Давненько я не получал такого огромного и совершенно искреннего удовольствия! Несколько дней подряд слушал практически только этот альбом, наслаждаясь, поражаясь и завидуя. Наслаждался тем, что было сделано болгарским вокальным квинтетом; поражался, с какими виртуозностью, выдумкой и мастерством было все спето; завидовал тому, что этот необычный материал был издан и какими-то совершенно невообразимыми путями попал в редакцию.
Что же это за феноменальный коллектив, в названии которого соединились, казалось бы, совершенно несовместимые понятия? Квинтет (три женских голоса и два мужских) состоит из музыкантов, которые имеют за плечами высшее академическое образование и в то же время прекрасно знакомы с болгарским фольклором. Лидер квинтета, композитор и аранжировщик Кирил Иванов Тодоров, известный в Болгарии музыкант, стал инициатором создания группы Folk Scat в городе Стара Загора в 1989 году.
В основу репертуара леглиего оригинальные композиции и обработки фольклорных песен, которые воплощаются с применением не только собственно техники скэта, но и типичных для джаза приемов звукоизвлечения и гармонической организации. Квинтет применяет как классическую для джаза вокальную технику, так и самые современные приемы. И в результате мы имеем с одной стороны технический фундамент в образе Singers Unlimited или даже Manhattan Transfer,а с другой — такие вокальные фигуры, которые показывают сегодня белорусская Камерата или тот же Макферрин. Многоголосие встречается с приемами амбушюра, и все это замешано на выразительнейших национальных приправах.
Вокальные партии, которые проводятся сверхвыразительнои с неиссякаемыми находками, иногда сопровождаются то колокольчиками, то скрипочкой, то иными, характерными прежде всего для фольклорной музыки, инструментами. Прежде всего — ударными, хотя чуть ли не половина из записанныхномеров исполняется исключительно а капелла. Не знаю, чья это была идея записать знаменитую пьесу "Для Элизы" Бетховена, но именно она показалась мне самым слабым местом на альбоме.
Ибо прежде всего коллектив интересен тем, что здоровои убедительно способен сочетать национальный фольклор и джаз. Впрочем,если вспомнить корни джаза, то поневоле придешь к осознанию того, что музыкантам квинтета и сочетать-то по существу ничего не нужно было. Просто встретилисьдве разновидности фольклора: одна с корнями афро-американскими, другая— с корнями славянско-восточными. Причем восточные мотивы, если судить только по этому альбому, в болгарском фольклоре преобладают. Возможно,это не случайно, если только Кирил Тодоров сознательно не выбрал для записи наиболее "экзотический" с точки зрения европейцев материал. Но вот по подаче он воспринимается как уже вполне славянское наследие.
Поражает на этом альбоме и то, с какой изобретательностью подошли музыканты к исполнению буквально каждого номера. Это ведь только внешне фольклорные произведения похожи и однообразны. Все богатство фольклора начинаешь ощущать и воспринимать, только столкнувшись с подлинными его носителями. Болгарскому квинтету прекрасно удалось сохранить атмосферу аутентики, очень тонко раскрасив ее скэтом и джазовым интонированием.
Прекрасна рождественская фольклорная "Koledarskapesen", завораживает фольклорная же "Bre Petrunko". Из авторских произведений Кирила Тодорова выделю отмеченную метром 7/8 и исполненную скэтом песню "Rachenitsa", красивейшую балладу "You AreBeautiful, My Forest" и мистическую по настроению "Razvedrilase a planina". Да, собственно, весь альбом можно слушать, не ощущая при этом ни малейшей усталости! Только наслаждение!
Издан альбом фирмой "Nomad" — подразделением находящейся в США фирмы "Music Of The World Ltd.", которая специализируется на издании музыки, находящейся на стыке различнейших манер и стилей, музыкального наследия отличных друг от друга этносов и культур. Если судить только поэтому альбому, то мы не знаем очень многого из всего того, что и как исполняется в различных странах. И нужно быть готовым к еще не одному настоящему потрясению.
Этот альбом - первый не только в истории "Apple Tea", но и вообще белорусского джаза CD. Увы, в Беларуси до сих пор нет не толькозаинтересованной изданием джаза фирмы, но и вообще ни одного печатающего CD агрегата. Но наш коллектив был замечен в ...
Чарльз Айвз - очень нечастый гость как в наших концертных залах, так и на пластинках. Американский академический композитор начала XX века, он довольно-таки на много обогнал свое время. Уже гораздо позже Стравинский, который всегда восторгался его ...
Всякий, кто в советские времена был одержим страстью к джазу, а значит, испытывал необходимость слушать его постоянно, оказывался вовлеченным в узкий круг посвященных — владельцев джазовых пластинок. Были среди них консерваторы, всерьез ...
Тридцативосьмилетний Сеппо Кантонен считается одним из лучших джазовых пианистов Финляндии, он в равной степени много и ярко играет и сольно, и в биг-бэндах, и в малых составах. Кантонен получил классическое образование в музыкальной академии ...
Трое сверхмастеров блюзовой гитары и вокала в одном проекте. И все трое - ветераны становления современного блюза. Причем не в Чикаго, а в Золотом Треугольнике, что гораздо ближе к Дельте если не по звучанию, то в географическом смысле. Этот ...
Два тенор-саксофониста, которые раньше некоторое время, хоть и не очень продолжительное и не одновременно, играли и записывались в бэнде БенниГудмена, сделали совместный проект чисто свингового джаза для лейбла "Arbors Records". Кстати, Томми Ньюсом ...
В пространстве этого диска живут только два голоса: голос певца и голос его гитары. И музыка, которую они рождают, столь же традиционна для Америки,сколь традиционны имя и фамилия исполнителя - Джон Джексон. Давным-давно, еще до Гражданской войны в ...
Кажется, что "Гунеш" — это что-то очень старое, из "застойных" советских времен, но то, что звучит на очередном "богемовском" компакт-диске, могло быть записано и двадцать лет назад, и сейчас. Может быть, потому что это — синтез жестких стилевых ...
Популярнейший сейчас саксофонист Том Скотт никогда не искал новых форм, не экспериментировал и не оригинальничал. Именно поэтому он сейчас и популярнейший. Если вы слышите саксофон на старых записях Пола Маккартни, Ринго Старра,Кэрролл Кинг, Блонди, ...
Было время, когда Валентина Пономарева слыла первой леди советского джаза, когда она на равных участвовала в чекасинско-курехинских экспериментах. Потом ее поразительный вокал стал звучать в джазе все реже, казалось, певица целиком перешла на ...
Музыканты, принявшие участие в записи этой программы, принадлежат восновном к числу молодых исполнителей литовского джаза. Лидер коллектива Дайнюс Пулаускас активно заявил о себе в 1996 году, основа его проектавот уже несколько лет остается почти ...
Диск чрезвычайно любопытный, хотя и имеющий мало общего с джазом как таковым. Трио Гиоры Фейдмана предлагает вам еще один взгляд на явление, которое называется "клезмер ривайвл". Сам Гиора Фейдман (р.1936), уроженец Буэнос-Айреса, - блестящий ...