Индийской и другой близкой к ней восточной музыки я слышал немало, но обычно джазовые мотивы в ней отсутствовали. Это были либо вариации на тему классических раг, либо мелодии в народном духе. Этот оркестр, пожалуй,единственный из всех слышанных мной после "Shakti" Джона Маклафлина,играет джаз с ярко выраженной индийской мелодикой. И Закир Хуссейн, и Бадал Рой (Badal Roy — см. CD-обзор в "JK" #3(5)) исполняют все же сильно европеизированный вариант восточной музыки.
Ансамбль "Antigravity" в основе своей состоит из коренных индийцев, но в его составе есть и два европейца — Уоррен Сендерс(Warren Senders — бас) и Каролина Дийон (Caroline Dillon — виолончель).Остальные: Аджит Соман (Ajit Soman —флейта), Рамакант Параджнпи (RamakantParajnpe — скрипка), Раджив Девастхали (Rajiv Devasthali — табла), ВиджайяСундарам (Vijaya Sundaram — гитара), Никхил Сохони (Nikhil Sohoni — ударные),Атул Кескар (Atul Keskar — ситар).
Руководитель оркестра Уоррен Сендерс определяет их музыкутермином "индо-фьюжн". Все исполнители, включая его самого, прекраснознают индийскую классику, изучали ее много лет, и композиции на альбомеоснованы, разумеется, на всевозможных традиционных формах — рагах и тала.Однако они густо замешаны на джазовых ритмах, которые накладываются наклассические индийские схемы и вместе с контрабасом, вносящим европейскуюплотность и сочность в музыкальную ткань, предстают перед слушателем всовершенно необычном виде.
Смешение восточного стиля и европейского джаза происходитза счет разделения инструментов на несколько групп и придания каждой изних характерного акцента. Табла, скрипка, виолончель и ситар ведут чистоиндийскую линию, прихотливую и очень сложную ритмически. Контрабас и ударные,напротив, вносят джазовую основу своим размеренным упрощенным сопровождением,часто повторяющим основную мелодическую линию. Флейта и гитара принимаютто одну, то другую сторону, создавая баланс между ними и делая саунд нейтральным,не явно западным или восточным.
Почти все композиции довольно длинные, по 9-10 минут,но медленное развитие темы и богатейшие ритмические вариации скрадывают время, и огромный (70 мин.) альбом не производит впечатление затянутого.Субъективно хотелось бы выделить три пьесы. Во-первых, это заглавная "BoogieFor Hanuman", которая довольно точно соответствует своему названию— очень динамичная, с подвижной мелодией и прямо-таки навязчивой темповой схемой. Во-вторых, "Weaving Time" — восемнадцатиминутная медитативная,спокойная, мелодически "закольцованная" композиция с запутанными,непрерывно варьирующимися ритмическими фигурами таблы. И, в-третьих, "Ishmael"— парадоксально сочетающая джаз-роковую манеру ударных, "выпевающие"по очереди нежную мелодию контрабас, гитару и флейту, а также скрипку с явными цыганскими мотивами.
Странная и притягательная музыка; конечно, восточный колоритв ней — на опытного слушателя, но воспринимается она легче, чем индийскаяклассика. Ухо постоянно находит в ней разнообразные джазовые ассоциациии знакомые ходы, что вселяет уверенность в возможном ее широком распространении.А уж после близкого знакомства с ней и Рави Шанкар не покажется чересчур сложным и запутанным.
Характерный пример взаимопроникновения различных культури, одновременно, — терминологической неразберихи. Еще в начале 50-х годов афроамериканец из нью-йоркского Гарлема Генри Ли Браун (Henry Lee Brown)по прозвищу Пучо (Pucho) влюбился в ...
Вслушайтесь внимательно в эти гитарные переборы и арпеджио— вы услышите больше, чем звук, извлекаемый ударами медиатора или дажескрип струн под скользящими пальцами музыканта — вы ощутите его любовь,боль, радость и ненависть. Более чувственную ...
Фирма "Narada" выпустила двойной сборный альбом под собственным тематическим названием "Smooth Jazz", что можно перевести примерно как "спокойный легкий джаз". Этот сборникотметил десятилетие появления такой музыки и ее широкого распространения ...
В оформлении буклета обильно использованы сельские пейзажи,фрагменты большого сельского дома с креслами-качалками на веранде — мотивы"home, sweet home", столь дорогие сердцам многих американцев.Когда во вступительной композиции "Something In ...
Те, кто достаточно хорошо знакомы с творчеством Аркадия Шилклопера, прекрасно понимают, что от этого музыканта можно ожидать всего. Даже заговора. Каждая новая его программа, каждый новый проект непохожи на предыдущие. Всякий раз представая перед ...
Мелвин Спаркс — "самый неизвестный великий гитарист Америки", как называют его в прессе американские же музыкальные критики. Что касается первого, то им, конечно, виднее, а вот относительно второго можно поспорить. Рискну предположить, что такой ...
Легкий, но не примитивный; мягкий, но не слащавый; не новаторский, но стильный и эффектный — так можно охарактеризовать джаз, исполняемый Дэйвом Кемпом. Конечно, сегодня есть множество грамотных и техничных саксофонистов, и только крупные ...
За по-восточному выспренным названием альбома кроется характернейший образчик того, что в последнее время получило название world music. Автор проекта, композитор и исполнитель на синтезаторе Джамшид Шарифи — иранец по происхождению. Рос он, ...
Глядя на обложку этого альбома, довольно трудно представитьсебе его характер. Народные традиционные мелодии разных стран, исполняемыедовольно большим оркестром да к тому же записанные на рождественских концертахв американских церквях, — достаточно ...
Ах, уж эта непоседа Мэб! Прямиком из кельтского фольклораона попала на страницы шекспировской трагедии о Ромео и Джульетте и, благодарязнаменитому монологу Меркуцио, прославилась на весь мир. И вот сегодня,в конце ХХ века, королева Мэб, переплыв ...
Фри-джаз — штука тонкая, несмотря на его внешнюю колючестьи недружелюбность. Первое впечатление от него никогда не бывает правильным,но зато когда заставишь себя и вслушаешься без помех разок-другой в одини тот же фрагмент, начинаешь понимать, что ...
Блюз изначально был вокальной формой и, как и породившиеего "Work Songs", строился по схеме "вопрос-ответ".Певец задавал вопрос, аккомпанирующий инструмент, гитара, губная гармоникаили фортепиано, отвечал ему. Что же происходит с блюзом, когда из ...