Клезмер (что на идиш означает "музыкант") — это направление традиционной музыки, созданное восточноевропейскими евреями около 200 лет назад. Богатство и гармоний, и мелодий. Великолепная смесь Балкан, Ближнего Востока, совершенно разнообразной цыганщины и еще черт-те-чего. И вот какая штука — ярко выраженный свинг…
Лет 100—110 назад это появилось на Манхэттене. Теперь один из манхэттенских клубов — "Knitting Factory" — является центром клезмерской музыкальной культуры США. Каждое Рождество здесь бывает джазовый фестиваль. Истинно, Создатель сотворил их друг для друга — клезмер и джаз.
Похоже, что наиболее известными завсегдатаями и клуба, и лейбла, и всех фестивалей являются Джон Зорн (John Zorn), Фрэнк Лондон (Frank London) и Мэтт Дэриу (Matt Darriau). Двое последних, трубач и саксофонист из "Klezmatics", основали еще ряд проектов. Записи трех из них — "Hasidic New Wave", "Paradox Trio" и "Psychedelicatessen" — звучат и на данном диске.
Первый состав — это, пожалуй, наиболее характерный пример современного инструментального клезмер-джаза, то рефлексирующего, то кружащегося в бешеном вихре — сплав хоры, фрэйлэхс и собственно фьюжн (прошу прощения за масло масляное).
"Парадоксалисты" — на самом деле не трио: с ними на постоянной основе сотрудничает исполнитель на 5-струнной виолончели собственной конструкции Руфус Каппадоки (Rufus Cappadocia). Сам Мэтт играет не только на разнообразных академических язычковых, но и на болгарском кавале. Ударные — сплошь экзотические, а Брэд Шепик (Brad Shepik) совмещает электро- и акустическую гитары с электросазом.
"Психоделикатесы" чуть менее этничны, чуть более философичны, название оправдывают на 200% да еще и отрывки из дневников Кафки зачитывают.
Еще одну встречу с Кафкой предлагает "Naftuli's Dream". По инструментальному составу они — ни дать ни взять диксиленд, только вместо банджо у них электрогитара, а вместо трубы — аккордеон.
Помимо пряно приправленных голосом Эдриэнны Купер (Adrienne Cooper) "Психоделикатесов", на диске можно услышать еще два вокально-инструментальных состава — "Klezmokum" и "Pharaoh's Daughter".
Первые предлагают и греко-еврейскую музыкальную традицию, и причудливое слияние фортепианного Дебюсси с румынским фольклором.Со вторыми (аж три поющих музыканта, наиболее обширный этноэкзотический инструментарий) путешествуем в Африку (как в Северную, так и в Западную).
Гэри Лукас (Gary Lucas) предоставил для диска две записи, сделанные им на акустическом "Гибсоне" J-45 1946 года в его манхэттенской квартире. Наиболее своеобразный клезмер-джаз из всего, что можно услышать на диске.
Вообще, прослеживается отчетливое стремление всех, кто играет нечто подобное как в Нью-Йорке, так, вероятно, и за его пределами, снять очень многие инструменты (и очень многие манеры исполнения!) с пыльных полок этнографических музеев и сделать их неотъемлемым элементом современной общечеловеческой культуры. Чем они, в конце концов, хуже Кафки?
Когда держишь в руках альбом, отмеченный именами потенциальных обладателей наград журнала "Down Beat" или "ГРЭММИ", начинаешь ощущать некое необъяснимое на тебя давление. В данном случае было точно так же. Но лично для меня аванс остался ...
Одна из ведущих джазовых вокалисток последнего десятилетия записал аальбом, посвященный Майлсу Дэвису. Посвящение получилось не вполне обычным: на диске присутствует всего три вещи авторства самого Майлса, причем изрядно переаранжированные и с ...
Каждый год квартет "Pachora" выпускает по альбому. Так происходит начиная с 1997 г., когда появился на свет этот коллектив. Похоже, такой распорядок стал у музыкантов традицией. Лично мне она пока кажется доброй, иными словами, слушать "Pachora" все ...
"Juni"- по-немецки "июнь". Но на самом-то деле немецкийздесь не при чем. Так произносится число "12" на языке японском.И только седьмой по счету трек этого диска называется уже по-английски:"Twelve". Вообще ЕСМ'овцы склонны ко всяким загадкам в ...
Рита ди Джент — имя для нас совершенно новое. Канадская вокалистка, педагог и композитор, выпустившая уже второй свой альбом, очень хорошо известна у себя на родине и с достаточным успехом концертирует в Америке и Европе. Первое впечатление от ее ...
Столетний юбилей Джорджа Гершвина стал великолепным поводом для создания целой серии таких же великолепных альбомов-интерпретаций его уже и без того сотни раз переигранных тем. И, что удивляет, все эти альбомы абсолютноразные. Вы не найдете в них ...
Чертовски странный диск ранее мне совершенно не знакомого шведского ансамбля. Термин "чертовски" употреблен здесь вполне сознательно. Видите стилизованную пятерню, которая тянется на обложке к столь же стилизованной гитаре? Так вот, принадлежит она ...
Уильям Кларк - блюзовый гигант. Так написано на обложке его посмертно изданного сборного альбома. Кларк и в самом деле неоднократно награждалсявысшей блюзовой наградой - премией имени У. Хэнди. И не просто из почтения к умершему Кларка назвали ...
Очень сложно рассуждать о русском блюзе. Там, у них, в Америке и в Англии, был и есть так называемый белый блюз, но он своими корнями все равно лежит в той самой черной традиции — как ни крути, ведь Джон Мэйолл очень близок к Мадди Уотерсу. У нас же ...
Пускай это прозвучит и субъективно, но данный альбом лично я выслушалс большим интересом. И, признаться, не один раз, хотя горячим поклонникомформы открытой импровизации вроде бы и не являюсь, а этот альбом оченьярко продолжает серию изданий фирмы ...
Трио в составе "фортепиано — контрабас — ударные" — один из самых распространенных форматов комбо в современном джазе. Далеко не редкость и такие трио, где лидером является басист: вспомните хотя бы один из самых известных таких ...
Это, видимо, даже не авангард. А авангард авангарда. Джон Батчер на сегодняшний день наиболее передовой экспериментатор саксофона на всей планете.Здесь вы услышите, что с помощью саксофона возможно извлечь великое множество совсем не саксофонных ...