Arkady Shilkloper / Sergei Starostin / Vladimir Volkov - XIX98
18.06.1999
Знаете, что больше всего поражает меня в музыке Аркадия Шилклопера? Постоянное ощущение недосказанности: только втянулся в атмосферу новой его программы, как она заканчивается. Все его альбомы последнего времени, которые мне попадались, записанные с разными партнерами, звучат не более 45 минут.
Вот и этот альбом: 40 минут интереснейшей (лично для меня, безусловно!) новоджазовой музыки, основанной на народном материале. Порой это аранжировки подлинных фольклорных песенных мелодий ("За нашей деревней", "Таня-Танюша", посвященная памяти известной в кругах еще советского джазового авангарда журналистки Татьяны Диденко, "Возрадуй"). Но чаще — написанные в народной стилистике вокально-инструментальные композиции, прежде всего авторства "народника" Сергея Старостина.
Надо отметить, что каждая из пьес решена очень индивидуально, оригинально, каждая отмечена собственным звуковым колоритом, хотя, на первый взгляд, во время записи было задействовано и не так много инструментов. Но играет-то на них кто? Профи! А еще — неистощимые фантазеры, очень тонко чувствующие столь деликатную музыкальную ткань, как народная музыка. Как результат, впечатление, будто порою звучит чуть ли не бэнд.
Любопытно то, что при желании, руководствуясь яркими примерами из недалекого джазового прошлого, отлучить данный альбом от собственно джаза можно было бы играючи. А что? Поют себе фольклор, дудочки всякие, трубы да горны непонятно звучат, опять же — барабана нет с палочками.... Нет, это — не джаз!
А ведь как-то подзабылся такой термин, как "fourth stream", который, в отличие от "третьего течения", подразумевал сплав джаза именно с фольклором. Этот альбом с не вполне понятым мною названием — ярчайший и очень убедительный пример этого "четвертого течения": его музыка оказывает невероятно мощное влияние на состояние души и организма. Нечто подобное в последний раз я испытывал, слушая компакт белорусской группы "Тройца", когда, такое впечатление, с тобой шел доверительнейший разговор, но — на генном уровне.
Одним словом, посоветовал бы каждому прослушать этот неприлично короткий альбом, даже тем, кто был воспитан на "фольклорных" ансамблях заводской самодеятельности и поэтому собственно фольклора не знал вообще. Подлинность этой по-настоящему сделанной работы у меня лично никаких сомнений не вызывает. Одного хочется пожелать: еще, еще, еще!
Пускай это прозвучит и субъективно, но данный альбом лично я выслушалс большим интересом. И, признаться, не один раз, хотя горячим поклонникомформы открытой импровизации вроде бы и не являюсь, а этот альбом оченьярко продолжает серию изданий фирмы ...
Трио в составе "фортепиано — контрабас — ударные" — один из самых распространенных форматов комбо в современном джазе. Далеко не редкость и такие трио, где лидером является басист: вспомните хотя бы один из самых известных таких ...
Это, видимо, даже не авангард. А авангард авангарда. Джон Батчер на сегодняшний день наиболее передовой экспериментатор саксофона на всей планете.Здесь вы услышите, что с помощью саксофона возможно извлечь великое множество совсем не саксофонных ...
Хотя российскому слушателю благодаря трехлетней давности гастролям с контрабасистом Виктором Двоскиным хорошо знаком гитарист Пол Болленбэк, в США он не так известен, как многие другие мастера джазовой гитары. Это потому, что живет он в Вашингтоне, ...
Первое ощущение, которое появляется при прослушивании первого сольного альбома американского клавишника Скотта Уилки: где-то это уже приходилось слышать (хотя слышишь впервые). Профессионально исполненные, выверенные до каждой нотки, полностью ...
Компания ЕСМ продолжает издание альбомов современной академической музыки. Как правило, это сочинения, уходящие в сторону от классических канонов.На этом диске вниманию слушателей представлена соната французского композитораЖана Барракэ (1928-1973), ...
Обычно, разбирая подобные этой компиляции, рецензенты, всяк на свой вкус, заочно советуют фирме-издателю, что нужно было бы сделать, дабы сборник получился еще лучше, чем он уже есть. Я, в своей жизни поработав во многих редакциях, давно привык: с ...
Спустя двадцать восемь лет состоялось возрождение потрясающего трио Блей-Пикок-Мотиан. Их предыдущий альбом, вышедший также на лейбле ECM в 1970 году, стал манифестом необычного в то время, романтического подхода к фри-джазу и был принят критикой и ...
Сразу хочу успокоить ярых поклонников сладкоголосого соулмена (теперь уже окончательно) и охладить поборников креативности: от перемены лейбла музыка Эл Джарро ничего не потеряла и ничего не приобрела. Очень приятный альбом хорошей поп-музыки, ...
Чарльз Ллойд выпускает уже шестой альбом на ECM, но на этот раз он записан в Америке, в нью-йоркской "Avatar Studio". По духу это вполне ECM'овская музыка, но ее саунд отличается от того, что производится фирмой в Осло под руководством звукоинженера ...
Если вам попадется в руки этот диск, не поленитесь, почитайте книжечку к нему: там есть много интересного! На ней компактно и очень увлекательно рассказывается не только о каждом коллективе, представленном на диске, но и история цыган - этого ...
Ваша музыка — та, что не даст грустить и вспоминать о совершенных прежде ошибках, та, что не оставит места печали в вашей душе? Значит, вы обязательно заинтересуетесь именно этой пластинкой. Для любителей конкретики и просто для справки: регтайм — ...