Фри-джаз — штука тонкая, несмотря на его внешнюю колючестьи недружелюбность. Первое впечатление от него никогда не бывает правильным,но зато когда заставишь себя и вслушаешься без помех разок-другой в одини тот же фрагмент, начинаешь понимать, что это и есть музыка, предназначеннаяисключительно "для головы". Другие части тела, более или менеезадействованные при прослушивании традиции, бопа, блюза, джаз-рока и т.д.,здесь только мешают. Честное слово, разница при восприятии этого дискав сидячем напряжённом положении за столом и полулёжа в кресле настолькорадикальна, что это может оказаться пунктом преткновения для многих любителеймузыки. Классифицировать свободный стиль — дело совершенно неблагодарное,на то ведь он и свободный, без определённой точки отсчёта, поэтому попробуюпросто охарактеризовать сам альбом.
Первое: музыканты — квартет из Калифорнии: Стюарт Либиг(Steuart Liebig), шестиструнная безладовая бас-гитара; Джеф Готье (JeffGauthier), пятиструнная электроскрипка; Джон Фумо (John Fumo), труба икорнет; Дан Моррис (Dan Morris), ударные.
Второе: музыка. Все без исключения пьесы — сочинения лидераансамбля Стюарта Либига. То, что это джаз, не может вызывать сомнений,хотя фанаты Луи Армстронга и Би Би Кинга (B.B.King) вряд ли найдут общийязык с поклонниками Орнетта Коулмена (Ornette Coleman) и трио Ганелин—Чекасин—Тарасов.Просто джаз из узкого жанра, каким он был где-то до 60-х лет, превратилсяв широчайший стилевой и формообразующий музыкальный поток, уподобившиськлассической музыке. Хотя это и не очень корректно, воспользуюсь аналогией:прослушать этот диск, не ориентируясь хотя бы приблизительно в современномджазе, всё равно, что сразу после Чайковского и Шопена слушать симфонииШнитке.
Конкретно о композициях: в альбоме довольно сильно чувствуетсямелодическое начало, он вполне камерный по настроению и бурные страстидля него не характерны. Чисто джазовые, хотя и лишённые чёткой гармонии,фрагменты вдруг сменяются стилистически нейтральными, почти контрапунктнымипассажами и через короткий период хаоса и становления опять возвращаютсяв основное русло неспешных, сменяющих друг друга нечётких и ускользающихмелодий... Фу, аж вспотел описывать то, что нужно просто послушать и понять,твоё это или нет. Если возвращаться к аналогии в предыдущем абзаце, то,мне кажется, она достаточно удачна: с известной натяжкой эта музыка похожана то, как бы исполнило раньше трио Г-Т-Ч вещи Коулмена в собственной аранжировке.Впрочем, это только слова...
Совсем кратко: если любите фри (джаз, а не картошку),купите — не пожалеете.
На сцену Украинского театра в Одессе вышло два очень интересных музыканта. Вапиров — саксофонист, композитор, педагог, типичный шестидесятник по времени прихода в джаз — всегда питал склонность к экспериментам, к авангардным поискам. ...
Американский гитарист Дуг Рэйни, подобно многим другим заокеанским джазменам, пустил прочные корни в Европе. Почти половину жизнион провел в Дании. Тем не менее родина остается родиной, и в 1993 году Дуг в очередной раз вернулся в Нью-Йорк. ...
Запомните хорошенько это название и имя — ансамбль "ТакеДаке"и Джон Кайдзан Нептюн (John «Kaizan» Neptune). Уж не знаю, где вам доведетсястолкнуться с их музыкой (к нам диск пришел напрямую из Японии), но это,пожалуй, один из самых необычных по ...
Виртуозный бразильский тенор-саксофонист Иво Перельман как-то незаметно быстро утвердился в околоджазовых кругах, выпустив за последние несколько лет серию выдающихся работ. Присущие его музыке интонации воспламеняющих бразильских ритмов, ...
Песни на этом альбоме так же великолепны, как и кулонс кельтскими узорами, изображенный на его обложке. На диске представленычетыре наиболее известные в настоящее время исполнительницы кельтских песен. Несколько слов о каждой из них. Итак, самая ...
Еще не дослушав до конца этот альбом, мне пришлось где-то на второй его трети выключить проигрыватель и малость перевести дух — столько энергии от музыки не всегда получишь и на рок-концерте. Потоки, каскады звуков низвергаются из колонок сразу же ...
Общеизвестно, что на сегодняшний день Бенни Уотерс являетсясамым старшим из всех постоянно играющих джазовых музыкантов. Похоже, чтоему уготовлена судьба Юби Блейка (Eubie Blake), пианиста и композитора,сочинявшего рэгтаймы, рекордсмена в мире ...
«Сюита в двух частях, посвященная всем страдающим детям на планете...» — буквально так написано в буклете к этому, несомненно,оригинальному, проекту. Ах, американцы, американцы... Ну просто хлебом их не корми, дай только себя чему-нибудь посвятить. ...
Скотт Филдc, один из наиболее радикальных новаторов и конструкторов фри-джаза, заметил как-то, что полное освобождение импровизирующего музыканта — это предельная черта, за которой дальше уже идти некуда. Американец Стефен Дембски пытается проложить ...
Перед вами — очередной (четвертый по счету) сборник старых записей группы «Арсенал». В него вошли вещи 1986 — 1991 гг., когда Алексей Козлов со своей группой еще работал в Калининградской филармонии. Уже прошли волны увлечения Джоном Маклафлином, ...
Ветераны современного джаза тенор- и сопрано-саксофонистИван Паркер (не путать с Чарли) и перкуссионист Пол Литтон играют вместеи с группами в различных вариантах с 1966 года. С 1970 года к ним присоединилсяконтрабасист Барри Гай, и дуэт превратился ...
Хочу сразу определить характер музыки через исполнителей и репертуар. Во-первых, трио: Джон Линдберг (John Lindberg) — контрабас,Джеймс Эмери (James Emery) — гитара, и Регина Картер (Regina Carter) —скрипка. Во-вторых, Энтони Дэвис (Anthony Davis) — ...