Виртуозный бразильский тенор-саксофонист Иво Перельман как-то незаметно быстро утвердился в околоджазовых кругах, выпустив за последние несколько лет серию выдающихся работ. Присущие его музыке интонации воспламеняющих бразильских ритмов, импровизационный гений и глубокий лиризм, соединенный с энергией и сложностью, порой предельной запутанностью джазовой мысли, — вот те элементы, слияние которых делает его музыку не похожей ни на что другое.
До настоящего времени Перельман в качестве бэндлидера записал 11 дисков. Норман Вейнштейн (лейбл "Pulse") пишет: "...никто в Соединенных Штатах не играет и не сочиняет джаз с таким сильным поликультурным воображением, как Перельман... В этом его дань истории джаза..."Он зачастую просто исчерпывает лимиты своего саксофона — особенно это слышно,когда скрипящее altissimo пронзительно визжит, раздирая инструмент на части,а еще, когда, используя особый мундштук, достигается имитация крика птицы.
Говоря о других членах квартета, в первую очередь следует отметить пианистку Мэрилин Криспелл. Ее аккуратность и четкость манеры исполнения аргументированы сверх эмоциональной глубиной и острой чувственностью.Она оперирует живым, ярким гармоническим спектром, сохраняя при этом вулканическую взрывную силу.
Джерри Хэмингуэй (ударные) сочиняет и исполняет музыку с 1974 года. Его собственный квинтет часто выступает с концертами в СШАи Европе. Они успели записать довольно много ярких, интересных работ, пользующихся спросом у широкой аудитории джазовых слушателей.
Самый старший участник квартета — басист и композитор Вильям Паркер (William Parker). На его счету — записи с Сесилом Тейлором,Билли Бэнгом (Billy Bang), Питером Бротцманом и два предыдущих альбома с Перельманом.
Бразилия славится не только обилием в лесах диких обезьян,но и бесконечно длинным морским побережьем, изумительно красивыми песчаными пляжами. Музыка этого квартета также иногда навевает образы солнечного побережья Бразилии, океанских волн, нежно касающихся горячего песка. Нов "Sound Hierarchy" можно услышать и шипение ядовитых змей, и зловещий шепот тропического леса, и дикое величие морской стихии. Приложите ухо к морской раковине (или к раструбу саксофона) и вы обязательно услышите рокот океанских волн.
В теме "Datchki Dandara" — единственной ранее сочиненной композиции — музыканты в определенное время приходят к четкому ритму, который внезапно преломляется, и саксофонист встречает изысканным свингом тот момент, когда тема начинает развертываться. Где-то дальше различными способами начинает пробиваться внеритмовый энергичный джаз. Кстати, концепция энергии не обязательно требует, чтобы все музыканты играли громко и в унисон .В этом случае также возможна контрапунктальная импровизация — взаимосвязанное, взаимозависимое исполнение — другой принцип совместности.
В самом начале "Frosen Tears" Криспелл играет открытым звуком, строя сравнительно умеренные аккорды относительно резких пассажей волнующегося, охваченного буйством саксофона Перельмана. ПозднееПаркер и Хэмингуэй снижают общую динамичность и начинают протяженный негромкий диалог.
Интересный момент: сами по себе композиции Иво Перельмана не являются сложными, но сконструированы они так, что всегда имеется большое открытое пространство, которое необходимо заполнить, импровизируя. Участники квартета великолепно с этим справились, превратив каждую простую мелодию в вызывающе запутанную, насыщенную сюиту.
После прослушивания этого диска хочется начертать один,но очень большой и очень жирный восклицательный знак. Тем и ограничиться.Боюсь однако, что подобный авангардизм не встретит понимания в редакции,а потому попытаюсь изложить свои впечатления ...
Альбом красивой акустической гитарной музыки. Едва уловимый интонационный флер цыганского фольклора не имеет ничего общего с тем, что привыкли понимать под цыганской музыкой в Восточной Европе. Это сдержанная страсть и строгая красота музыки ...
Ах, каких изумительных ветеранов джаза собирает для записей фирма "Telarc"! Вот и в этой сессии в Нью-Йоркском клубе "Иридиум" сошлись вместе несколько музыкантов, раньше игравших в оркестре Каунта Бейси. Гарри "Свитс" Эдисон (труба) начинал вместе ...
Без сомнения, на сегодняшний день стиль драм-н-бэйс является наиболее прогрессивным и быстро развивающимся стилем в мировой музыкальной электронной культуре. Adam F — молодой, но очень перспективный музыкант, который обратил на себя внимание ...
Пианист Rodney Kendrick примечателен своей неповторимой манерой исполнения, хотя в мире есть и другие представители данного стиля. Например, Paul Blay и его жена Карла. Воистину, хотя Тэлониус Монк и перевернулв свое время все понятия в музыке с ног ...
Поистине уникальный релиз современного латиноамериканского джаза! Один перечень составов и солистов, собранных на нем, говорит о многом. Достаточно перечислить лишь несколько имен — Paquito D'Rivera, Mario Bauza, Carlos "Potato" Valdez, Giovanni ...
Подзабытое со времен развитого социализма чувство глубокогоудовлетворения посетило меня при виде альбома, выпущенного под маркой "Impulse!".Это достаточно известное и пользующееся большим авторитетом в джазовом мире имя. Конечно, одна ласточка весны ...
Эдди Кёрклэнд – это уже достаточно пожилой и много видавшийв своей жизни блюзовый музыкант с темным цветом кожи. Так что он, безусловно,— классический представитель уже почти уходящего поколения музыкантов,которых зачинали, рожали и растили под ...
Сердце похолодело, когда я вчитался наконец в тексты,помещенные на обложке данного альбома, который мне хотелось бы отнестик наиболее ярким событиям в мировой не только блюзовой, но и вообще – популярной музыке. Ведь здесь записаны песни в ...
Если Уэйна Шортера сложить с Херби Хэнкоком, то получитсяальбом "1+1", о чем вы могли прочесть в N 2'97 "Jazz-квадрата".А вот если просто Уэйна сложить с просто Хэнкоком, то получится очень любопытный белый парень, певец и гитарист, представляющий ...
Дейв Брубек прямо-таки поражает своим последним альбомом! Тех, кто ожидает от меня описания еще одного примера фортепианного джазового академизма, могу разуверить. Представленный вашему вниманию диск является,вероятно, самым концептуальным из всех ...
Cовершенно блестящая работа родившегося в Сантьяго гитариста Оскара Лопеса, вобравшая в себя практически все, что существует сегодня в мире из написанного для акустической гитары. Здесь мелодии традиционного фламенко и народов Южной ...