Arkady Shilkloper / Sergei Starostin / Vladimir Volkov - XIX98
18.06.1999
Знаете, что больше всего поражает меня в музыке Аркадия Шилклопера? Постоянное ощущение недосказанности: только втянулся в атмосферу новой его программы, как она заканчивается. Все его альбомы последнего времени, которые мне попадались, записанные с разными партнерами, звучат не более 45 минут.
Вот и этот альбом: 40 минут интереснейшей (лично для меня, безусловно!) новоджазовой музыки, основанной на народном материале. Порой это аранжировки подлинных фольклорных песенных мелодий ("За нашей деревней", "Таня-Танюша", посвященная памяти известной в кругах еще советского джазового авангарда журналистки Татьяны Диденко, "Возрадуй"). Но чаще — написанные в народной стилистике вокально-инструментальные композиции, прежде всего авторства "народника" Сергея Старостина.
Надо отметить, что каждая из пьес решена очень индивидуально, оригинально, каждая отмечена собственным звуковым колоритом, хотя, на первый взгляд, во время записи было задействовано и не так много инструментов. Но играет-то на них кто? Профи! А еще — неистощимые фантазеры, очень тонко чувствующие столь деликатную музыкальную ткань, как народная музыка. Как результат, впечатление, будто порою звучит чуть ли не бэнд.
Любопытно то, что при желании, руководствуясь яркими примерами из недалекого джазового прошлого, отлучить данный альбом от собственно джаза можно было бы играючи. А что? Поют себе фольклор, дудочки всякие, трубы да горны непонятно звучат, опять же — барабана нет с палочками.... Нет, это — не джаз!
А ведь как-то подзабылся такой термин, как "fourth stream", который, в отличие от "третьего течения", подразумевал сплав джаза именно с фольклором. Этот альбом с не вполне понятым мною названием — ярчайший и очень убедительный пример этого "четвертого течения": его музыка оказывает невероятно мощное влияние на состояние души и организма. Нечто подобное в последний раз я испытывал, слушая компакт белорусской группы "Тройца", когда, такое впечатление, с тобой шел доверительнейший разговор, но — на генном уровне.
Одним словом, посоветовал бы каждому прослушать этот неприлично короткий альбом, даже тем, кто был воспитан на "фольклорных" ансамблях заводской самодеятельности и поэтому собственно фольклора не знал вообще. Подлинность этой по-настоящему сделанной работы у меня лично никаких сомнений не вызывает. Одного хочется пожелать: еще, еще, еще!
Обложка альбома зачастую служит ключом к концепции всего проекта, помогает расшифровать основную идею автора. Человек в котелке и белом клоунском гриме, с клоунской же нашлепкой на носу настороженно движется по пустынной улице. У человека ...
Этикетка лондонской фирмы "Emanem" всегда обещает встречу с чем-то принципиально неортодоксальным и вызывающе элитарным. Шеф "Emanem"Мартин Дэвидсон (Martin Davidson) "не подвел" и в этот раз. Авангард, да еще крутейший из крутых. Британский ...
Когда держишь в руках альбом, отмеченный именами потенциальных обладателей наград журнала "Down Beat" или "ГРЭММИ", начинаешь ощущать некое необъяснимое на тебя давление. В данном случае было точно так же. Но лично для меня аванс остался ...
Одна из ведущих джазовых вокалисток последнего десятилетия записал аальбом, посвященный Майлсу Дэвису. Посвящение получилось не вполне обычным: на диске присутствует всего три вещи авторства самого Майлса, причем изрядно переаранжированные и с ...
Каждый год квартет "Pachora" выпускает по альбому. Так происходит начиная с 1997 г., когда появился на свет этот коллектив. Похоже, такой распорядок стал у музыкантов традицией. Лично мне она пока кажется доброй, иными словами, слушать "Pachora" все ...
"Juni"- по-немецки "июнь". Но на самом-то деле немецкийздесь не при чем. Так произносится число "12" на языке японском.И только седьмой по счету трек этого диска называется уже по-английски:"Twelve". Вообще ЕСМ'овцы склонны ко всяким загадкам в ...
Рита ди Джент — имя для нас совершенно новое. Канадская вокалистка, педагог и композитор, выпустившая уже второй свой альбом, очень хорошо известна у себя на родине и с достаточным успехом концертирует в Америке и Европе. Первое впечатление от ее ...
Столетний юбилей Джорджа Гершвина стал великолепным поводом для создания целой серии таких же великолепных альбомов-интерпретаций его уже и без того сотни раз переигранных тем. И, что удивляет, все эти альбомы абсолютноразные. Вы не найдете в них ...
Чертовски странный диск ранее мне совершенно не знакомого шведского ансамбля. Термин "чертовски" употреблен здесь вполне сознательно. Видите стилизованную пятерню, которая тянется на обложке к столь же стилизованной гитаре? Так вот, принадлежит она ...
Уильям Кларк - блюзовый гигант. Так написано на обложке его посмертно изданного сборного альбома. Кларк и в самом деле неоднократно награждалсявысшей блюзовой наградой - премией имени У. Хэнди. И не просто из почтения к умершему Кларка назвали ...
Очень сложно рассуждать о русском блюзе. Там, у них, в Америке и в Англии, был и есть так называемый белый блюз, но он своими корнями все равно лежит в той самой черной традиции — как ни крути, ведь Джон Мэйолл очень близок к Мадди Уотерсу. У нас же ...
Пускай это прозвучит и субъективно, но данный альбом лично я выслушалс большим интересом. И, признаться, не один раз, хотя горячим поклонникомформы открытой импровизации вроде бы и не являюсь, а этот альбом оченьярко продолжает серию изданий фирмы ...