Jai Uttal and The Pagan Love Orchestra - Shiva Station
05.02.1997
Культура индийского субконтинента оказала сильнейшее влияниена творчество многих музыкантов Запада, особенно в сфере джаза и рок-музыки— от Джона Колтрейна и Дона Черри и до Джона Маклафлина и Джорджа Харрисона. Джаз-рок с привлечением индийских мотивов можно услышать в исполнении самыхразных мастеров. Однако в случае данного альбома приходится говорить скореео чем-то обратном — индийской (точнее североиндийской) музыке, вобравшейв себя элементы джаза и рока.
В строгой системе раг вокальная форма хаял считается болеесвободной и ритмически гибкой. Не берусь судить (не хватит специальныхзнаний), остается ли певец и композитор Джай Уттал, при всей широте рамокхаяла, в границах индийской музыкальной традиции. Для моего неискушенного европейского уха даже при явном наличии джазовых элементов индийская основаего творчества кажется преобладающей. При этом сопровождающий Джая "Оркестрязыческой любви" по составу выглядит вполне по-джазовому. В нем присутствуети духовая секция — тромбонист и корнетист Джефф Крессман (Jeff Cressman),саксофонист Питер Апфельбаум (Peter Apfelbaum), и струнная, представленнаяскрипачкой Айрин Сазер (Irene Sazer), есть гитарист — Уилл Бернард (WillBernard), басист — Кейт Макартур (Keith McArthur) и клавишник — Кит Уолкер(Kit Walker). Конечно же, солидно выглядит группа ударных: Апельбаум играети на барабанах, а Джеффри Гордон (Geoffrey Gordon) обслуживает широкийнабор индийских перкуссионных инструментов. Сам Джай Уттал также играетна целом ряде национальных инструментов, в основном струнных. Помимо септета"Pagan Love Orchestra" в реализации проекта участвовал целыйряд приглашенных музыкантов, в том числе группа бэк-вокала.
Столь широкий набор инструментальных красок Джай Утталиспользует очень интенсивно. Музыкальная ткань большинства композиций чрезвычайноплотна. Это густой, насыщенный саунд с предельно четким, даже жестким совсемпо-роковому ритмом, в котором лишь изредка вырываются на передний планкороткие фразы духовых. Исключением можно считать композицию "Malkouns(Night On The Ganges)", наиболее близкую к джаз-роковым образцам американо-европейскогопроисхождения. Под энергичную пульсацию ударных в полной мере "оттянуться"в чередующихся сольных партиях здесь удается и скрипке, и гитаре, и клавишным.Временами музыка этой вещи напоминает даже авангардный рок.
Но основой любой из композиций является все-таки голосУиттала. Именно он главным образом и придает индийский колорит всему альбому.В нем нет ничего ни от итальянской кантилены, ни от джазовой аффектации.Это строгая восточная техника, за которой — столетиями нарабатывавшаясятрадиция. По содержанию песни Джая Уттала — это, в основном, гимны в честьРамы, Кришны, Ситы и других героев божественного пантеона Индии. Исполняютсяони на санскрите, бенгали и хинди. Есть песни, в которых Джай поет и по-английски,например, "Calling You". При столь же духовном содержании песниголос его здесь уже не отличить от голоса коренного американца. И, наконец,в уже упомянутой выше "Malkouns (Night On The Ganges)" нестандартностькомпозиции усиливается и вокалом в стиле, так сказать, индийского скэта.
Индийские и псевдоиндийские культы уже лет 30 популярныв Европе и Америке. Интерес к музыке Индии у широкой публики не столь велик.Послушайте музыку Джая Уттала и его "Pagan Love Orchestra", вней много "мостиков", по которым может войти в этот необычныймир звуков не знакомый с ними слушатель. И уж в любом случае опасностьпопадания в лапы к уж-жасным тоталитарным сектам при прослушивании этогоCD вам не грозит.
"Пять вечеров" — возможно, так назвал бы одиниз крупнейших гитаристов современного джаза Джим Холл этот альбом, если бы пьеса Володина и одноименный фильм Михалкова были так же популярны в Штатах, как и в бывшем Советском Союзе. Именно в ...
Альбом представляет собой пример качественной импровизационной поп–музыки, навеянной мотивами соул. Хотя Paul Taylor и имеет основательную джазовую школу, он является, на мой взгляд, наиболее ярким и выразительным представителем того стиля, который ...
Неплохую музыку исполняет Peter Oxley (британский гитаристджазового толка). А временами просто замечательную! Поэтому на общем болеечем тусклом фоне английского джаза он заметен и смотрится даже вычурнои почти неестественно со своими творческими ...
Очередной альбом Лаки Питерсона не принёс каких-то неожиданныхблюзовых откровений — он очень добротный, ладно скроенный, но, пожалуй,чересчур ровный и однообразный. Блюз вообще построен на игре оттенков,настроений и интонаций и, упустив одну из этих ...
Лично я так до конца и не разобрался, что это, собственно,за музыка— очень жёстко ритмизованный "белый" блюз или всё жехард-рок. Гармоническая линия и гитарные соло, местами переходящие в настоящие"запилы", почти везде совершенно хард-роковые, но в ...
Торговая марка "Verve" изначально гарантируетвстречу с той музыкой, которую называют настоящим, классическим джазом.На сей раз эта фирма дала возможность познакомиться с очень приличным альбомомодного из наиболее известных тенор-саксофонистов ...
"Семь мостов" Тима Тиммерманса можно назватьальбомом концептуальным. Идеи, вдохновлявшие Тима, он изложил в буклетек CD. Они столь возвышенны, что их просто необходимо пересказать. Итак,автор выделяет семь понятий: раса — пол — язык ...
История британского джаза знает немало музыкантов, вдохновленных американским джазом 50—60–х годов. Большинство из них играло в многочисленныхпабах и клубах, с трудом сводя концы с концами. Лишь немногим удалось выдержать испытание временем и ...
Пластинка представляет собой довольно странную, но интересную смесь блюза, би-бопа, кула, мейнстрима и того, что в журнале "DownBeat" проходит под рубрикой "Beyond Musician", то есть несовсем джаз или блюз, но ещё и не типичный рок-н-ролл и не ...
Очень, очень, очень необычные чувства вызывала у меня эта музыка примерно до начала третьей пьесы "The Last Camel In Panama".Отчётливое ощущение "дежа вю"1 наконец сменилось полной уверенностью;я вытащил из стойки диск Гребенщикова "Навигатор" и ...
После прослушивания этого диска хочется начертать один,но очень большой и очень жирный восклицательный знак. Тем и ограничиться.Боюсь однако, что подобный авангардизм не встретит понимания в редакции,а потому попытаюсь изложить свои впечатления ...
Альбом красивой акустической гитарной музыки. Едва уловимый интонационный флер цыганского фольклора не имеет ничего общего с тем, что привыкли понимать под цыганской музыкой в Восточной Европе. Это сдержанная страсть и строгая красота музыки ...