Клезмер (что на идиш означает "музыкант") — это направление традиционной музыки, созданное восточноевропейскими евреями около 200 лет назад. Богатство и гармоний, и мелодий. Великолепная смесь Балкан, Ближнего Востока, совершенно разнообразной цыганщины и еще черт-те-чего. И вот какая штука — ярко выраженный свинг…
Лет 100—110 назад это появилось на Манхэттене. Теперь один из манхэттенских клубов — "Knitting Factory" — является центром клезмерской музыкальной культуры США. Каждое Рождество здесь бывает джазовый фестиваль. Истинно, Создатель сотворил их друг для друга — клезмер и джаз.
Похоже, что наиболее известными завсегдатаями и клуба, и лейбла, и всех фестивалей являются Джон Зорн (John Zorn), Фрэнк Лондон (Frank London) и Мэтт Дэриу (Matt Darriau). Двое последних, трубач и саксофонист из "Klezmatics", основали еще ряд проектов. Записи трех из них — "Hasidic New Wave", "Paradox Trio" и "Psychedelicatessen" — звучат и на данном диске.
Первый состав — это, пожалуй, наиболее характерный пример современного инструментального клезмер-джаза, то рефлексирующего, то кружащегося в бешеном вихре — сплав хоры, фрэйлэхс и собственно фьюжн (прошу прощения за масло масляное).
"Парадоксалисты" — на самом деле не трио: с ними на постоянной основе сотрудничает исполнитель на 5-струнной виолончели собственной конструкции Руфус Каппадоки (Rufus Cappadocia). Сам Мэтт играет не только на разнообразных академических язычковых, но и на болгарском кавале. Ударные — сплошь экзотические, а Брэд Шепик (Brad Shepik) совмещает электро- и акустическую гитары с электросазом.
"Психоделикатесы" чуть менее этничны, чуть более философичны, название оправдывают на 200% да еще и отрывки из дневников Кафки зачитывают.
Еще одну встречу с Кафкой предлагает "Naftuli's Dream". По инструментальному составу они — ни дать ни взять диксиленд, только вместо банджо у них электрогитара, а вместо трубы — аккордеон.
Помимо пряно приправленных голосом Эдриэнны Купер (Adrienne Cooper) "Психоделикатесов", на диске можно услышать еще два вокально-инструментальных состава — "Klezmokum" и "Pharaoh's Daughter".
Первые предлагают и греко-еврейскую музыкальную традицию, и причудливое слияние фортепианного Дебюсси с румынским фольклором.Со вторыми (аж три поющих музыканта, наиболее обширный этноэкзотический инструментарий) путешествуем в Африку (как в Северную, так и в Западную).
Гэри Лукас (Gary Lucas) предоставил для диска две записи, сделанные им на акустическом "Гибсоне" J-45 1946 года в его манхэттенской квартире. Наиболее своеобразный клезмер-джаз из всего, что можно услышать на диске.
Вообще, прослеживается отчетливое стремление всех, кто играет нечто подобное как в Нью-Йорке, так, вероятно, и за его пределами, снять очень многие инструменты (и очень многие манеры исполнения!) с пыльных полок этнографических музеев и сделать их неотъемлемым элементом современной общечеловеческой культуры. Чем они, в конце концов, хуже Кафки?
Боб Уилбер, верный рыцарь традиционного джаза, был центральной фигуройнебольшого джазового фестиваля, происходившего в Клиэруотер Бич, Флорида,в марте 1998г. под названием "International March Of Jazz". Хотяфестиваль длился всего два дня, сюда ...
Для джазового уха, достаточно привычного к латиноамериканским ритмам вообще, звучание чисто кубинской музыки все-таки очень экзотично. Но содержание компакт-диска "Fabulous Mambo" передает нам экзотику в несколько сглаженном виде. Это прямая смесь ...
Даже по портрету на обложке альбома заметно, что интеллект и волевые качества явно присущи изображенной на нем женщине. Биография Дженни Эванс подтверждает это первое впечатление. Эванс родилась в Лондоне, но с 1976года живет в Германии, в Мюнхене, ...
Этот альбом и непредвзятым ухом слушается с удовольствием, а тут еще такой эпиграф Алексея Когана: "…Я горжусь тем, что имею возможность представлять любимых музыкантов лучшей в мире публике". После него и вовсе рука не поднимается воротить нас: "А ...
Не сотвори себе кумира... Как мне кажется, именно этой библейской цитатой "зашифрован" смысл обложки альбома. Сегодняшний Алексей Козлов не жалует фанатов, он ищет понимания у любителей Музыки. Постаревшие фанаты могут продолжать поклоняться своему ...
Да-а, назвать эту музыку джазом, даже эйсид-джазом ну очень трудно.Хотя... первоначальное ощущение типичного рэпа проходит где-то уже к серединевторой вещи, и... к концу альбома преобладает полное недоумение в частиопределения, что же это такое, и ...
Лидер и основатель нью-йоркской даунтаун-группы "Сексуальная шайка" так говорит о своей музыке: "Люди приходят в клубы для того, чтобы послушать музыку, потанцевать, выпить, получить от всего этого кайф, а потом пойти домой и прилечь отдохнуть. ...
Нью-йоркский барабанщик и композитор Бобби Превит предпринимает отчаянные попытки возрождения джаз-рока, но уже на новом уровне. Надо признать, чтоего попытки имеют все шансы на успех. Если вы слышали, что играл в конце70-х Билл Брафорд (Bill ...
Оба музыканта, и итальянец, и японец, уже бывали гостями нашего "CD-обзора". Оба — саксофонисты, оба исповедуют современную импровизационную музыку, этакий постмодернистский фри-джаз. Так что японо-итальянский саммит обещал много интересного. ...
Очень своевременно вышедший сборный альбом безвременно ушедшего из жизни саксофониста, мастера как популярного smooth-джаза, так и серьезного импровизационного постбопа. На этом диске он предстает перед нами во всех своих ипостасях и, пожалуй, ...
В год Эллингтона мы много писали о том, как отмечали это событие в Америке и России, а сейчас предлагаем вашему вниманию прекрасный образчик западноевропейской реакции на столетие великого джазмена. Он тем более интересен, что биг-бэнды редко гостят ...
Суперсмесь старорежимного прогрессив-рока с таким же старомодным симфо-джазом в этом случае не породила радикально нового направления. Вроде бы такого типа фьюжна хватало на стыке 70-х с 80-ми. Если бы меня решили разыграть и объявили бы, что это ...