Все возвращается на круги своя... М-да, вот теперь и джаз, по крайней мере в своем фанковом обличье, опять приходит к тем функциям, которые он выполнял в начале века — развлечение, шоу, яркое зрелище. Довольно символично, что трубач и вокалист Майкл Рэй, выигравший со своей группой "Cosmic Krewe" звание "лучший фанковый бэнд" Америки, работает и живет в Новом Орлеане, месте, где все, собственно, сто лет назад и зарождалось...
Майкл Рэй не новичок в шоу-бизнесе, равно как и в джазе. Еще бы, он с 1978 по 1992 год играл в знаменитом "Sun Ra Arkestra", пожалуй, самом противоречивом и спорном биг-бэнде за всю историю джаза. Как их только не называли — и шарлатанами, и гениями, но уж внимание публики оркестр приковывал всегда. Потом Майкл еще поучаствовал в ритм-энд-блюзовой группе "Kool And The Gang", записав вместе с ними 7 золотых и платиновых альбомов и даже заработав номинацию на "Грэмми".
Нынешний состав Рэя, "Cosmic Krewe" — большой бэнд, в котором сочетаются на равных и акустика, и электроника, и джаз, и фанк, и латина, и даже в какой-то мере рэп. Но прежде всего это — шоу. Достаточно взглянуть на костюмы лидера и все становится ясно и без музыки, а уж послушав оркестр, невозможно удержаться от того, чтобы сказать: "Да, в Новом Орлеане опять зарождается что-то новое..." Конечно, их стиль предельно эклектичен, но вспомните, зарождался-то сам джаз тоже как причудливая взрывоопасная смесь разных стилей.
Майкл Рэй — трубач, вокалист и фронтмен, поэтому медные духовые во многом определяют звучание его бэнда. Они практически никогда не умолкают и над всеми ними парит высокая космическая труба лидера, прерываемая довольно частыми вокальными партиями и синтезаторными всплесками. Минимум меланхолии и расслабленности — максимум энергии и яркости — таков девиз оркестра. Публика на их выступлениях может предаваться и танцам, и напряженному слушанию — музыкальная ткань насыщена богатейшими ритмическими структурами и несет в себе как бы несколько слоев для восприятия.
Что ж, будем считать границы джаза раздвинутыми еще на какую-то величину — воистину безразмерный жанр. Что-то он еще вместит в себя с началом нового тысячелетия?
© ℗ 1999 Monkey Hill Records
14 tks / 60 mins
(Michael Ray - tp, syn, voc; Eddie Dejean - dr, voc; Stacy Starkweather - b; Adam Kipple - p, syn; Tim Green - ts; Clarence Johnson - as, ts; Don Glasgo - tb; Dave Grippo -as; Martin Krushe -ts; Michael Skinkus - perc, voc and others)
Борис АРКАДЬЕВ