За много лет сотрудничества с журналом, а затем с сайтом «Jazz- Квадрат», мне впервые приходится сталкиваться со столь необычной работой. Разумеется, доводилось слушать вещи, где академическая музыка сочетается с джазом, в том числе авангардным, но по масштабу работы, дерзости замысла и уровню воплощения альбом Дэйва Солджера The Eighth Hour of Amduat, который увидит свет 6 января 2017 года на лейбле Mulatta Records, для меня беспрецедентен.
Для начала я просто обязан немного рассказать об этом колоритном человеке. Мультиинструменталист Дэйв Солджер (р.1956) известен своими необычными проектами, вроде музыки для 14 слонов его Thai Elephant Orchestra, фри-джаза в исполнении маленьких детей и так далее. Он играет панк-классику с Soldier String Quartet, авангардный джаз с Уильямом Хукером и Аминой Клодиной Майерс, панк-блюз с группой The Kropotkins. Есть у него и работы в области оперной музыки, причем в сотрудничестве с такими знаковыми для мировой культуры людьми, как писатель Курт Воннегут или художники-концептуалисты, выходцы из СССР, Виталий Комар и Александр Меламид. Для полноты картины остается сказать, что «в миру» его зовут Дэвид Сульцер, и под этим именем он хорошо известен в научных кругах, как ученый – психоневролог, преподающий в Колумбийском университете.
Что же Солджер придумал на этот раз? The Eighth Hour of Amduat – это тоже своеобразная опера, в которой Солджер положил на музыку часть одного из древнейших текстов в истории человечества – так называемую «книгу Амдуат» - сакральный текст, относящийся ко временам древнеегипетского Нового царства, впервые обнаруженный на стене погребальной камеры фараона Тутмоса I. Текст, разделенный на 12 частей – часов, повествует о ночном путешествии бога Солнца-Ра по подземному миру, его пещерам, общению с подземными богами и демонами и последующему возрождению и появлению на небесном своде. Древние иероглифы специально для этого проекта египтолог Рита Лукарелли перевела на язык оперы – итальянский. Для реализации своего замысла Солджер собрал в высшей степени пеструю и высокопрофессиональную команду исполнителей.
Партию хозяйки погребальной ладьи исполняет солистка Метрополитен-Оперы в Нью-Йорке, меццо-сопрано Сахоко Сато Тимпоне, родом из Японии. Главным инструменталистом, солирующим в большинстве треков, в опере, где речь идет о Солнце-Ра, не мог не стать … правильно, нынешний лидер Sun Ra Arkestra, 93-х летний (!) Маршалл Аллен. Вместе с ним в проекте участвуют академическая, по преимуществу, скрипачка из Канады Ребекка Черри, ранее уже сотрудничавшая с Солджером, видный мастер музыки клезмер, кларнетист Майкл Виноград, джазовый гитарист Ник Миллевой, тромбонист, известный как джазовыми, так и клезмерскими проектами Дэн Блэксберг и целый ряд других музыкантов. Есть здесь и струнная группа, и женский хор.
Не могу сказать, что альбом оставил цельное впечатление. «Стыковка» оперных и авангардно-джазовых частей, для меня выглядит все же довольно «жесткой», хотя Солджер наполнил и те части, где солирует Сато Тимпоне (Mistress Prayer и Barcarolle) джазовым драйвом. Впечатлили соло скрипачки Черри в Netherworld Cavern и Tomb of the Gods Cavern. И просто великолепен своей неиссякаемой энергией, поразительной для столь почтенного возраста, ветеран авангардного джаза Маршалл Аллен, играющий на альт-саксофоне и электронном инструменте EVI. Наверняка, впечатления от этого проекта у каждого будут свои. Но в любом случае искренне рекомендую послушать The Eighth Hour of Amduat всем, кого привлекают вещи, выходящие за рамки привычных представлений.
Еще один фонографический дебют, но за этого дебютанта я отдал бы парочку вполне себе матерых джазовых волков. Майк Кейси, молодой саксофонист из Хартфорда, Коннектикут, взял за живое своим великолепным, сочным звуком, как на альте, так и на теноре, ...
Группе Mike Penny & his Moonshiners в этом году исполняется десять лет. И все эти годы Майк Пенни и его команда верны одной стилистике: они играют смесь буги, кантри-энд-вестерн, раннего рок-н-ролла и даже раннего ритм-энд-блюза, тонко и талантливо ...
Миша – уменьшительная форма мужского имени Михаил. Так предпочитают называть себя работающие на Западе российские джазовые пианисты – Цыганов в Штатах и Альперин в Норвегии. Есть еще знаменитый джазовый авангардист, голландец Миша ...
Money & The Man – голландский дуэт, играющий в стиле гараж-блюз. Если вам не слишком понятен этот термин, возьмите блюз-рок, смешайте его с панком – и вы получите искомое. Существует этот дуэт с 2013 года. Его создали школьные приятели ...
Нет, это не брак фотографии. Именно так, размыто и не в фокусе выглядят музыканты группы Monoglot на обложке своего последнего пока альбома Wrong Turns And Dead Ends. Что в этом месседже? Возможно, парни хотели сказать: «дело не в наших лицах, ...
Четыре года спустя после дебютного альбома проект живущего в Осло британского клавишника Роя Пауэлла Mumpbeak представляет на суд публики и критики свою новую работу – Tooth. «Зубастый» альбом увидит свет в конце мая вновь под ...
Редкий алмаз извлекла из своих каталогов знаменитая немецкая компания MPS Records из Швацвальда для очередного сетевого переиздания 10 марта 2017 года. Дело в том, что MUMPS – проект «одноразовый». В 1977 году, почти ровно сорок ...
Приятная новость с испанского острова Ибица: Мюриэль Гроссман выносит на суд слушателей свой новый альбом Momentum. С живущей здесь австрийской саксофонисткой и композитором наши читатели уже имели возможность познакомиться по предыдущим работам: ...
Вначале было… Нет, это в Книге Книг вначале было Слово, а в представляемом сегодня проекте вначале была музыка. Басист и композитор из французского города Монтобан Дмитрий Токарев в 2016 году сочинил музыку для танцевального спектакля ...
Если не брать в расчет раздел «Новости», где анонсировалось выступление Дмитрия Токарева на фестивале «Импролетето» в Минске 22 июля (уже состоявшееся и, на мой вкус, весьма удачное), то это первая встреча наших читателей с ...
Экспериментальный авангард из Швейцарии. Лейбл Pulver und Asche Records представляет дебютный альбом дуэта New Routines Every Day под не самым коротким названием You Never Know What Is Enough / Unless You Know What Is More Than Enough, ...
Не знаю, есть ли у Николь Зурейтис литовские корни, но, взглянув на обложку альбома с ее именем, я сразу вспомнилочень известного в академической музыке литовского дирижера советских времен Альгиса Жюрайтиса. Возможно, и фамилия Николь изначально ...