Arkady Shilkloper / Sergei Starostin / Vladimir Volkov - XIX98
18.06.1999
Знаете, что больше всего поражает меня в музыке Аркадия Шилклопера? Постоянное ощущение недосказанности: только втянулся в атмосферу новой его программы, как она заканчивается. Все его альбомы последнего времени, которые мне попадались, записанные с разными партнерами, звучат не более 45 минут.
Вот и этот альбом: 40 минут интереснейшей (лично для меня, безусловно!) новоджазовой музыки, основанной на народном материале. Порой это аранжировки подлинных фольклорных песенных мелодий ("За нашей деревней", "Таня-Танюша", посвященная памяти известной в кругах еще советского джазового авангарда журналистки Татьяны Диденко, "Возрадуй"). Но чаще — написанные в народной стилистике вокально-инструментальные композиции, прежде всего авторства "народника" Сергея Старостина.
Надо отметить, что каждая из пьес решена очень индивидуально, оригинально, каждая отмечена собственным звуковым колоритом, хотя, на первый взгляд, во время записи было задействовано и не так много инструментов. Но играет-то на них кто? Профи! А еще — неистощимые фантазеры, очень тонко чувствующие столь деликатную музыкальную ткань, как народная музыка. Как результат, впечатление, будто порою звучит чуть ли не бэнд.
Любопытно то, что при желании, руководствуясь яркими примерами из недалекого джазового прошлого, отлучить данный альбом от собственно джаза можно было бы играючи. А что? Поют себе фольклор, дудочки всякие, трубы да горны непонятно звучат, опять же — барабана нет с палочками.... Нет, это — не джаз!
А ведь как-то подзабылся такой термин, как "fourth stream", который, в отличие от "третьего течения", подразумевал сплав джаза именно с фольклором. Этот альбом с не вполне понятым мною названием — ярчайший и очень убедительный пример этого "четвертого течения": его музыка оказывает невероятно мощное влияние на состояние души и организма. Нечто подобное в последний раз я испытывал, слушая компакт белорусской группы "Тройца", когда, такое впечатление, с тобой шел доверительнейший разговор, но — на генном уровне.
Одним словом, посоветовал бы каждому прослушать этот неприлично короткий альбом, даже тем, кто был воспитан на "фольклорных" ансамблях заводской самодеятельности и поэтому собственно фольклора не знал вообще. Подлинность этой по-настоящему сделанной работы у меня лично никаких сомнений не вызывает. Одного хочется пожелать: еще, еще, еще!
Клезмер (что на идиш означает "музыкант") — это направление традиционной музыки, созданное восточноевропейскими евреями около 200 лет назад. Богатство и гармоний, и мелодий. Великолепная смесь Балкан, Ближнего Востока, совершенно разнообразной ...
Давно, давненько уже не встречалось такого джаза, чтоб и мелодии были просты, песенны и танцевальны, но чтоб и импровизационное содержание приковывало к себе накрепко и не отпускало руки и ноги в бездумные телодвижения. Короче говоря, новый альбом ...
"Самый захватывающий и оригинальный гитарист из всех, появившихся за последние 10 лет", — так пишет о Джо Моррисе не кто-нибудь, а "ДаунБит". Впрочем, насчет оригинальности ничего возразить не могу — что есть, то есть. Причем оригинальность ...
Компания "Timeless Records" "опомнилась" и выпустила записанную 15 (!) лет назад программу бэнда Криса Барбера, "усиленного" Доктором Джоном, и посвященную раннему новоорлеанскому джазу и блюзу. Во вступлении к альбому, звучащему с первого трека ...
Жанр этнического джаза становится все более и более популярным во всем мире — достаточно назвать наше "Moscow Art Trio", ныне болгарина, а ранее ленинградца Анатолия Вапирова, норвежца Яна Гарбарека, индийца Харипрасада Чаурасия, нью-йоркские группы ...
Начинающего обозревателя вроде меня так и подмывает обыграть провоцирующе звучащее по-английски название британско-российского проекта — не то Трио Григория Прекрасного, не то Прекрасное Трио Григория. Будем считать, что мы это сделали. Что же вошло ...
Среди многочисленных, но неизменно относящихся к традиционному джазу или, в крайнем случае, к мейнстриму релизов фирмы "Arbors Records" особое место принадлежит серии сольных фортепианных записей современных мастеров доброго старого джаза. Наш ...
В коротеньком пресс-релизе к альбому сказано (не больше, не меньше), что эту музыку можно с равным успехом слушать как в синагоге, так и на дискотеке... Смелое заявление, рассчитанное больше на эпатаж, но доля истины в нем есть. Разве что уж в очень ...
Седовласый улыбающийся господин по имени Лэрри Инет, которого мы видим на обложке диска сидящим на переднем плане за роялем, увлекается джазом с 13 лет и уже с 14 лет сам его играет. Однако свой первый диск Лэрри записал лишь в 1997г. в возрасте 66 ...
Самый живой Брубек из последнего десятка теларковских Брубеков! И не только потому, что записано живьем ("Recorded Live"). А скорее потому, что здесь музыканты в крайне оживленном состоянии духа и вдохновения. По-видимому, пожилым джазменам ...
Шесть лет назад, в одной из студий Санкт-Петербурга, была записана эта программа, изданная сегодня фирмой "Богема". Загадочное слово "samkha", являющееся одновременно и названием группы, и названием проекта, имеет двоякое значение: это и раковина, и ...
Судя по всему, этот альбом рождался долго и непросто. Достаточно всмотреться в текст на вкладыше: первые четыре пьесы писались 14 мая аж 1991 года живьем во время одной из радиопрограмм; еще три — во время другой радиопрограммы, но уже 6 июня 1997 ...