Jai Uttal and The Pagan Love Orchestra - Shiva Station
05.02.1997
Культура индийского субконтинента оказала сильнейшее влияниена творчество многих музыкантов Запада, особенно в сфере джаза и рок-музыки— от Джона Колтрейна и Дона Черри и до Джона Маклафлина и Джорджа Харрисона. Джаз-рок с привлечением индийских мотивов можно услышать в исполнении самыхразных мастеров. Однако в случае данного альбома приходится говорить скореео чем-то обратном — индийской (точнее североиндийской) музыке, вобравшейв себя элементы джаза и рока.
В строгой системе раг вокальная форма хаял считается болеесвободной и ритмически гибкой. Не берусь судить (не хватит специальныхзнаний), остается ли певец и композитор Джай Уттал, при всей широте рамокхаяла, в границах индийской музыкальной традиции. Для моего неискушенного европейского уха даже при явном наличии джазовых элементов индийская основаего творчества кажется преобладающей. При этом сопровождающий Джая "Оркестрязыческой любви" по составу выглядит вполне по-джазовому. В нем присутствуети духовая секция — тромбонист и корнетист Джефф Крессман (Jeff Cressman),саксофонист Питер Апфельбаум (Peter Apfelbaum), и струнная, представленнаяскрипачкой Айрин Сазер (Irene Sazer), есть гитарист — Уилл Бернард (WillBernard), басист — Кейт Макартур (Keith McArthur) и клавишник — Кит Уолкер(Kit Walker). Конечно же, солидно выглядит группа ударных: Апельбаум играети на барабанах, а Джеффри Гордон (Geoffrey Gordon) обслуживает широкийнабор индийских перкуссионных инструментов. Сам Джай Уттал также играетна целом ряде национальных инструментов, в основном струнных. Помимо септета"Pagan Love Orchestra" в реализации проекта участвовал целыйряд приглашенных музыкантов, в том числе группа бэк-вокала.
Столь широкий набор инструментальных красок Джай Утталиспользует очень интенсивно. Музыкальная ткань большинства композиций чрезвычайноплотна. Это густой, насыщенный саунд с предельно четким, даже жестким совсемпо-роковому ритмом, в котором лишь изредка вырываются на передний планкороткие фразы духовых. Исключением можно считать композицию "Malkouns(Night On The Ganges)", наиболее близкую к джаз-роковым образцам американо-европейскогопроисхождения. Под энергичную пульсацию ударных в полной мере "оттянуться"в чередующихся сольных партиях здесь удается и скрипке, и гитаре, и клавишным.Временами музыка этой вещи напоминает даже авангардный рок.
Но основой любой из композиций является все-таки голосУиттала. Именно он главным образом и придает индийский колорит всему альбому.В нем нет ничего ни от итальянской кантилены, ни от джазовой аффектации.Это строгая восточная техника, за которой — столетиями нарабатывавшаясятрадиция. По содержанию песни Джая Уттала — это, в основном, гимны в честьРамы, Кришны, Ситы и других героев божественного пантеона Индии. Исполняютсяони на санскрите, бенгали и хинди. Есть песни, в которых Джай поет и по-английски,например, "Calling You". При столь же духовном содержании песниголос его здесь уже не отличить от голоса коренного американца. И, наконец,в уже упомянутой выше "Malkouns (Night On The Ganges)" нестандартностькомпозиции усиливается и вокалом в стиле, так сказать, индийского скэта.
Индийские и псевдоиндийские культы уже лет 30 популярныв Европе и Америке. Интерес к музыке Индии у широкой публики не столь велик.Послушайте музыку Джая Уттала и его "Pagan Love Orchestra", вней много "мостиков", по которым может войти в этот необычныймир звуков не знакомый с ними слушатель. И уж в любом случае опасностьпопадания в лапы к уж-жасным тоталитарным сектам при прослушивании этогоCD вам не грозит.
История рождения данного альбома в общем-то проста. Поинициативе контрабасиста Бертрама Турецкого собралось трио музыкантов,которые исповедуют новый джаз. Задачу себе они поставили несложную: используяпринципы тотальной импровизации и язык ...
Очень симпатичный проект как по замыслу, так и по воплощению.Его суть изложена в двух строках на обложке CD: коллекция версий классических джазовых мелодий в дань памяти свободному духу Парижа 50-х годов. Подвалы многих старинных парижских зданий, ...
Этот диск составлен по географическому принципу: на нёмсобраны блюзовые записи различных лет, записанные исполнителями из штатаТехас — "Штата Одинокой Звезды", как его называют сами американцы.Самый именитый из них — несомненно, великий Альберт ...
Когда я взял в руки этот компакт-диск и, ещё не слушаяего, пробежал глазами названия пьес, имена музыкантов и выходные данные,то взгляд сразу остановился на одной строчке: "Записано в студии Эбби Роуд, Лондон. Для всех любителей музыки со стажем ...
Дебютный альбом этого гитариста на фирме "Soundings of the Planet" явно удался. "Peace Dance" дает возможность познакомиться с действительно незаурядным музыкантом. С некоторой долей преувеличения я рискнул бы назвать Скотта Хендриксом акустической ...
Боже мой, как давно не попадался мне в руки такой весёлый, зажигательный, можно даже сказать, разухабистый джаз! Да и то сказать, из четырнадцати музыкантов шесть(!) играют на различного рода ударных инструментах: барабанах, конгах, бонгах, ...
Жизнь подбрасывает порой весьма любопытные сюжеты. Неуспел я, обозревая для "Jazz-квадрата" N 2'97 альбом петербургского перкуссиста Якова Солодкого, отметить его версию "Afro Blue" крупнейшего в мире мастера афро-кубинского джаза Монго Сантамарии, ...
Вашему вниманию представлен еще один плод творчества британских джазовых музыкантов. Созданный гитаристами Игнацио Лозано и Джонатаном Морганом альбом сложно отнести к джазу как таковому, но надо отметить,что исполнители довольно искренне обыгрывают ...
"Пять вечеров" — возможно, так назвал бы одиниз крупнейших гитаристов современного джаза Джим Холл этот альбом, если бы пьеса Володина и одноименный фильм Михалкова были так же популярны в Штатах, как и в бывшем Советском Союзе. Именно в ...
Альбом представляет собой пример качественной импровизационной поп–музыки, навеянной мотивами соул. Хотя Paul Taylor и имеет основательную джазовую школу, он является, на мой взгляд, наиболее ярким и выразительным представителем того стиля, который ...
Неплохую музыку исполняет Peter Oxley (британский гитаристджазового толка). А временами просто замечательную! Поэтому на общем болеечем тусклом фоне английского джаза он заметен и смотрится даже вычурнои почти неестественно со своими творческими ...
Очередной альбом Лаки Питерсона не принёс каких-то неожиданныхблюзовых откровений — он очень добротный, ладно скроенный, но, пожалуй,чересчур ровный и однообразный. Блюз вообще построен на игре оттенков,настроений и интонаций и, упустив одну из этих ...