Scott Fields Ensemble / Stephen Dembski - Sonotropism
05.03.1997
Скотт Филдc, один из наиболее радикальных новаторов и конструкторов фри-джаза, заметил как-то, что полное освобождение импровизирующего музыканта — это предельная черта, за которой дальше уже идти некуда. Американец Стефен Дембски пытается проложить дорогу дальше, за предельную черту, в неведомое.
"Мне пришло в голову, — говорит он, — что эволюция классической тональной организации в джазе тоже происходит, только быстрее". Таким образом, Дембски пытается представить нам "постсерийную музыку".Заметим, правда, что, в отличие от стройной системы серийности Арнольда Шенберга, идеи Дембски гораздо более туманны и многословны (на конверте присутствует довольно пространная статья с объяснением автора своей концепции).Возможно, Дембски имеет некоторое право на серьезные музыкальные заявления: его музыкальная биография косвенно подтверждает такую эволюцию.
Начав музыкальную карьеру в качестве пианиста-вундеркинда и исполняя поначалу только классику, он очень много играл в рок-н-ролльных командах. Потом занялся джазом, постепенно переиграв все возможные стили, параллельно продолжая заниматься современной академической музыкой. Сегодня он профессор Висконсинского университета, где преподает классическую композицию, принимает активное участие в ряде нью-йоркских организаций, занимающихся современной экспериментальной музыкой. И его приход в радикальный фри-джаз, который смыкается с интуитивизмом Штокгаузена, достаточно закономерен.
На диске представлена одна большая композиция под названием "Сонотропизм" — надо понимать, что этот термин Дембски предлагает для обозначения своей звуковой теории — и несколько коротких пьес. Автору в исполнении помогает небольшой коллектив, в котором присутствуют сам знаменитый Скотт Филд (Scott Field) — гитара, Мэрилин Криспелл (Marilyn Crispell)— фортепиано, Ларри Очс (Larry Ochs) — сопрано- и тенор-саксофоны и МаттТернер (Matt Turner) — виолончель.
Все композиции записаны во время концерта и, конечно же,являются абсолютной спонтанной импровизацией без заданной тональности и ритма. Несмотря на имеющиеся длинные соло, это прежде всего коллективная музыка, где исполнители слушают друг друга и выдерживают ансамбль. Автор, кажется, намеренно выбрал сочетание инструментов с предельно далекими, несливающимися тембрами. Электрогитара, фортепиано и саксофон, даже если играют в унисон, все равно будут ярко различимы в общем звучании. Таким образом, мы имеем пять инструментов, яростно играющих атональный фри-джаз вместе и параллельно друг другу. Довольно тяжелое испытание для слуха и музыкального интеллекта. Но как художник-кубист, разъявший пространство на геометрические объекты, заставляет зрителя проделать в голове обратную работу — собрать из обломков целое и таким образом нарисовать картину в своем воображении, так Стефен Дембски предлагает слушателю набор музыкальных обломков, чтобы посмотреть, сможет ли последний как-нибудь с этим справиться. Проверь свой IQ, попробуй собери.
А сейчас очередные новости из джазового пограничья. Правда, на этот раз — с границы тихой, спокойной и редко попадающей в поле зрения нашего "CD-обзора". Речь идет о той сфере, где джаз почти сливается с коммерческой эстрадной музыкой. Точнее, ...
"Checkfield"– это дуэт, основателями и постоянными участниками которого являются John Archer и Ron Satterfield. За свою долгую и славную историю "Checkfield" заслужил достаточную известность и уважение в Штатах. Достаточно сказать, что дуэт четыре ...
Не знаю, чего стоило Тони Даррену издать сей альбом. Не знаю также, что им двигало: то ли стремление запечатлеть свое имя в истории мировой музыки, то ли простое желание выплеснуть в студии все свое мастерство с тем, чтобы позже козырять компактом ...
Новый диск Ахмада Алаадина, ветерана саксофона из Канзаса,показался мне наиболее цельным и сбалансированным по звучанию из его последних релизов. Саксофон мастера (как всегда, сопрано и тенор) стал рассудительным и задумчивым, импровизации ...
По чисто формальным признакам этот диск можно было бы отнести к world music: музыка, которая здесь звучит, несет явно этнический оттенок. Во все композиции вложено столько чувства и столько души, что напрашиваются аналогии со стилем соул. Если ...
Культура индийского субконтинента оказала сильнейшее влияниена творчество многих музыкантов Запада, особенно в сфере джаза и рок-музыки— от Джона Колтрейна и Дона Черри и до Джона Маклафлина и Джорджа Харрисона. Джаз-рок с привлечением ...
"Trillian Green" — талантливое акустическое трио из Сиэтла, к сожалению, пока что достаточно малоизвестное за пределамисвоего штата. В своих инструментальных композициях эта молодая группа сбольшим профессионализмом использует приемы самых различных ...
Общеизвестно, что блюз — музыка, которую острее воспринимаешь в ночной, в крайнем случае, — в вечерней тишине. Уходит дневная суета,приглушаешь свет, отключаешься от всего постороннего и — слушаешь блюз... Название очередного ...
Музыка при внимательном прослушивании всегда вызываетв воображении какие-то образные картины, под ее воздействием возникаютразнообразные ассоциации... Если попытаться одним словом определить впечатлениеот музыки ансамбля "Zubop" на этом диске, то я ...
Характерный пример взаимопроникновения различных культури, одновременно, — терминологической неразберихи. Еще в начале 50-х годов афроамериканец из нью-йоркского Гарлема Генри Ли Браун (Henry Lee Brown)по прозвищу Пучо (Pucho) влюбился в ...
Вслушайтесь внимательно в эти гитарные переборы и арпеджио— вы услышите больше, чем звук, извлекаемый ударами медиатора или дажескрип струн под скользящими пальцами музыканта — вы ощутите его любовь,боль, радость и ненависть. Более чувственную ...
Фирма "Narada" выпустила двойной сборный альбом под собственным тематическим названием "Smooth Jazz", что можно перевести примерно как "спокойный легкий джаз". Этот сборникотметил десятилетие появления такой музыки и ее широкого распространения ...