третий — smooth jazz. Тогда в центре звезды вполне можно поместить альбом Криса Сфириса "Dancing With The Muse". Думается, ...
Альбом этот представляет собой запись, сделанную на фестивале "Vilnius Jazz ’98". Те, кто слышал предыдущие альбомы и другие концертные выступления группы, будут несколько удивлены: "Осенняя сюита" во многом на них непохожа. Прозрачное легкое ...
Канадский джаз — не частый гость в нашем "CD-обзоре". Альбом "Fleeting Thoughts" дает возможность познакомиться с весьма симпатичным образчиком того, как играют сегодня джаз к северу от его родины. Глен Холлз, главное действующее лицо этого ...
Что и говорить, удивительный проект. Нет, сама по себе религиозная музыка любой конфессии уже очень давно занимает свою особую нишу в музыкальной культуре. Соль здесь в том, как, кем и где она исполнена в этом проекте. Известно, что суббота (шаббат) ...
Итальянский современный джаз я слышал первый раз и, надосказать, если бы не знал заранее его происхождение, то долго гадал бы,кто такое сотворил. С одной стороны, музыка ближе всего к эйсид-джазу сочевидным влиянием трип-хопа, но, с другой стороны, ...
Рождественская музыка — совершенно особая творческая ниша. С одной стороны, она предоставляет богатое сезонное поле для заработков многочисленным халтурщикам: если одни "куют денежки" в предрождественские дни в личине Санта-Клаусов, другие ...
Да, действительно основными центрами "джазового производства" в Штатах являются Нью-Йорк и Западное побережье. Однако и за их пределами тоже происходит немало интересного, примером чему может служить и данный релиз. Любопытный слушатель познакомится ...
...Чистый, прозрачный женский голос, незатейливая, но завораживающе-притягательная мелодия песни, упругий, но не навязчивый ритм, сплетение голосов скрипки, цимбал, духовых — наверное, так могла бы выглядеть эльфийская музыка толкиеновских ...
Квинтет Дейва Холланда, сам басист и его альбомы в последние годы неизменно стоят на самых высоких местах в чартах журнала "ДаунБит", а также списках лауреатов премии Ассоциации джазовых журналистов США и номинантах на "Грэмми". И вот перед нами ...
Имя грузинского композитора Гия Канчели хорошо знакомо любителям современной академической музыки во всем мире. Сочиняя в различных музыкальных формах (от инструментальных миниатюр до балета), он создает произведения, полные неповторимого ...
Альберт Мангельсдорф — пожалуй, самый известный европейский новоджазовый тромбонист, играет в разнообразных проектах, но наиболее новаторским и современным из всех их является швейцарская группа "Movin’ On". Швейцарский джаз для нас за небольшим ...