Фирма "Narada" выпустила двойной сборный альбом под собственным тематическим названием "Smooth Jazz", что можно перевести примерно как "спокойный легкий джаз". Этот сборникотметил десятилетие появления такой музыки и ее широкого распространения сначала в Америке, а потом и по всему миру. Нельзя сказать, что ее изобрели как нечто принципиально новое — она существовала и раньше, достаточно вспомнить имена Боба Джеймса и Дэйва Грузина, но отличия все же имеются.
Во-первых, smooth jazz не настолько слащаво-приторный,как остальной коммерческий джаз. Его мелодии в основном просты, даже поройстроги, но они разнообразны и по тематике ближе к классике, року и к фольклору,чем к поп-музыке.
Во-вторых, ритмически он очень прихотлив и изменчив, дажеполиритмичен, и использует много нестандартных размеров.
В-третьих, чистой импровизации уделяется меньше внимания,развитие темы происходит горизонтально: она переходит от одного инструментак другому, варьируется в различных тональностях или просто сдвигается нанесколько тонов. Традиционный джазовый свинг уступает место относительнойнезависимости мелодии от ритмического сопровождения, что создает эффектмягкости и изменчивости.
Все это делает smooth jazz с одной стороны легким длявосприятия, а с другой стороны достаточно сложным и интересным для серьезногопрослушивания. Здесь он схож и частично даже смыкается с другим относительноновым стилем — нью эйджем.
На двух дисках из этого альбома собраны пьесы восемнадцатиразличных исполнителей. Некоторые из них (одни из лучших) уже мелькалив наших CD-обзорах — Джесси Кук (Jesse Cook) и Оскар Лопес (Oscar Lopez).Про остальных я слышал впервые. После двухчасового сидения перед колонкамистало ясно, что почти все они, за исключением трех-четырех, заслуживаюттого, чтобы прослушать их альбомы целиком. Прикинув время, необходимоена это (около 15 часов), я ужаснулся и заодно понял, каким образом многиеамериканские радиостанции умудряются круглосуточно, ни разу в течение дняне повторяясь, передавать в эфир не попсу, а более-менее удобоваримую музыку.
Описать всех исполнителей в рамках одного обзора практическиневозможно, поэтому постараюсь сделать выборку. Бади Зиберт (Budi Siebert)— изящная богатейшая ритм-секция, песенно-ностальгические мелодии, солона самых разных инструментах, замысловатые, но строгие аранжировки. ДугКамерон (Doug Cameron) — яркий лирический скрипач, исключительный мелодист,в меру сладковат, любит использовать в своих композициях бэк-вокал, аранжировкиисключительно просты и служат только для лучшей подачи лидера. Фридеманн(Friedemann) — ускользающий легкий саунд, необычное сочетание инструментов(гармоника, вибрафон, гитара, гобой). Ричард Саутер (Richard Souther) —флейтист и саксофонист с почти джаз-роковым саундом, балладные темы слегканапоминают Гровера Вашингтона (Grover Washington Jr.), ненавязчивое, ноочень колоритное звучание.
Пожалуй, хватит. Общее впечатление такое: два часа достаточно однородной музыки не утомили (что само по себе уже приятно), но оставили в памяти после себя не больше пяти-шести пьес (бывает намного хуже). Наверное,они и не рассчитаны на запоминание, чтобы их можно было слушать потом еще и еще. Такой джаз многие назовут утилитарным, на потребу дня, ну так что ж, разве это плохо?
Музыкальная биография у Дона Престона богатейшая: в пятидесятых–шестидесятыхон играл на контрабасе в составах Элвина Джонса, Юсефа Латифа, Дона Эллиса,Нат Кинг Коула и Томми Флэнегана, на фортепиано с Херби Мэном и в биг–бэндеу того же Эллиса, ...
Весьма оригинальный проект. На джазовом поле встретились джаз и классика. Классическую сторону представляет ансамбль тромбонистов "Five"под руководством Сергея Гусятинского. Этот состав существует с 1989 года,почти все его участники имеют ...
Уже из фотографий на обложке альбома (слева направо: Лундгрен, Кильберг,Свенссон) понятно, что трио состоит из молодых ребят, свежей поросли именитого в Европе шведского джаза. Зная популярность авангарда в Скандинавии, а также склонность молодых к ...
Если представить себе фантастическую ситуацию, что эта кассета попадетв руки человека случайного (вот так пофантазировать: джаз знает, а ГеоргияГараняна — нет), то даже он сразу поймет: этот Гаранян ну очень любит оркестр.И настолько мастерски ...
Не скрою, загружая в аппарат эту кассету, я ожидал от нее многого. Причин тому несколько. Во-первых — это воспоминания о неизменно высоком классе литовских джазовых музыкантов, частенько гостивших в Минске до начала 90–х, во–вторых ...
"Музыка для музыкантов" — по признанию участников джаз–трио "The Estamp". Конкретнее — "музыкальное приношение""столпам" джаза Джону Колтрейну и Майлсу Дэвису, которым в 1996 году исполнилось бы по 70 лет. Еще конкретнее: аранжировки — ...
Два представителя российского (он же — советский) джаза старшего поколения (Георгий Гаранян и Алексей Кузнецов), а также один джазовый "миддл" (естественно, не в социальном, а в возрастном плане) Даниил Крамер издали программу с удивительно ...
Всего лишь второй раз за все время существования нашего "CD–обзора" мне доводится писать об альбоме джазмена с Ямайки. Все–таки главной музыкальной "визитной карточкой" этого колоритного острова является рэгги. Но Эрнест Рэнглин — ...
Ну наконец–то! Сколько раз приходилось сетовать на отсутствие ярких новых имен в мужском джазовом вокале — и вот оно, это имя: Курт Эллинг. Первый его диск 1995 года "Close Your Eyes" сразу удостоился номинации на "Грэмми", сегодня ...
Круг потребителей world music растет просто на глазах. Спрос рождает предложение. В поисках новых экзотических звучаний многие устремляются в самые отдаленные уголки планеты. А вот немецкие музыканты, работающие в Мюнхене под залихватским название ...
"Озвученный" визит Сергея Манукяна к своему другу Юрию Кузнецову в его одесский клуб "Домино". Визит явно удачный, так как и одесская публика, похоже, хорошо знакома с Манукяном, и гостеприимному хозяину клуба нетрудно было в связи с этим дополнить ...
На сцену Украинского театра в Одессе вышло два очень интересных музыканта. Вапиров — саксофонист, композитор, педагог, типичный шестидесятник по времени прихода в джаз — всегда питал склонность к экспериментам, к авангардным поискам. ...