Фирма "Narada" выпустила двойной сборный альбом под собственным тематическим названием "Smooth Jazz", что можно перевести примерно как "спокойный легкий джаз". Этот сборникотметил десятилетие появления такой музыки и ее широкого распространения сначала в Америке, а потом и по всему миру. Нельзя сказать, что ее изобрели как нечто принципиально новое — она существовала и раньше, достаточно вспомнить имена Боба Джеймса и Дэйва Грузина, но отличия все же имеются.
Во-первых, smooth jazz не настолько слащаво-приторный,как остальной коммерческий джаз. Его мелодии в основном просты, даже поройстроги, но они разнообразны и по тематике ближе к классике, року и к фольклору,чем к поп-музыке.
Во-вторых, ритмически он очень прихотлив и изменчив, дажеполиритмичен, и использует много нестандартных размеров.
В-третьих, чистой импровизации уделяется меньше внимания,развитие темы происходит горизонтально: она переходит от одного инструментак другому, варьируется в различных тональностях или просто сдвигается нанесколько тонов. Традиционный джазовый свинг уступает место относительнойнезависимости мелодии от ритмического сопровождения, что создает эффектмягкости и изменчивости.
Все это делает smooth jazz с одной стороны легким длявосприятия, а с другой стороны достаточно сложным и интересным для серьезногопрослушивания. Здесь он схож и частично даже смыкается с другим относительноновым стилем — нью эйджем.
На двух дисках из этого альбома собраны пьесы восемнадцатиразличных исполнителей. Некоторые из них (одни из лучших) уже мелькалив наших CD-обзорах — Джесси Кук (Jesse Cook) и Оскар Лопес (Oscar Lopez).Про остальных я слышал впервые. После двухчасового сидения перед колонкамистало ясно, что почти все они, за исключением трех-четырех, заслуживаюттого, чтобы прослушать их альбомы целиком. Прикинув время, необходимоена это (около 15 часов), я ужаснулся и заодно понял, каким образом многиеамериканские радиостанции умудряются круглосуточно, ни разу в течение дняне повторяясь, передавать в эфир не попсу, а более-менее удобоваримую музыку.
Описать всех исполнителей в рамках одного обзора практическиневозможно, поэтому постараюсь сделать выборку. Бади Зиберт (Budi Siebert)— изящная богатейшая ритм-секция, песенно-ностальгические мелодии, солона самых разных инструментах, замысловатые, но строгие аранжировки. ДугКамерон (Doug Cameron) — яркий лирический скрипач, исключительный мелодист,в меру сладковат, любит использовать в своих композициях бэк-вокал, аранжировкиисключительно просты и служат только для лучшей подачи лидера. Фридеманн(Friedemann) — ускользающий легкий саунд, необычное сочетание инструментов(гармоника, вибрафон, гитара, гобой). Ричард Саутер (Richard Souther) —флейтист и саксофонист с почти джаз-роковым саундом, балладные темы слегканапоминают Гровера Вашингтона (Grover Washington Jr.), ненавязчивое, ноочень колоритное звучание.
Пожалуй, хватит. Общее впечатление такое: два часа достаточно однородной музыки не утомили (что само по себе уже приятно), но оставили в памяти после себя не больше пяти-шести пьес (бывает намного хуже). Наверное,они и не рассчитаны на запоминание, чтобы их можно было слушать потом еще и еще. Такой джаз многие назовут утилитарным, на потребу дня, ну так что ж, разве это плохо?
Пианист Rodney Kendrick примечателен своей неповторимой манерой исполнения, хотя в мире есть и другие представители данного стиля. Например, Paul Blay и его жена Карла. Воистину, хотя Тэлониус Монк и перевернулв свое время все понятия в музыке с ног ...
Поистине уникальный релиз современного латиноамериканского джаза! Один перечень составов и солистов, собранных на нем, говорит о многом. Достаточно перечислить лишь несколько имен — Paquito D'Rivera, Mario Bauza, Carlos "Potato" Valdez, Giovanni ...
Подзабытое со времен развитого социализма чувство глубокогоудовлетворения посетило меня при виде альбома, выпущенного под маркой "Impulse!".Это достаточно известное и пользующееся большим авторитетом в джазовом мире имя. Конечно, одна ласточка весны ...
Эдди Кёрклэнд – это уже достаточно пожилой и много видавшийв своей жизни блюзовый музыкант с темным цветом кожи. Так что он, безусловно,— классический представитель уже почти уходящего поколения музыкантов,которых зачинали, рожали и растили под ...
Сердце похолодело, когда я вчитался наконец в тексты,помещенные на обложке данного альбома, который мне хотелось бы отнестик наиболее ярким событиям в мировой не только блюзовой, но и вообще – популярной музыке. Ведь здесь записаны песни в ...
Если Уэйна Шортера сложить с Херби Хэнкоком, то получитсяальбом "1+1", о чем вы могли прочесть в N 2'97 "Jazz-квадрата".А вот если просто Уэйна сложить с просто Хэнкоком, то получится очень любопытный белый парень, певец и гитарист, представляющий ...
Дейв Брубек прямо-таки поражает своим последним альбомом! Тех, кто ожидает от меня описания еще одного примера фортепианного джазового академизма, могу разуверить. Представленный вашему вниманию диск является,вероятно, самым концептуальным из всех ...
Cовершенно блестящая работа родившегося в Сантьяго гитариста Оскара Лопеса, вобравшая в себя практически все, что существует сегодня в мире из написанного для акустической гитары. Здесь мелодии традиционного фламенко и народов Южной ...
Эти два компакт-диска дают нам возможность услышать концертные записи двух разных трио Чарли Хэйдена на Монреальском джазовом фестивале 1989 года. Разными в них являются только пианисты: Джери Аллен и Гонзало Рубалькаба; на барабанах в обоих случаях ...
Первым, к чему потянулась рука после того, как закончился последний трек этого компакт-диска, был старенький винил "Ella Fitzgerald And Louis Armstrong". Честно говоря, я его изрядно подзабыл и сравнить две версии исполнения великих стандартов было ...
Как говорится, что дают, то и слушаю. Подобный вынужденный вариант рецензирования не всегда можно считать бездарно потерянным временем.Так и в этом случае, когда представилась возможность не только отслушать ранее практически не знакомый коллектив, ...
Этот CD дарит вам почти час настоящей музыки фьюжн. Только не в смысле соответствующего стиля, а в первородном значении английского слова fusion — сплав. Сплав опыта и молодости, слияние творческих потенциаловтрех талантливых музыкантов очень ...