Виртуозный бразильский тенор-саксофонист Иво Перельман как-то незаметно быстро утвердился в околоджазовых кругах, выпустив за последние несколько лет серию выдающихся работ. Присущие его музыке интонации воспламеняющих бразильских ритмов, импровизационный гений и глубокий лиризм, соединенный с энергией и сложностью, порой предельной запутанностью джазовой мысли, — вот те элементы, слияние которых делает его музыку не похожей ни на что другое.
До настоящего времени Перельман в качестве бэндлидера записал 11 дисков. Норман Вейнштейн (лейбл "Pulse") пишет: "...никто в Соединенных Штатах не играет и не сочиняет джаз с таким сильным поликультурным воображением, как Перельман... В этом его дань истории джаза..."Он зачастую просто исчерпывает лимиты своего саксофона — особенно это слышно,когда скрипящее altissimo пронзительно визжит, раздирая инструмент на части,а еще, когда, используя особый мундштук, достигается имитация крика птицы.
Говоря о других членах квартета, в первую очередь следует отметить пианистку Мэрилин Криспелл. Ее аккуратность и четкость манеры исполнения аргументированы сверх эмоциональной глубиной и острой чувственностью.Она оперирует живым, ярким гармоническим спектром, сохраняя при этом вулканическую взрывную силу.
Джерри Хэмингуэй (ударные) сочиняет и исполняет музыку с 1974 года. Его собственный квинтет часто выступает с концертами в СШАи Европе. Они успели записать довольно много ярких, интересных работ, пользующихся спросом у широкой аудитории джазовых слушателей.
Самый старший участник квартета — басист и композитор Вильям Паркер (William Parker). На его счету — записи с Сесилом Тейлором,Билли Бэнгом (Billy Bang), Питером Бротцманом и два предыдущих альбома с Перельманом.
Бразилия славится не только обилием в лесах диких обезьян,но и бесконечно длинным морским побережьем, изумительно красивыми песчаными пляжами. Музыка этого квартета также иногда навевает образы солнечного побережья Бразилии, океанских волн, нежно касающихся горячего песка. Нов "Sound Hierarchy" можно услышать и шипение ядовитых змей, и зловещий шепот тропического леса, и дикое величие морской стихии. Приложите ухо к морской раковине (или к раструбу саксофона) и вы обязательно услышите рокот океанских волн.
В теме "Datchki Dandara" — единственной ранее сочиненной композиции — музыканты в определенное время приходят к четкому ритму, который внезапно преломляется, и саксофонист встречает изысканным свингом тот момент, когда тема начинает развертываться. Где-то дальше различными способами начинает пробиваться внеритмовый энергичный джаз. Кстати, концепция энергии не обязательно требует, чтобы все музыканты играли громко и в унисон .В этом случае также возможна контрапунктальная импровизация — взаимосвязанное, взаимозависимое исполнение — другой принцип совместности.
В самом начале "Frosen Tears" Криспелл играет открытым звуком, строя сравнительно умеренные аккорды относительно резких пассажей волнующегося, охваченного буйством саксофона Перельмана. ПозднееПаркер и Хэмингуэй снижают общую динамичность и начинают протяженный негромкий диалог.
Интересный момент: сами по себе композиции Иво Перельмана не являются сложными, но сконструированы они так, что всегда имеется большое открытое пространство, которое необходимо заполнить, импровизируя. Участники квартета великолепно с этим справились, превратив каждую простую мелодию в вызывающе запутанную, насыщенную сюиту.
Учитывая характер музыки, которую исполняет группа "Князь Мышкин",несложно предвидеть, что количеством изданных альбомов теоретически она может смело задавить исполнителей любого жанра, в том числе и чистой эстрады. Упор на тотальные спонтанность и ...
Анатолий Вапиров издавна интересовался всякой экзотической музыкой,совмещая при этом собственные интересы со стилистикой фри–джаза, находя порой оригинальнейшие решения, которые еще долго являлись предметом горячихспоров и дискуссий. Переехав в ...
Музыкальная биография у Дона Престона богатейшая: в пятидесятых–шестидесятыхон играл на контрабасе в составах Элвина Джонса, Юсефа Латифа, Дона Эллиса,Нат Кинг Коула и Томми Флэнегана, на фортепиано с Херби Мэном и в биг–бэндеу того же Эллиса, ...
Весьма оригинальный проект. На джазовом поле встретились джаз и классика. Классическую сторону представляет ансамбль тромбонистов "Five"под руководством Сергея Гусятинского. Этот состав существует с 1989 года,почти все его участники имеют ...
Уже из фотографий на обложке альбома (слева направо: Лундгрен, Кильберг,Свенссон) понятно, что трио состоит из молодых ребят, свежей поросли именитого в Европе шведского джаза. Зная популярность авангарда в Скандинавии, а также склонность молодых к ...
Если представить себе фантастическую ситуацию, что эта кассета попадетв руки человека случайного (вот так пофантазировать: джаз знает, а ГеоргияГараняна — нет), то даже он сразу поймет: этот Гаранян ну очень любит оркестр.И настолько мастерски ...
Не скрою, загружая в аппарат эту кассету, я ожидал от нее многого. Причин тому несколько. Во-первых — это воспоминания о неизменно высоком классе литовских джазовых музыкантов, частенько гостивших в Минске до начала 90–х, во–вторых ...
"Музыка для музыкантов" — по признанию участников джаз–трио "The Estamp". Конкретнее — "музыкальное приношение""столпам" джаза Джону Колтрейну и Майлсу Дэвису, которым в 1996 году исполнилось бы по 70 лет. Еще конкретнее: аранжировки — ...
Два представителя российского (он же — советский) джаза старшего поколения (Георгий Гаранян и Алексей Кузнецов), а также один джазовый "миддл" (естественно, не в социальном, а в возрастном плане) Даниил Крамер издали программу с удивительно ...
Всего лишь второй раз за все время существования нашего "CD–обзора" мне доводится писать об альбоме джазмена с Ямайки. Все–таки главной музыкальной "визитной карточкой" этого колоритного острова является рэгги. Но Эрнест Рэнглин — ...
Ну наконец–то! Сколько раз приходилось сетовать на отсутствие ярких новых имен в мужском джазовом вокале — и вот оно, это имя: Курт Эллинг. Первый его диск 1995 года "Close Your Eyes" сразу удостоился номинации на "Грэмми", сегодня ...
Круг потребителей world music растет просто на глазах. Спрос рождает предложение. В поисках новых экзотических звучаний многие устремляются в самые отдаленные уголки планеты. А вот немецкие музыканты, работающие в Мюнхене под залихватским название ...