Индийской и другой близкой к ней восточной музыки я слышал немало, но обычно джазовые мотивы в ней отсутствовали. Это были либо вариации на тему классических раг, либо мелодии в народном духе. Этот оркестр, пожалуй,единственный из всех слышанных мной после "Shakti" Джона Маклафлина,играет джаз с ярко выраженной индийской мелодикой. И Закир Хуссейн, и Бадал Рой (Badal Roy — см. CD-обзор в "JK" #3(5)) исполняют все же сильно европеизированный вариант восточной музыки.
Ансамбль "Antigravity" в основе своей состоит из коренных индийцев, но в его составе есть и два европейца — Уоррен Сендерс(Warren Senders — бас) и Каролина Дийон (Caroline Dillon — виолончель).Остальные: Аджит Соман (Ajit Soman —флейта), Рамакант Параджнпи (RamakantParajnpe — скрипка), Раджив Девастхали (Rajiv Devasthali — табла), ВиджайяСундарам (Vijaya Sundaram — гитара), Никхил Сохони (Nikhil Sohoni — ударные),Атул Кескар (Atul Keskar — ситар).
Руководитель оркестра Уоррен Сендерс определяет их музыкутермином "индо-фьюжн". Все исполнители, включая его самого, прекраснознают индийскую классику, изучали ее много лет, и композиции на альбомеоснованы, разумеется, на всевозможных традиционных формах — рагах и тала.Однако они густо замешаны на джазовых ритмах, которые накладываются наклассические индийские схемы и вместе с контрабасом, вносящим европейскуюплотность и сочность в музыкальную ткань, предстают перед слушателем всовершенно необычном виде.
Смешение восточного стиля и европейского джаза происходитза счет разделения инструментов на несколько групп и придания каждой изних характерного акцента. Табла, скрипка, виолончель и ситар ведут чистоиндийскую линию, прихотливую и очень сложную ритмически. Контрабас и ударные,напротив, вносят джазовую основу своим размеренным упрощенным сопровождением,часто повторяющим основную мелодическую линию. Флейта и гитара принимаютто одну, то другую сторону, создавая баланс между ними и делая саунд нейтральным,не явно западным или восточным.
Почти все композиции довольно длинные, по 9-10 минут,но медленное развитие темы и богатейшие ритмические вариации скрадывают время, и огромный (70 мин.) альбом не производит впечатление затянутого.Субъективно хотелось бы выделить три пьесы. Во-первых, это заглавная "BoogieFor Hanuman", которая довольно точно соответствует своему названию— очень динамичная, с подвижной мелодией и прямо-таки навязчивой темповой схемой. Во-вторых, "Weaving Time" — восемнадцатиминутная медитативная,спокойная, мелодически "закольцованная" композиция с запутанными,непрерывно варьирующимися ритмическими фигурами таблы. И, в-третьих, "Ishmael"— парадоксально сочетающая джаз-роковую манеру ударных, "выпевающие"по очереди нежную мелодию контрабас, гитару и флейту, а также скрипку с явными цыганскими мотивами.
Странная и притягательная музыка; конечно, восточный колоритв ней — на опытного слушателя, но воспринимается она легче, чем индийскаяклассика. Ухо постоянно находит в ней разнообразные джазовые ассоциациии знакомые ходы, что вселяет уверенность в возможном ее широком распространении.А уж после близкого знакомства с ней и Рави Шанкар не покажется чересчур сложным и запутанным.
Круг потребителей world music растет просто на глазах. Спрос рождает предложение. В поисках новых экзотических звучаний многие устремляются в самые отдаленные уголки планеты. А вот немецкие музыканты, работающие в Мюнхене под залихватским название ...
"Озвученный" визит Сергея Манукяна к своему другу Юрию Кузнецову в его одесский клуб "Домино". Визит явно удачный, так как и одесская публика, похоже, хорошо знакома с Манукяном, и гостеприимному хозяину клуба нетрудно было в связи с этим дополнить ...
На сцену Украинского театра в Одессе вышло два очень интересных музыканта. Вапиров — саксофонист, композитор, педагог, типичный шестидесятник по времени прихода в джаз — всегда питал склонность к экспериментам, к авангардным поискам. ...
Американский гитарист Дуг Рэйни, подобно многим другим заокеанским джазменам, пустил прочные корни в Европе. Почти половину жизнион провел в Дании. Тем не менее родина остается родиной, и в 1993 году Дуг в очередной раз вернулся в Нью-Йорк. ...
Запомните хорошенько это название и имя — ансамбль "ТакеДаке"и Джон Кайдзан Нептюн (John «Kaizan» Neptune). Уж не знаю, где вам доведетсястолкнуться с их музыкой (к нам диск пришел напрямую из Японии), но это,пожалуй, один из самых необычных по ...
Виртуозный бразильский тенор-саксофонист Иво Перельман как-то незаметно быстро утвердился в околоджазовых кругах, выпустив за последние несколько лет серию выдающихся работ. Присущие его музыке интонации воспламеняющих бразильских ритмов, ...
Песни на этом альбоме так же великолепны, как и кулонс кельтскими узорами, изображенный на его обложке. На диске представленычетыре наиболее известные в настоящее время исполнительницы кельтских песен. Несколько слов о каждой из них. Итак, самая ...
Еще не дослушав до конца этот альбом, мне пришлось где-то на второй его трети выключить проигрыватель и малость перевести дух — столько энергии от музыки не всегда получишь и на рок-концерте. Потоки, каскады звуков низвергаются из колонок сразу же ...
Общеизвестно, что на сегодняшний день Бенни Уотерс являетсясамым старшим из всех постоянно играющих джазовых музыкантов. Похоже, чтоему уготовлена судьба Юби Блейка (Eubie Blake), пианиста и композитора,сочинявшего рэгтаймы, рекордсмена в мире ...
«Сюита в двух частях, посвященная всем страдающим детям на планете...» — буквально так написано в буклете к этому, несомненно,оригинальному, проекту. Ах, американцы, американцы... Ну просто хлебом их не корми, дай только себя чему-нибудь посвятить. ...
Скотт Филдc, один из наиболее радикальных новаторов и конструкторов фри-джаза, заметил как-то, что полное освобождение импровизирующего музыканта — это предельная черта, за которой дальше уже идти некуда. Американец Стефен Дембски пытается проложить ...
Перед вами — очередной (четвертый по счету) сборник старых записей группы «Арсенал». В него вошли вещи 1986 — 1991 гг., когда Алексей Козлов со своей группой еще работал в Калининградской филармонии. Уже прошли волны увлечения Джоном Маклафлином, ...