Табла стали известными в современной музыке довольно давно.Но из всех индийских экзотических инструментов, которые стали часто появлятьсяна европейской сцене еще со времен первых гастролей Рави Шанкара (RaviShankar), только они получили постоянную "прописку" в джазе.Ситар из-за своей сложности и капризности так там и не прижился, хотя ДжонМаклафлин (J.McLaughlin) и некоторые другие энтузиасты прилагали массуусилий к его популяризации. Табла же входили и продолжают успешно использоватьсяв составе многих джазовых бэндов. Тем не менее таблистов — лидеров ансамблейи авторов целых проектов — совсем немного. Лично я навскидку мог припомнитьтолько Закира Хуссейна (Zakir Hussain). Теперь нужно обязательно зафиксироватьв памяти еще одно имя — Бадал Рой.
Он играет джаз уже давно. Выходец из Бангладеша, приехавв Нью-Йорк в 1968 году, Рой устроился работать музыкантом в индийский ресторанчик.Через пару месяцев к нему подошел молодой человек с гитарой и спросил,может ли он сыграть с ним. Еще через полгода они вместе оказались в студии,где проходила запись одного из первых фьюжн-альбомов "My Goals Beyond".Молодой гитарист оказался тем самым Джоном Маклафлином. После этого БадалРой уже не "выпадал" из джаза. Его приглашал в студию Майлс Дэйвис,Фароа Сандерс (Pharoah Sanders), Дэйв Либман (Dave Libman), Нана Васконселос(Nana Vasconcelos), и целых девять лет он провел в группе Орнетта Колмэна(Ornette Coleman) "Prime Time".
Но он много работал и над собственной музыкой. Его постоянноесотрудничество и совместные выступления с гитаристом Амитом Чаттерджи (AmitChatterjee), саксофонистом Стивом Горном (Steve Gorn), бразильским акустическимгитарным дуэтом "Duofel", контрабасистом Майком Ричмондом (MikeRichmond) и перкуссионистами Бобом Хаддадом (Bob Haddad) и Гленом Велесом(Glen Velez) в конце концов вылились в проект "One In The Pocket".
Этот состав ни в одной вещи на альбоме не играет весьсразу. Все композиции — это дуэты, трио и квартеты. Бадал Рой сделал таблаполноценным солирующим инструментом: в его игре столько оттенков и нюансов,что на его фоне может затеряться даже гитара с контрабасом. В манере Роя не так уж много индийской специфики: инструмент звучит очень джазово, снастоящим свингом — сказывается многолетняя американская практика, но отчетливыйобщий восточный колорит и прямо-таки фанковый темп, добавленный к полународным,полумодернистским мелодиям, создают неповторимую, очень "горячую"смесь. Я бы назвал это "блюзовым танцем живота".
Особенно впечатлили две пьесы. "Dadaism" — бесконечнаябыстрая импровизация сопрано-саксофона почти в унисон с таблами на фонезавораживающе "скользящего" вверх и вниз контрабаса. "EndlessRadiance" — потрясающей красоты дуэт-"разговор" с электрогитарой,нежный, меланхоличный и сосредоточенный, как медитирующий буддийский монах.
Nomad, 1999
Евгений ДОЛГИХ