Pinetop Perkins - Born In The Honey (The Pinetop Perkins Story)
19.03.2007
Фильм о жизни великого блюзмена открывается кадрами живописных ландшафтов дельты реки Миссисипи. Огромные, могучие деревья, стоящие глубоко в водах реки или хлопкового поля потрясают воображение. Сложно подобрать лучшее начало для фильма о Пинетопе Перкинсе: ведь сам герой фильма – точно такой же гигант, как эти деревья, такой же древний, такой же мощный, и выросший на одной с ними земле. Born In The Honey – единственная на сегодняшний день авторизованная биография Пинетопа Перкинса. Сам Пинетоп, развалившись в кресле, годящемуся ему в ровесники, на террасе своего нынешнего дома в Остине (Техас) не без удовольствия вспоминает славные моменты собственной биографии, начиная с самого детства, прошедшего на плантации Honey Island (Бельзони, Миссисипи). Когда он рассказывает о главных встречах своей жизни – с Робертом Найтхоком (Robert Nighthawk), Эрлом Хукером (Earl Hooker), славных днях выступлений King Biscuit Entertainment, работе с Мадди Уотерсом (Muddy Waters) и Айком Тернером (Ike Turner) – ничто не указывает на какую-то несостоятельность, обычно связываемую с преклонным возрастом великих музыкантов. 94-летний Пинетоп, ведя свой неторопливое повествование выглядит так же хорошо, как и на концертах, за фортепиано – бодро и жизнерадостно. Пусть его речь иногда сложно разобрать, но это только добавляет ему очков.
Идеальный фильм о Пинетопе Перкинсе мог бы состоять только из одних нескончаемых низкочастотных автомонологов, чередуемых с фрагментами видеохроники, концертных выступлений разных лет и подборками архивных фотографий. Продюсер Born In The Honey Питер Карлсон (Peter Carlson) поставил для себя более сложную задачу: объединить документальный фильм со своеобразной атмосферой вечеринки, где рядом с Пинетопом появлялись бы его друзья, коллеги, последователи, комментируя те или иные случаи из его биографии, рассказывая любопытные истории из его жизни – или просто произнося в адрес Перкинса теплые слова очередного панегерика. Держать такого масштаба действие в строгих камерных рамках более чем сложно, поэтому часто структура Born In The Honey немного разваливается: «почетные гости» начинают вспоминать не то, что следует, говорить о самих себе – или вообще ни о чем – а сам Пинетоп под шумок уже тем временем рассказывает о богадельне, куда ему, якобы, давно уже пора отправиться, если бы он не продолжал играть. Новые и новые люди появляются рядом с Пинетопом Перкинсом – и иногда режиссер просто забывает «пересадить» старика на другое место: только что рядом с Пинетопом сидела Коко Тейлор (Koko Taylor), обнимала его за плечо и рассказывала, какой он замечательный – а через минуту уже вместо нее Бернард Эллисон (Bernard Allison), тоже обнимает Пинетопа за плечо, тоже говорит о нем хорошие слова, а Пинетоп Перкинс все так же сидит, даже не меняя позы, и все так же благодушно улыбается.
На подобных моментах можно было бы и не останавливаться – время сгладит мелкие просчеты режиссерской работы. Может, и хотелось бы чего-нибудь, оформленного более аккуратно и стильно, но ведь это – Пинетоп Перкинс, и биографический фильм о нем сложно было бы выдержать в одних только черно-белых тонах. Вполне возможно, что и выступления King Biscuit Entertainment, активно рекламирующих продукцию мукомольной компании, когда-то могли шокировать, но как серия фотографий среди других архивных материалов они не выглядят чем-то безвкусным.
Программа Born In The Honey, к счастью, похоже, совсем не рассчитывает сообщить поклоннику блюза что-то новое из жизни Пинетопа Перкинса. Следуя давно уже ставшему каноническим тексту биографии музыканта, она также избегает искушения блеснуть перед дотошным меломаном ворохом только одному Перкинсу известных деталей и подробностей. Ничего этого в фильме нет – есть только Пинетоп Перкинс, рассказывающий сам о себе, большое количество известных музыкантов, чья роль – создавать атмосферу праздника, несколько почти полностью приведенных концертных видео-записей конца 90-х и столько же более-менее удачно раскрытых биографических зарисовок. Особенно повезло «черно-белой» части биографии Перкинса. Здесь и видеохроника, изображающая работу хлопковых плантаций во время Второй Мировой войны, и плывущая по полю великолепная модельная линейка тракторов тех времен. Одним из таких тракторов и управлял Пинетоп Перкинс в 40-х, когда работал на Hopsons Plantation, продолжая выступать на небольших местных вечеринках. Эти видео-кадры сменяются фотографиями из архива Пинетопа Перкинса – вот он уже в 1949 году трудится автомехаником в Кайро (Иллинойс), меняет радиаторы – чтобы по ночам играть на сцене с Эрлом Хукером и Робертом Найтхоуком. И многочисленные хижины, домики, уличные кафе с полустертыми вывесками – современные фотографии и съемка наших дней – все значительные места жизни великого блюзмена.
Из биографии слов не выкинешь – нашла в ней отражение и цепь трагедий, преследовавших Пинетопа Перкинса на протяжении всей жизни: от случайного ножевого ранения, чуть не поставившего крест на его музыкальной карьере – до побежденной только в 1990-м году алкогольной зависимости (Пинетоп Перкинс бросил пить виски в возрасте 82 лет). Между ними – тяжелая травма барабанной перепонки и крупная автомобильная авария, в которую попала в гастрольном автобусе группа Мадди Уотерса. Впрочем, можно считать, что перечисление в фильме всех этих несчастий – своеобразное ритуальное действие, которое призвано сохранить Пинетопа в дальнейшем и дать ему еще много лет счастливой и полноценной жизни.
Отличным дополнением к биографическому фильму является bonus-CD "Pinetop Perkins on the 88's: Live in Chicago", включающий в том числе и ранее не издаваемый студийный трек Rather Quit Her Than Hit Her, записанный в 1997 году.
2007 DVD / Bonus CD
DVD: 60 min;
Bonus CD: 10 tks / 49 min;
Предоставлен Crows Feet Productions
В заключительной части трилогии Матиас Рюэг организовал тринадцать воображаемых встреч героев первых двух частей, встреч Мысли и Чувства, встреч Нового Света со Старым. Принцип составления этих «пар» для меня остался загадкой, но в ...
Итак, второй альбом, вторая часть трилогии, сочиненной Матиасом Рюэгом и исполненной руководимым им Vienna Art Orchestra. Краткую историю проекта ищите в обзоре первой части, а здесь – сразу о представляемом диске. Вторая часть посвящена ...
Впервые «Jazz-Квадрат» представлял канадского гитариста Дуга Кокса его предыдущей работой, записанным в 2005 году совместно с Сэмом Харри альбомом Hungry Ghosts (см. №6/05). И тот его проект, и нынешний, формально говоря, выдержаны в ...
Прежде чем говорить об исполнителе, в данном случае просто необходимо сказать несколько слов о лейбле, на котором записан этот диск. Малийский музыкант Салиф Кейта организовал фирму Wanda Records еще в начале 90-х годов. Она испытывала большие ...
Сферой приоритетных интересов испанского лейбла Vampisoul является музыка не только отечественная, но и латиноамериканская. При этом здесь, не считаясь со временем, ведут кропотливые архивные поиски, благодаря которым широкому кругу слушателей ...
Одного взгляда на обложку альбома, где в традиционной шотландской шапочке красуется человек с явно негроидными чертами лица, достаточно, чтобы понять, что в «Последнем короле Шотландии» речь идет совсем не о Якове VI. И действительно ...
Если человек с такой биографией, как у Уотермелон Слима занимается музыкой, то его музыка – это, конечно же, блюз. Слим успел побывать водителем – дальнобойщиком, продавцом дров, работником лесопилки (где потерял часть пальцев), ...
Рука на струнах гитары, помещенная на обложку этого альбома, принадлежит Джо Беку, одному из ветеранов джазовой гитары, музыканту с почти пятидесятилетним стажем на профессиональной сцене. За свою долгую карьеру Бек переиграл с множеством джазовых ...
Джефф Болл – наверное, лучший в США мастер игры на национальной деревянной флейте американских индейцев. Вырос он в Мэриленде, в семье со смешанными, шотландско – ирландскими корнями, однако, как он сам утверждает, «по семейной ...
Внешне американец Шэд Уэзерсбай напоминает ученого – интеллигентное лицо, очки, белоснежная бородка клинышком. По возрасту он, похоже, принадлежит к тому же поколению, что и родоначальники авторской песни в Союзе, сплошь и рядом выходцы из ...
У вас, конечно, есть все основания вспомнить про бузину в огороде и дядьку в Киеве, но, когда я думаю о творческом пути блюзмена Боба Марголина, у меня в памяти действительно встают библейские строки: «…и семь лет служил Иаков Лавану за ...
Трудно переоценить Монтойю и его вклад в развитие современного блюза, но бесспорно и то, что он является одним из законодателей современной интерпретации его исполнения. «Музыкальный почерк» легко узнаваем, а кавер-версии известных песен ...