Monty Alexander - Stir It Up. The Music Of Bob Marley
18.06.1999
Давно, давненько уже не встречалось такого джаза, чтоб и мелодии были просты, песенны и танцевальны, но чтоб и импровизационное содержание приковывало к себе накрепко и не отпускало руки и ноги в бездумные телодвижения.
Короче говоря, новый альбом Монти Эликсандера имеет все шансы понравиться абсолютному большинству здравомыслящих джазфэнов — предпочитающих как традицию, так и современность. И вообще, долой корпоративность в джазе — ведь он всегда был свободной музыкой, пусть ревнители чистоты стиля ревнуют себе на здоровье, а остальные пусть слушают и творят все, что им вздумается, лишь бы это не было скучно и банально...
В конце 50-х, будучи еще юным студийным музыкантом, Монти Эликсандер узнал имя Боба Марли прежде, чем его услыхал за пределами Ямайки кто-либо еще. Монти никогда не работал и не был знаком с Марли лично, однако считает себя в чем-то последователем Боба и является его ровесником. "Я узнал о нем потому, что Боб был одним из авторов песен, которые мы исполняли в студии. Он был одним из многих, писавших короткие песни о любви, пока не стал Политическим Вестником и Духовной Силой..."
Долгие годы Эликсандер хотел записать коллекцию импровизированных композиций Боба Марли. В пьесах, вошедших в презентуемый CD, не звучит ни одно слово: все они инструментальные. Но и эта бессловесность позволяет им не утрачивать своей духовной силы; они, наоборот, возбуждают всеобщий интерес и позволяют жителям различных уголков земного шара без слов мурлыкать их себе под нос, насвистывать, напевать. Они легки по восприятию, их мотивы запоминаются мгновенно. Замечательно, что каждый исполнитель мелодий Марли привносит в них частичку своего темперамента...
Что же касается Монти Эликсандера, то он украсил музыку Марли своими лаконичными, но на редкость живыми импровизациями и ритмикой старинных напевов Ямайки. Жесткий акцент пришелся на последний удар каждого такта. Стиль этот получил условное название "менто". (А переплетение "менто" с джазом, ритм-энд-блюзом и, в конце концов, с рок-н-роллом и привело когда-то к возникновению стилей "ска" и "рэггей".) "Мальчишка с Ямайки" Монти Эликсандер, воспроизводя композиции Марли, использует маршевые звуки английских ансамблей, группируя их в ритме и мелодике "менто".
Что еще потребовалось ему для создания особого музыкального почерка? Приглашенный духовик Стив Терр сыграл не только свои тромбонные соло в "Running Away" и "I Shot The Sheriff". Последней пьесе, по сей день считающейся социальной визитной карточкой Марли, он придал особый колорит в виде соло на морской раковине. И мы узнали, что на самом деле выделывал на своем инструменте свободолюбивый Ихтиандр…
(с) ℗ 1999 Telarc
13 tks / 72 mins
(Monty Alexander — p; Dwight Daves — kb; Robert Angus — g; Trevor McKenzie — b; Glen Browne — b(5); Rolando Wilson — dr; Desmond Jones — perc; Derec DiCenzo — g; Hassan J. J. Wiggins — b; Troy Davis — dr; also guest Steve Turre — tb, conch shell)
Тридцативосьмилетний Сеппо Кантонен считается одним из лучших джазовых пианистов Финляндии, он в равной степени много и ярко играет и сольно, и в биг-бэндах, и в малых составах. Кантонен получил классическое образование в музыкальной академии ...
Трое сверхмастеров блюзовой гитары и вокала в одном проекте. И все трое - ветераны становления современного блюза. Причем не в Чикаго, а в Золотом Треугольнике, что гораздо ближе к Дельте если не по звучанию, то в географическом смысле. Этот ...
Два тенор-саксофониста, которые раньше некоторое время, хоть и не очень продолжительное и не одновременно, играли и записывались в бэнде БенниГудмена, сделали совместный проект чисто свингового джаза для лейбла "Arbors Records". Кстати, Томми Ньюсом ...
В пространстве этого диска живут только два голоса: голос певца и голос его гитары. И музыка, которую они рождают, столь же традиционна для Америки,сколь традиционны имя и фамилия исполнителя - Джон Джексон. Давным-давно, еще до Гражданской войны в ...
Кажется, что "Гунеш" — это что-то очень старое, из "застойных" советских времен, но то, что звучит на очередном "богемовском" компакт-диске, могло быть записано и двадцать лет назад, и сейчас. Может быть, потому что это — синтез жестких стилевых ...
Популярнейший сейчас саксофонист Том Скотт никогда не искал новых форм, не экспериментировал и не оригинальничал. Именно поэтому он сейчас и популярнейший. Если вы слышите саксофон на старых записях Пола Маккартни, Ринго Старра,Кэрролл Кинг, Блонди, ...
Было время, когда Валентина Пономарева слыла первой леди советского джаза, когда она на равных участвовала в чекасинско-курехинских экспериментах. Потом ее поразительный вокал стал звучать в джазе все реже, казалось, певица целиком перешла на ...
Музыканты, принявшие участие в записи этой программы, принадлежат восновном к числу молодых исполнителей литовского джаза. Лидер коллектива Дайнюс Пулаускас активно заявил о себе в 1996 году, основа его проектавот уже несколько лет остается почти ...
Диск чрезвычайно любопытный, хотя и имеющий мало общего с джазом как таковым. Трио Гиоры Фейдмана предлагает вам еще один взгляд на явление, которое называется "клезмер ривайвл". Сам Гиора Фейдман (р.1936), уроженец Буэнос-Айреса, - блестящий ...
До чего же приятно осознавать, что где-то еще есть романтики, способные играть музыку, давно отправленную молодым современным поколением в архив! Ежегодно, в мае, в Сакраменто, столице американского штата Калифорния, проводится международный ...
Это двойной аудиодокумент совсем недавней истории блюза, запечатлевший гениального блюзмена Лютера Эллисона в нескольких последних его появлениях перед публикой. Последних, к сожалению, в его жизни в 1995 и 1997 годах на чикагской сцене. Невозможно ...
Разные диски и разными путями попадают в наш "CD-обзор". Большинствопо-хозяйски располагается в соответствующих "апартаментах"-разделах,по праву "прописываясь" на блюзовой, джазовой или ньюэйджевой"жилплощади". Но изредка попадаются и другие диски. ...