Клезмер (что на идиш означает "музыкант") — это направление традиционной музыки, созданное восточноевропейскими евреями около 200 лет назад. Богатство и гармоний, и мелодий. Великолепная смесь Балкан, Ближнего Востока, совершенно разнообразной цыганщины и еще черт-те-чего. И вот какая штука — ярко выраженный свинг…
Лет 100—110 назад это появилось на Манхэттене. Теперь один из манхэттенских клубов — "Knitting Factory" — является центром клезмерской музыкальной культуры США. Каждое Рождество здесь бывает джазовый фестиваль. Истинно, Создатель сотворил их друг для друга — клезмер и джаз.
Похоже, что наиболее известными завсегдатаями и клуба, и лейбла, и всех фестивалей являются Джон Зорн (John Zorn), Фрэнк Лондон (Frank London) и Мэтт Дэриу (Matt Darriau). Двое последних, трубач и саксофонист из "Klezmatics", основали еще ряд проектов. Записи трех из них — "Hasidic New Wave", "Paradox Trio" и "Psychedelicatessen" — звучат и на данном диске.
Первый состав — это, пожалуй, наиболее характерный пример современного инструментального клезмер-джаза, то рефлексирующего, то кружащегося в бешеном вихре — сплав хоры, фрэйлэхс и собственно фьюжн (прошу прощения за масло масляное).
"Парадоксалисты" — на самом деле не трио: с ними на постоянной основе сотрудничает исполнитель на 5-струнной виолончели собственной конструкции Руфус Каппадоки (Rufus Cappadocia). Сам Мэтт играет не только на разнообразных академических язычковых, но и на болгарском кавале. Ударные — сплошь экзотические, а Брэд Шепик (Brad Shepik) совмещает электро- и акустическую гитары с электросазом.
"Психоделикатесы" чуть менее этничны, чуть более философичны, название оправдывают на 200% да еще и отрывки из дневников Кафки зачитывают.
Еще одну встречу с Кафкой предлагает "Naftuli's Dream". По инструментальному составу они — ни дать ни взять диксиленд, только вместо банджо у них электрогитара, а вместо трубы — аккордеон.
Помимо пряно приправленных голосом Эдриэнны Купер (Adrienne Cooper) "Психоделикатесов", на диске можно услышать еще два вокально-инструментальных состава — "Klezmokum" и "Pharaoh's Daughter".
Первые предлагают и греко-еврейскую музыкальную традицию, и причудливое слияние фортепианного Дебюсси с румынским фольклором.Со вторыми (аж три поющих музыканта, наиболее обширный этноэкзотический инструментарий) путешествуем в Африку (как в Северную, так и в Западную).
Гэри Лукас (Gary Lucas) предоставил для диска две записи, сделанные им на акустическом "Гибсоне" J-45 1946 года в его манхэттенской квартире. Наиболее своеобразный клезмер-джаз из всего, что можно услышать на диске.
Вообще, прослеживается отчетливое стремление всех, кто играет нечто подобное как в Нью-Йорке, так, вероятно, и за его пределами, снять очень многие инструменты (и очень многие манеры исполнения!) с пыльных полок этнографических музеев и сделать их неотъемлемым элементом современной общечеловеческой культуры. Чем они, в конце концов, хуже Кафки?
Очень редкое в джазе, но, право слово, шикарное сочетание инструментов — 5-струнный контрабас и аккордеон. Особенно если учесть, что француз Гарсия-Фонс большую часть времени играет не пиццикато, а смычком. Исполнители хорошо знают друг друга — их ...
Этот альбом если и выходит за рамки блюзовых традиций, так разве только тем, что его традиционность выпячена до предела, усилена, оттенена, подчеркнута и осовременена. В итоге получилась очень яркая и броская музыка, идеально подходящая для ...
Прославленные сверхасы губной гармошки Джеймс Коттон, Билли Бранч, Чарли Масселвайт и Шугар Рей Норсиа собрались вместе на одной сессии и продемонстрировали все, что накопилось в истории звучания блюзовой гармоники — самые разные стили: от дуэтных ...
В широких кругах любителей джаза всего мира звучание скрипки ассоциируется прежде всего с именем блестящего Стэфана Граппелли. В кругах любителей джаза бывшего СССР — свой маяк: Давид Голощекин. Но в ряду скрипичного пиршество Граппелли, авантюрной ...
А вот знаете, в чем польза для джаза от распада великого и могучего СССР? А в том, по-моему, что знакомство с творчеством музыкантов, проживавшими в некогда братских джазовых республиках, сегодня приобретает некий особо приятный смысл. Да, ранее мы ...
Отличный, следует признать, альбом! Не из числа тех, после прослушивания которых с полмесяца ничего больше и слушать-то не хочется. Он из тех, которые хочется иметь в домашней фонотеке в качестве раритета и слушать тогда, когда остаешься один. Не ...
Даже если вас отталкивает стиль acid и вы ищете в музыке, приближенной к джазу, чего-то более выразительного, этот диск можете слушать смело: здесь только форма звучания эйсидовая, а содержание явно тяготеет к world music. Это тот случай, когда ...
Все возвращается на круги своя... М-да, вот теперь и джаз, по крайней мере в своем фанковом обличье, опять приходит к тем функциям, которые он выполнял в начале века — развлечение, шоу, яркое зрелище. Довольно символично, что трубач и вокалист Майкл ...
Тромбонист Куртис Фолкс из Бруклина записывался и с Биллом Фризоллом, и с Ширелом Кроу. Он же основатель великолепной нью-йоркской группы "Jazz Passengers", и в данном проекте есть отчетливый отпечаток следов как и от "Jazz Passengers", так даже и ...
"Время вдохновения" — очень обаятельный альбом, если можно так выразиться. Здесь даже "So What" М. Дэвиса и "Express 01" А. Клипова в своей динамике несут положительный заряд. Что уж говорить о пьесах Игоря Бойко — "Time Of Inspiration", "Christmas ...
"Вязальная фабрика" банальных веников не вяжет. Вся продукция этого лейбла оставляет сильное впечатление. И этот диск — не исключение. Хотя здесь уже и не экспериментируют и не ищут новых способов вызвать шок и недоумение. Все это осталось в первой ...
О "Втором приближении" в последнее время так много и умно писали его вдохновитель Михаил Митропольский и другие джазовые публицисты, к тому же и в буклете к представляемому альбому о них сказано предостаточно — что ж тут добавить? Можно только ...