Клезмер (что на идиш означает "музыкант") — это направление традиционной музыки, созданное восточноевропейскими евреями около 200 лет назад. Богатство и гармоний, и мелодий. Великолепная смесь Балкан, Ближнего Востока, совершенно разнообразной цыганщины и еще черт-те-чего. И вот какая штука — ярко выраженный свинг…
Лет 100—110 назад это появилось на Манхэттене. Теперь один из манхэттенских клубов — "Knitting Factory" — является центром клезмерской музыкальной культуры США. Каждое Рождество здесь бывает джазовый фестиваль. Истинно, Создатель сотворил их друг для друга — клезмер и джаз.
Похоже, что наиболее известными завсегдатаями и клуба, и лейбла, и всех фестивалей являются Джон Зорн (John Zorn), Фрэнк Лондон (Frank London) и Мэтт Дэриу (Matt Darriau). Двое последних, трубач и саксофонист из "Klezmatics", основали еще ряд проектов. Записи трех из них — "Hasidic New Wave", "Paradox Trio" и "Psychedelicatessen" — звучат и на данном диске.
Первый состав — это, пожалуй, наиболее характерный пример современного инструментального клезмер-джаза, то рефлексирующего, то кружащегося в бешеном вихре — сплав хоры, фрэйлэхс и собственно фьюжн (прошу прощения за масло масляное).
"Парадоксалисты" — на самом деле не трио: с ними на постоянной основе сотрудничает исполнитель на 5-струнной виолончели собственной конструкции Руфус Каппадоки (Rufus Cappadocia). Сам Мэтт играет не только на разнообразных академических язычковых, но и на болгарском кавале. Ударные — сплошь экзотические, а Брэд Шепик (Brad Shepik) совмещает электро- и акустическую гитары с электросазом.
"Психоделикатесы" чуть менее этничны, чуть более философичны, название оправдывают на 200% да еще и отрывки из дневников Кафки зачитывают.
Еще одну встречу с Кафкой предлагает "Naftuli's Dream". По инструментальному составу они — ни дать ни взять диксиленд, только вместо банджо у них электрогитара, а вместо трубы — аккордеон.
Помимо пряно приправленных голосом Эдриэнны Купер (Adrienne Cooper) "Психоделикатесов", на диске можно услышать еще два вокально-инструментальных состава — "Klezmokum" и "Pharaoh's Daughter".
Первые предлагают и греко-еврейскую музыкальную традицию, и причудливое слияние фортепианного Дебюсси с румынским фольклором.Со вторыми (аж три поющих музыканта, наиболее обширный этноэкзотический инструментарий) путешествуем в Африку (как в Северную, так и в Западную).
Гэри Лукас (Gary Lucas) предоставил для диска две записи, сделанные им на акустическом "Гибсоне" J-45 1946 года в его манхэттенской квартире. Наиболее своеобразный клезмер-джаз из всего, что можно услышать на диске.
Вообще, прослеживается отчетливое стремление всех, кто играет нечто подобное как в Нью-Йорке, так, вероятно, и за его пределами, снять очень многие инструменты (и очень многие манеры исполнения!) с пыльных полок этнографических музеев и сделать их неотъемлемым элементом современной общечеловеческой культуры. Чем они, в конце концов, хуже Кафки?
Кларнетист Кенни Даверн (р.1935г.) вступал на стезю профессионального музыканта в пятидесятые годы, когда в джазе бурно развивались новые стилистические направления. Но Кенни выбрал иную дорогу, его влекло к джазовой традиции,его сердце билось в ...
Ансамбль импровизационной музыки "Pago Libre" существует уже одиннадцать лет. За эти годы он хоть и остался квартетом, но из его первоначального состава "уцелела" только половина участников (Джон Вулф Бреннан и Даниэле Патуми). В сегодняшнем ...
Свой 56-й альбом Рэй Коннифф записал в Москве (см. статью автора "Эра свинга: прощальный аккорд", Джаз-квадрат, 1997, #2). Был холодный декабрь 1974 года. 58-летнему Коннифу, основательно подуставшему от бесчисленного тиражирования своих ...
День, когда я собрался послушать этот свежий альбом Расса Фримена и его группы Rippingtones, выдался очень жарким, и я невольно пожалел, что делаю это на стационарной аппаратуре, а не где-нибудь на пляже, под плеск волн и под горячими лучами летнего ...
56 минут "сочно артикулированного свинга" (Фред Старр) при правильном употреблении могут внести в вашу жизнь немало положительной энергии, заполнив ее на это время активными ритмами и синкопированным, но непрерывным движением. Один из ветеранов ...
Этот альбом - первый не только в истории "Apple Tea", но и вообще белорусского джаза CD. Увы, в Беларуси до сих пор нет не толькозаинтересованной изданием джаза фирмы, но и вообще ни одного печатающего CD агрегата. Но наш коллектив был замечен в ...
Чарльз Айвз - очень нечастый гость как в наших концертных залах, так и на пластинках. Американский академический композитор начала XX века, он довольно-таки на много обогнал свое время. Уже гораздо позже Стравинский, который всегда восторгался его ...
Всякий, кто в советские времена был одержим страстью к джазу, а значит, испытывал необходимость слушать его постоянно, оказывался вовлеченным в узкий круг посвященных — владельцев джазовых пластинок. Были среди них консерваторы, всерьез ...
Тридцативосьмилетний Сеппо Кантонен считается одним из лучших джазовых пианистов Финляндии, он в равной степени много и ярко играет и сольно, и в биг-бэндах, и в малых составах. Кантонен получил классическое образование в музыкальной академии ...
Трое сверхмастеров блюзовой гитары и вокала в одном проекте. И все трое - ветераны становления современного блюза. Причем не в Чикаго, а в Золотом Треугольнике, что гораздо ближе к Дельте если не по звучанию, то в географическом смысле. Этот ...
Два тенор-саксофониста, которые раньше некоторое время, хоть и не очень продолжительное и не одновременно, играли и записывались в бэнде БенниГудмена, сделали совместный проект чисто свингового джаза для лейбла "Arbors Records". Кстати, Томми Ньюсом ...
В пространстве этого диска живут только два голоса: голос певца и голос его гитары. И музыка, которую они рождают, столь же традиционна для Америки,сколь традиционны имя и фамилия исполнителя - Джон Джексон. Давным-давно, еще до Гражданской войны в ...