Фри-джаз — штука тонкая, несмотря на его внешнюю колючестьи недружелюбность. Первое впечатление от него никогда не бывает правильным,но зато когда заставишь себя и вслушаешься без помех разок-другой в одини тот же фрагмент, начинаешь понимать, что это и есть музыка, предназначеннаяисключительно "для головы". Другие части тела, более или менеезадействованные при прослушивании традиции, бопа, блюза, джаз-рока и т.д.,здесь только мешают. Честное слово, разница при восприятии этого дискав сидячем напряжённом положении за столом и полулёжа в кресле настолькорадикальна, что это может оказаться пунктом преткновения для многих любителеймузыки. Классифицировать свободный стиль — дело совершенно неблагодарное,на то ведь он и свободный, без определённой точки отсчёта, поэтому попробуюпросто охарактеризовать сам альбом.
Первое: музыканты — квартет из Калифорнии: Стюарт Либиг(Steuart Liebig), шестиструнная безладовая бас-гитара; Джеф Готье (JeffGauthier), пятиструнная электроскрипка; Джон Фумо (John Fumo), труба икорнет; Дан Моррис (Dan Morris), ударные.
Второе: музыка. Все без исключения пьесы — сочинения лидераансамбля Стюарта Либига. То, что это джаз, не может вызывать сомнений,хотя фанаты Луи Армстронга и Би Би Кинга (B.B.King) вряд ли найдут общийязык с поклонниками Орнетта Коулмена (Ornette Coleman) и трио Ганелин—Чекасин—Тарасов.Просто джаз из узкого жанра, каким он был где-то до 60-х лет, превратилсяв широчайший стилевой и формообразующий музыкальный поток, уподобившиськлассической музыке. Хотя это и не очень корректно, воспользуюсь аналогией:прослушать этот диск, не ориентируясь хотя бы приблизительно в современномджазе, всё равно, что сразу после Чайковского и Шопена слушать симфонииШнитке.
Конкретно о композициях: в альбоме довольно сильно чувствуетсямелодическое начало, он вполне камерный по настроению и бурные страстидля него не характерны. Чисто джазовые, хотя и лишённые чёткой гармонии,фрагменты вдруг сменяются стилистически нейтральными, почти контрапунктнымипассажами и через короткий период хаоса и становления опять возвращаютсяв основное русло неспешных, сменяющих друг друга нечётких и ускользающихмелодий... Фу, аж вспотел описывать то, что нужно просто послушать и понять,твоё это или нет. Если возвращаться к аналогии в предыдущем абзаце, то,мне кажется, она достаточно удачна: с известной натяжкой эта музыка похожана то, как бы исполнило раньше трио Г-Т-Ч вещи Коулмена в собственной аранжировке.Впрочем, это только слова...
Совсем кратко: если любите фри (джаз, а не картошку),купите — не пожалеете.
Этот альбом — отличный подарок фанатам аутентичного блюза, тем, кто ищет вдохновения не в современных электризованных версиях блюзового наследия, а именно в первозданных его формах. Правда, относить Роберта Ли МакКоя к типичным представителям ...
До 1997 года я не знал кто такой Боб Джеймс, наверное, потому что джазом то особо и не увлекался. И, похоже, так бы и не узнал, не окажись я в том году в Голландии. Находясь по делам службы в Амстердаме, я забрел в средней руки музыкальный магазин, ...
Суровое и не слишком приветливое лицо, глядящее на нас из левого нижнего угла обложки, принадлежит музыканту, не очень известному в наших краях. Ямайка у большинства слушателей ассоциируется с музыкой рэггей, кто-то, возможно, припомнит более ранний ...
Этот диск, по-моему, может смело претендовать на звание лучшего афрокубинского альбома последних лет. Представьте себе компанию старых-старых кубинцев, которые помнят еще те времена, когда Куба была всеамериканским курортом. Рай Кудер отыскал их и ...
Этот уже не очень свежий по времени альбом был записан и издан к 40-летию Леонида Шинкаренко и одновременно — к 25-летию его активной жизни в джазе. Понятное дело, сам Леонид и стал инициатором создания квартета "Jazz4", в составе которого не просто ...
Один из самых удачно прижившихся на американской джазовой почве российских саженцев, Игорь Бутман преуспевает на ниве укрепления джазовых связей между обоими странами. Он вернулся в Москву, руководит джазовым клубом, возглавляет биг-бэнд, много ...
Словно отголоском культурной программы Олимпиады в Сиднее попал к нам этот изданный несколько лет назад в том же Сиднее диск. Австралийский джаз у нас практически неизвестен и, право же, для первого знакомства выпал совсем неплохой его образец. ...
Ронни Эрл — блюзовый лирик. И к тому же один из немногих действительно выдающихся гитаристов-солистов в блюзе, которые... не поют и от этого не проигрывают. И в самом деле, как-то странно представить себе молчащего и только играющего на гитаре Бадди ...
Хронологически этот альбом надо было бы слушать перед "богемовским" диском Анатолия Герасимова "Yes", но что поделаешь, если изданный в далеком Новосибирске на студии Сергея Беличенко CD добрался до редакции "Jazz-Квадрата" только сейчас. И принес ...
Как все-таки лихо дышится, когда слушаешь игру профессиональных исполнителей, свободно чувствующих и свои инструменты, и свою музыку! Уникальный персонаж российской музыкальной культуры, джазовый профессор и виртуозный саксофонст Александр Осейчук ...
Это первый сольный альбом выходца из Сум, ныне известного российского студийного гитариста, в начале года вошедшего в состав возрожденного "Арсенала" Алексея Козлова. Профессиональная карьера Игоря начиналась в 1980 году, когда во всем мире ...
Этот альбом, хотя и относится целиком к world музыке, создан двумя джазовыми музыкантами — Стивом Горном и Уорреном Сендерсом. Причем играют они на самых разнообразных "живых" инструментах: флейтах, кларнете, экзотических тамбуре, калимбе и других. ...