Ну наконец–то! Сколько раз приходилось сетовать на отсутствие ярких новых имен в мужском джазовом вокале — и вот оно, это имя: Курт Эллинг. Первый его диск 1995 года "Close Your Eyes" сразу удостоился номинации на "Грэмми", сегодня Эллинг прочно вошел в элиту вокалистов, а у нас появилась счастливая возможность познакомиться с его следующей работой.
Впечатления после прослушивания этого диска переполняют с такой силой, что даже трудно решить, с чего начать. Наверное, все же с того, что, слушая Эллинга, придется забыть как об эстрадной манере пения а–ля Синатра, так и об интонациях блюза и госпел, столь характерных для афро–американских певцов. Придется вспомнить, что, помимо процветающего американца–миддла, внимающего свежевыпекаемым Голливудом сказочкам про "Титаник" под хруст попкорна, есть еще и американец, условно говоря, из Гринвич–Вилледж, человек, живущий гораздо более сложной духовной жизнью, близкий к культуре андерграунда, человек, для которого имена Керуака и Гинзберга, Гессе и Рильке — не пустой звук. Эллинг — из таких и поет для таких.
Он поет и скэтом, и в традиционной технике, в последнем случае иногда понижая голос до шепота, иногда переходя на мелодекламацию. В скэте его голос пышет жаром и охотно принимает вызов инструментов, плетя вместе с ними звуковые кружева, иногда в умопомрачительном темпе. Зато в иной технике Эллинг — сама невозмутимость, лед, айсберг, о который разбиваются самые бурные инструментальные волны.
В выходных данных перечислены только его основные партнеры, включая пианиста Хогвуда, автора многих пьес диска и наиболее креативного исполнителя на диске. Но в двух композициях своего сочинения играет и тенор–сакс Эд Питерсен (Edward Petersen), старый друг Эллинга, сильно повлиявший на выбор его творческого пути, и другие музыканты. Изумительным и очень приятным сюрпризом оказался дуэт Эллинга и Кассандры Уилсон (Cassandra Wilson), звучащий просто идеально в весьма неожиданной на таком диске версии старой песни группы "Zombies" "Time Of The Season". Сам Эллинг является автором большинства стихов (поверьте, это не просто тексты!) к исполняемым композициям. Текст его десятиминутной звуковой поэмы "Tanya Jean" помещен в буклете.
Попытки соединить поэтическое слово и джаз начались еще в пятидесятых годах. Альбом Курта Эллинга сделан в русле этой тенденции. Это очень интересный диск вокалиста, не похожего на многих в современном джазе. Не упустите шанс оценить это новое и яркое имя!
℗ & (c) 1997 Blue Note
12 tks / 72 min
(K.Elling — voc; Laurence Hobgood — p; Rob Amster — b; Paul Wertigo — dr; and others)
Жизнь подбрасывает порой весьма любопытные сюжеты. Неуспел я, обозревая для "Jazz-квадрата" N 2'97 альбом петербургского перкуссиста Якова Солодкого, отметить его версию "Afro Blue" крупнейшего в мире мастера афро-кубинского джаза Монго Сантамарии, ...
Вашему вниманию представлен еще один плод творчества британских джазовых музыкантов. Созданный гитаристами Игнацио Лозано и Джонатаном Морганом альбом сложно отнести к джазу как таковому, но надо отметить,что исполнители довольно искренне обыгрывают ...
"Пять вечеров" — возможно, так назвал бы одиниз крупнейших гитаристов современного джаза Джим Холл этот альбом, если бы пьеса Володина и одноименный фильм Михалкова были так же популярны в Штатах, как и в бывшем Советском Союзе. Именно в ...
Альбом представляет собой пример качественной импровизационной поп–музыки, навеянной мотивами соул. Хотя Paul Taylor и имеет основательную джазовую школу, он является, на мой взгляд, наиболее ярким и выразительным представителем того стиля, который ...
Неплохую музыку исполняет Peter Oxley (британский гитаристджазового толка). А временами просто замечательную! Поэтому на общем болеечем тусклом фоне английского джаза он заметен и смотрится даже вычурнои почти неестественно со своими творческими ...
Очередной альбом Лаки Питерсона не принёс каких-то неожиданныхблюзовых откровений — он очень добротный, ладно скроенный, но, пожалуй,чересчур ровный и однообразный. Блюз вообще построен на игре оттенков,настроений и интонаций и, упустив одну из этих ...
Лично я так до конца и не разобрался, что это, собственно,за музыка— очень жёстко ритмизованный "белый" блюз или всё жехард-рок. Гармоническая линия и гитарные соло, местами переходящие в настоящие"запилы", почти везде совершенно хард-роковые, но в ...
Торговая марка "Verve" изначально гарантируетвстречу с той музыкой, которую называют настоящим, классическим джазом.На сей раз эта фирма дала возможность познакомиться с очень приличным альбомомодного из наиболее известных тенор-саксофонистов ...
"Семь мостов" Тима Тиммерманса можно назватьальбомом концептуальным. Идеи, вдохновлявшие Тима, он изложил в буклетек CD. Они столь возвышенны, что их просто необходимо пересказать. Итак,автор выделяет семь понятий: раса — пол — язык ...
История британского джаза знает немало музыкантов, вдохновленных американским джазом 50—60–х годов. Большинство из них играло в многочисленныхпабах и клубах, с трудом сводя концы с концами. Лишь немногим удалось выдержать испытание временем и ...
Пластинка представляет собой довольно странную, но интересную смесь блюза, би-бопа, кула, мейнстрима и того, что в журнале "DownBeat" проходит под рубрикой "Beyond Musician", то есть несовсем джаз или блюз, но ещё и не типичный рок-н-ролл и не ...
Очень, очень, очень необычные чувства вызывала у меня эта музыка примерно до начала третьей пьесы "The Last Camel In Panama".Отчётливое ощущение "дежа вю"1 наконец сменилось полной уверенностью;я вытащил из стойки диск Гребенщикова "Навигатор" и ...