Табла стали известными в современной музыке довольно давно.Но из всех индийских экзотических инструментов, которые стали часто появлятьсяна европейской сцене еще со времен первых гастролей Рави Шанкара (RaviShankar), только они получили постоянную "прописку" в джазе.Ситар из-за своей сложности и капризности так там и не прижился, хотя ДжонМаклафлин (J.McLaughlin) и некоторые другие энтузиасты прилагали массуусилий к его популяризации. Табла же входили и продолжают успешно использоватьсяв составе многих джазовых бэндов. Тем не менее таблистов — лидеров ансамблейи авторов целых проектов — совсем немного. Лично я навскидку мог припомнитьтолько Закира Хуссейна (Zakir Hussain). Теперь нужно обязательно зафиксироватьв памяти еще одно имя — Бадал Рой.
Он играет джаз уже давно. Выходец из Бангладеша, приехавв Нью-Йорк в 1968 году, Рой устроился работать музыкантом в индийский ресторанчик.Через пару месяцев к нему подошел молодой человек с гитарой и спросил,может ли он сыграть с ним. Еще через полгода они вместе оказались в студии,где проходила запись одного из первых фьюжн-альбомов "My Goals Beyond".Молодой гитарист оказался тем самым Джоном Маклафлином. После этого БадалРой уже не "выпадал" из джаза. Его приглашал в студию Майлс Дэйвис,Фароа Сандерс (Pharoah Sanders), Дэйв Либман (Dave Libman), Нана Васконселос(Nana Vasconcelos), и целых девять лет он провел в группе Орнетта Колмэна(Ornette Coleman) "Prime Time".
Но он много работал и над собственной музыкой. Его постоянноесотрудничество и совместные выступления с гитаристом Амитом Чаттерджи (AmitChatterjee), саксофонистом Стивом Горном (Steve Gorn), бразильским акустическимгитарным дуэтом "Duofel", контрабасистом Майком Ричмондом (MikeRichmond) и перкуссионистами Бобом Хаддадом (Bob Haddad) и Гленом Велесом(Glen Velez) в конце концов вылились в проект "One In The Pocket".
Этот состав ни в одной вещи на альбоме не играет весьсразу. Все композиции — это дуэты, трио и квартеты. Бадал Рой сделал таблаполноценным солирующим инструментом: в его игре столько оттенков и нюансов,что на его фоне может затеряться даже гитара с контрабасом. В манере Роя не так уж много индийской специфики: инструмент звучит очень джазово, снастоящим свингом — сказывается многолетняя американская практика, но отчетливыйобщий восточный колорит и прямо-таки фанковый темп, добавленный к полународным,полумодернистским мелодиям, создают неповторимую, очень "горячую"смесь. Я бы назвал это "блюзовым танцем живота".
Особенно впечатлили две пьесы. "Dadaism" — бесконечнаябыстрая импровизация сопрано-саксофона почти в унисон с таблами на фонезавораживающе "скользящего" вверх и вниз контрабаса. "EndlessRadiance" — потрясающей красоты дуэт-"разговор" с электрогитарой,нежный, меланхоличный и сосредоточенный, как медитирующий буддийский монах.
Шесть лет назад, в одной из студий Санкт-Петербурга, была записана эта программа, изданная сегодня фирмой "Богема". Загадочное слово "samkha", являющееся одновременно и названием группы, и названием проекта, имеет двоякое значение: это и раковина, и ...
Судя по всему, этот альбом рождался долго и непросто. Достаточно всмотреться в текст на вкладыше: первые четыре пьесы писались 14 мая аж 1991 года живьем во время одной из радиопрограмм; еще три — во время другой радиопрограммы, но уже 6 июня 1997 ...
Погрузив данный диск в CD-плейер, я одновременно начал изучать информацию, содержащуюся на вкладыше и в заботливо приложенном фирмой дополнительном рекламном листке. Вначале я не поверил своим глазам,потом несколько нервно заулыбался, потом, ...
Давненько я не получал такого огромного и совершенно искреннего удовольствия! Несколько дней подряд слушал практически только этот альбом, наслаждаясь, поражаясь и завидуя. Наслаждался тем, что было сделано болгарским вокальным квинтетом; поражался, ...
Мне необычайно приятно представлять этот альбом. Дело в том, что читатели нашего журнала хорошо знают Альберто Готтарделли, гордо называющего себя Гот – его классные снимки музыкантов постоянно иллюстрируют статьи Евы Симонтакки. Но Альберто – вовсе ...
Трудно поверить, но автор этого альбома — швед, выпускник консерватории Мальме. В шведском джазе похоже становится традицией появление новых ярких звезд с русскими этническими корнями: можно припомнить молодую вокалистку Викторию Толстой, а ...
В принципе понятно, откуда у северян такое внимание и такая любовь к мельчайшим деталям окружающей среды. Пышная южная природа искрится водопадом ярких красок. Щедрое изобилие располагает тамошних композиторов к звукописи широкими, сочными мазками, ...
Мелодичные и изящные, фортепианные пьесы, исполняемые Диком Хайменом и Джоном Шериданом, проникают в душу как забытые мечты; забытые, — но не ставшие от этого менее желанными. Оба пианиста когда- то находились в самом центре американской ...
Весной 1999 года вышел 13-й сольный альбом Дюка Робилларда, причём сразу в двух вариантах. В Штатах он появился под маркой Shanachie как "New Blues for Modern Man", а в Европе (полутора месяцами раньше) на французском лэйбле Dixie Frog под названием ...
Кому-то появление российского переиздания альбома группы Earth, Wind & Fire в джазовом разделе нашего «CD – Обзора» может показаться несколько странным, но в этом есть своя логика. Вырабатывая свой стиль, Морис Уайт и его партнеры ...
Для продвинутого любителя экспериментальной музыки один взгляд на состав «Электро - акустического ансамбля» Ивэна Паркера скажет очень много. Действительно, здесь собраны сливки британского авангарда. Ансамбль образовался в 1992 году и ...
Подзаголовок альбома дословно гласил "Проекг Поэм — 8 поэм и 5 эхо для шести музыкантов". 'Уточню — шести самых, пожалуй, известных авангардистов происхождением "с той стороны Ла-Манша". Их авангардизм тотален — это не банальный фри-джаз, а ...