Jai Uttal and The Pagan Love Orchestra - Shiva Station
05.02.1997
Культура индийского субконтинента оказала сильнейшее влияниена творчество многих музыкантов Запада, особенно в сфере джаза и рок-музыки— от Джона Колтрейна и Дона Черри и до Джона Маклафлина и Джорджа Харрисона. Джаз-рок с привлечением индийских мотивов можно услышать в исполнении самыхразных мастеров. Однако в случае данного альбома приходится говорить скореео чем-то обратном — индийской (точнее североиндийской) музыке, вобравшейв себя элементы джаза и рока.
В строгой системе раг вокальная форма хаял считается болеесвободной и ритмически гибкой. Не берусь судить (не хватит специальныхзнаний), остается ли певец и композитор Джай Уттал, при всей широте рамокхаяла, в границах индийской музыкальной традиции. Для моего неискушенного европейского уха даже при явном наличии джазовых элементов индийская основаего творчества кажется преобладающей. При этом сопровождающий Джая "Оркестрязыческой любви" по составу выглядит вполне по-джазовому. В нем присутствуети духовая секция — тромбонист и корнетист Джефф Крессман (Jeff Cressman),саксофонист Питер Апфельбаум (Peter Apfelbaum), и струнная, представленнаяскрипачкой Айрин Сазер (Irene Sazer), есть гитарист — Уилл Бернард (WillBernard), басист — Кейт Макартур (Keith McArthur) и клавишник — Кит Уолкер(Kit Walker). Конечно же, солидно выглядит группа ударных: Апельбаум играети на барабанах, а Джеффри Гордон (Geoffrey Gordon) обслуживает широкийнабор индийских перкуссионных инструментов. Сам Джай Уттал также играетна целом ряде национальных инструментов, в основном струнных. Помимо септета"Pagan Love Orchestra" в реализации проекта участвовал целыйряд приглашенных музыкантов, в том числе группа бэк-вокала.
Столь широкий набор инструментальных красок Джай Утталиспользует очень интенсивно. Музыкальная ткань большинства композиций чрезвычайноплотна. Это густой, насыщенный саунд с предельно четким, даже жестким совсемпо-роковому ритмом, в котором лишь изредка вырываются на передний планкороткие фразы духовых. Исключением можно считать композицию "Malkouns(Night On The Ganges)", наиболее близкую к джаз-роковым образцам американо-европейскогопроисхождения. Под энергичную пульсацию ударных в полной мере "оттянуться"в чередующихся сольных партиях здесь удается и скрипке, и гитаре, и клавишным.Временами музыка этой вещи напоминает даже авангардный рок.
Но основой любой из композиций является все-таки голосУиттала. Именно он главным образом и придает индийский колорит всему альбому.В нем нет ничего ни от итальянской кантилены, ни от джазовой аффектации.Это строгая восточная техника, за которой — столетиями нарабатывавшаясятрадиция. По содержанию песни Джая Уттала — это, в основном, гимны в честьРамы, Кришны, Ситы и других героев божественного пантеона Индии. Исполняютсяони на санскрите, бенгали и хинди. Есть песни, в которых Джай поет и по-английски,например, "Calling You". При столь же духовном содержании песниголос его здесь уже не отличить от голоса коренного американца. И, наконец,в уже упомянутой выше "Malkouns (Night On The Ganges)" нестандартностькомпозиции усиливается и вокалом в стиле, так сказать, индийского скэта.
Индийские и псевдоиндийские культы уже лет 30 популярныв Европе и Америке. Интерес к музыке Индии у широкой публики не столь велик.Послушайте музыку Джая Уттала и его "Pagan Love Orchestra", вней много "мостиков", по которым может войти в этот необычныймир звуков не знакомый с ними слушатель. И уж в любом случае опасностьпопадания в лапы к уж-жасным тоталитарным сектам при прослушивании этогоCD вам не грозит.
Этот альбом — отличный подарок фанатам аутентичного блюза, тем, кто ищет вдохновения не в современных электризованных версиях блюзового наследия, а именно в первозданных его формах. Правда, относить Роберта Ли МакКоя к типичным представителям ...
До 1997 года я не знал кто такой Боб Джеймс, наверное, потому что джазом то особо и не увлекался. И, похоже, так бы и не узнал, не окажись я в том году в Голландии. Находясь по делам службы в Амстердаме, я забрел в средней руки музыкальный магазин, ...
Суровое и не слишком приветливое лицо, глядящее на нас из левого нижнего угла обложки, принадлежит музыканту, не очень известному в наших краях. Ямайка у большинства слушателей ассоциируется с музыкой рэггей, кто-то, возможно, припомнит более ранний ...
Этот диск, по-моему, может смело претендовать на звание лучшего афрокубинского альбома последних лет. Представьте себе компанию старых-старых кубинцев, которые помнят еще те времена, когда Куба была всеамериканским курортом. Рай Кудер отыскал их и ...
Этот уже не очень свежий по времени альбом был записан и издан к 40-летию Леонида Шинкаренко и одновременно — к 25-летию его активной жизни в джазе. Понятное дело, сам Леонид и стал инициатором создания квартета "Jazz4", в составе которого не просто ...
Один из самых удачно прижившихся на американской джазовой почве российских саженцев, Игорь Бутман преуспевает на ниве укрепления джазовых связей между обоими странами. Он вернулся в Москву, руководит джазовым клубом, возглавляет биг-бэнд, много ...
Словно отголоском культурной программы Олимпиады в Сиднее попал к нам этот изданный несколько лет назад в том же Сиднее диск. Австралийский джаз у нас практически неизвестен и, право же, для первого знакомства выпал совсем неплохой его образец. ...
Ронни Эрл — блюзовый лирик. И к тому же один из немногих действительно выдающихся гитаристов-солистов в блюзе, которые... не поют и от этого не проигрывают. И в самом деле, как-то странно представить себе молчащего и только играющего на гитаре Бадди ...
Хронологически этот альбом надо было бы слушать перед "богемовским" диском Анатолия Герасимова "Yes", но что поделаешь, если изданный в далеком Новосибирске на студии Сергея Беличенко CD добрался до редакции "Jazz-Квадрата" только сейчас. И принес ...
Как все-таки лихо дышится, когда слушаешь игру профессиональных исполнителей, свободно чувствующих и свои инструменты, и свою музыку! Уникальный персонаж российской музыкальной культуры, джазовый профессор и виртуозный саксофонст Александр Осейчук ...
Это первый сольный альбом выходца из Сум, ныне известного российского студийного гитариста, в начале года вошедшего в состав возрожденного "Арсенала" Алексея Козлова. Профессиональная карьера Игоря начиналась в 1980 году, когда во всем мире ...
Этот альбом, хотя и относится целиком к world музыке, создан двумя джазовыми музыкантами — Стивом Горном и Уорреном Сендерсом. Причем играют они на самых разнообразных "живых" инструментах: флейтах, кларнете, экзотических тамбуре, калимбе и других. ...