Этикетка лондонской фирмы "Emanem" всегда обещает встречу с чем-то принципиально неортодоксальным и вызывающе элитарным. Шеф "Emanem"Мартин Дэвидсон (Martin Davidson) "не подвел" и в этот раз. Авангард, да еще крутейший из крутых.
Британский гитарист Дерек Бейли (р.1930) с 1965 года и по сей день занимается исключительно свободной импровизацией, проводя сольные концерты, записывая пластинки, выступая в различных составах и много гастролируя по всему миру.
На новом компакт-диске Дэвидсон собрал записи, сделанные Бейли в 1971-1980годах и ранее издававшиеся в виниловом варианте (эта группа композиций называется "Fairy Early"), и добавил к ним две пьесы, созданные Дереком Бейли позже, в 1987 и 1988 годах ("Postscript" и "PostPostscript").
Бейли чрезвычайно взыскательно относится к звуку и очень много экспериментирует с вариантами звучания - он пользуется различными видами гитар: и акустической, и электрогитарами с различными типами усиления звука. Генезис этих поисков хорошо отражен и в представленных на диске композициях. Первая же пьеса, двенадцатиминутная "Six Fairly Early Pieces" (1971г.), способна, в зависимости от ваших вкусов, или вызвать состояние шока и желание немедленно отключить аппаратуру, или вызвать интерес и желание узнать, что же будет дальше. Единственное, что я могу добавить, это то, что и дальше будет не слаще. Бейли в абсолютно непредсказуемом порядке пощипывает то одну, то другую струну, перемежая это занятие паузами разной продолжительности по времени. Таким образом возникает некий алеаторический диалог "звук-тишина",и нам милостиво позволяется присутствовать при этом священнодействии. В двух пьесах "Last Post"(1979г.) мы слышим и самого автора, а помимо его голоса, и некие случайные звуки, на которые не надо обращать внимания (по мнению Вергилия - Дэвидсона, сопровождающего нас в этом путешествии по звуковому "аду") и которые тем не менее оставлены в записи.
В нескольких композициях с Бейли играют его коллеги - столь же преданные идеям абсолютной творческой свободы музыканты. Я выделил бы две пьесы "RehearsalExtract" (1974г.), где к Бейли присоединился один из самых известныхв мире авангардистов Энтони Брэкстон. К холодной рассудочности гитаристаон добавил линии резкие и драматичные, что в целом "согрело" пьесы и сделало их, на мой взгляд, наиболее открытыми для восприятия. Но не обольщайтесь, даже эта открытость потребует от вас серьезных усилий для "входа" в эту непростую музыку.
(c) ℗ 1999 Emanem
14 tks / 67 min(D.Bailey - ac.g, amplif.g; with Anthony Braxton - fl, sopranino sax(tks 3,4); Kent Carter - amplif. double bass (tks 9,10); John Stevens -perc (tks 9,10))
56 минут "сочно артикулированного свинга" (Фред Старр) при правильном употреблении могут внести в вашу жизнь немало положительной энергии, заполнив ее на это время активными ритмами и синкопированным, но непрерывным движением. Один из ветеранов ...
Этот альбом - первый не только в истории "Apple Tea", но и вообще белорусского джаза CD. Увы, в Беларуси до сих пор нет не толькозаинтересованной изданием джаза фирмы, но и вообще ни одного печатающего CD агрегата. Но наш коллектив был замечен в ...
Чарльз Айвз - очень нечастый гость как в наших концертных залах, так и на пластинках. Американский академический композитор начала XX века, он довольно-таки на много обогнал свое время. Уже гораздо позже Стравинский, который всегда восторгался его ...
Всякий, кто в советские времена был одержим страстью к джазу, а значит, испытывал необходимость слушать его постоянно, оказывался вовлеченным в узкий круг посвященных — владельцев джазовых пластинок. Были среди них консерваторы, всерьез ...
Тридцативосьмилетний Сеппо Кантонен считается одним из лучших джазовых пианистов Финляндии, он в равной степени много и ярко играет и сольно, и в биг-бэндах, и в малых составах. Кантонен получил классическое образование в музыкальной академии ...
Трое сверхмастеров блюзовой гитары и вокала в одном проекте. И все трое - ветераны становления современного блюза. Причем не в Чикаго, а в Золотом Треугольнике, что гораздо ближе к Дельте если не по звучанию, то в географическом смысле. Этот ...
Два тенор-саксофониста, которые раньше некоторое время, хоть и не очень продолжительное и не одновременно, играли и записывались в бэнде БенниГудмена, сделали совместный проект чисто свингового джаза для лейбла "Arbors Records". Кстати, Томми Ньюсом ...
В пространстве этого диска живут только два голоса: голос певца и голос его гитары. И музыка, которую они рождают, столь же традиционна для Америки,сколь традиционны имя и фамилия исполнителя - Джон Джексон. Давным-давно, еще до Гражданской войны в ...
Кажется, что "Гунеш" — это что-то очень старое, из "застойных" советских времен, но то, что звучит на очередном "богемовском" компакт-диске, могло быть записано и двадцать лет назад, и сейчас. Может быть, потому что это — синтез жестких стилевых ...
Популярнейший сейчас саксофонист Том Скотт никогда не искал новых форм, не экспериментировал и не оригинальничал. Именно поэтому он сейчас и популярнейший. Если вы слышите саксофон на старых записях Пола Маккартни, Ринго Старра,Кэрролл Кинг, Блонди, ...
Было время, когда Валентина Пономарева слыла первой леди советского джаза, когда она на равных участвовала в чекасинско-курехинских экспериментах. Потом ее поразительный вокал стал звучать в джазе все реже, казалось, певица целиком перешла на ...
Музыканты, принявшие участие в записи этой программы, принадлежат восновном к числу молодых исполнителей литовского джаза. Лидер коллектива Дайнюс Пулаускас активно заявил о себе в 1996 году, основа его проектавот уже несколько лет остается почти ...