Мультиинструменталист, композитор, автор музыки для театраи кино Винни Голиа уже известен постоянным читателям нашего жур нала. В№2/98 в "CD-обзоре" уже представлялись его работы с биг-бэндом и малымисоставами. Альбом "Dante No Longer Repents" издан в том же году, что ирассматривавшийся тогда CD "Nation Of Laws", вышедший на фирме "Nine Winds",но составы квинтетов Голиа отличаются при этом весьма существенно. Начнем с того, что оба состава объединяют только именаГолиа и Роба Блэйксли (Rob Blakeslee).
При этом Винни на диске фирмы "Music& Arts" "отобрал" у Роба все кларнеты и добавил их к своим разнообразнымсаксофонам. Блэйксли по-прежнему использует как трубу, так и корнет с флюгельгорном.А вот далее большие перемены. Голиа поменял струны на клавиши: вместо гитаристаздесь играет пианист Тед Уид (Tad Weed). Поменялся и состав ритм-группы:на контрабасе играет Майкл Бизио (Michael Bisio), а место за ударной установкойзанял Билли Минц (Billy Mintz), еще один старый знакомый по квартету Скотта-Мэлэби(см. все тот же №2/98). Сохранил Голиа ориентацию на довольно длинные, развернутыезвуковые полотна: время звучания большинства пьес превышает десять минут.
Не изменились и его музыкальные пристрастия: его "фри" образца 90-х годов отнюдь не похож на музыку отцов стиля из ранних 60-х. Понятие "свобода"можно толковать по-разному. Голиа — не адепт абсолютной свободы, скореевспоминаешь классическое марксистское "свобода — есть осознанная необходимость".Взаимосвязи между линиями различных инструментов прослеживаются почти безтруда. Железной рукой (чувствуется опыт бэнд-лидера и воля композитора)Винни направляет импровизации членов своего состава в русло общей задачи. Весьма показательна, к примеру, пьеса "Liaisons In Cairo".Примерно половину композиции занимает "противостояние" саксофонов и труб,возможно, олицетворяющее борьбу двух начал — доброго и злого. "Победив",саксофоны передают эстафету следующему "поколению" — вторую часть пьесызанимает медленно, но неуклонно развивающаяся как в объеме, так и по динамикепартия кларнета. При этом ритм-группа играет роль "хора" из древнегреческоготеатра, оживленно "обсуждая" и "комментируя" происходящее.
Не сомневаюсь, что музыку Голиа, в том числе и эту пьесу,можно прочесть и иначе. Но сам этот процесс довольно интересен, не скучени не слишком утомителен. Я не стал бы выстраивать свою домашнюю фонотеку исключительноиз подобных работ. Но в качестве образчика современного фри-джаза, смыкающегосяс частью академического авангарда в единый фронт t.h. creative music, данный CD очень неплох.
Альбом в меньшей степени предназначен поклонникам Телониуса Монка, которых, пожалуй, за живое заденет склонность Флэнегана «причесать», «приодеть» и всяким другим способом привести в приличное состояние творческое наследие великого противника всех ...
В последние годы Майк Мэйниэри выдвинулся в число лидеров мирового джаза в номинации "вибрафон". Данный альбом представляет достаточный интерес как пример джаза, основанного на ориентальных музыкальных культурах. Действительно, что ни композиция на ...
Джон Ли Хукер узнаваем сразу. Его блюзы отличаются мощным постоянно меняющимся ритмом, неповторимым вокалом и оригинальнейшей гитарной техникой. Многие классические вещи 50-х были им записаны в одиночку, Хукер играл на акустической или электрической ...
Этот альбом — отличный подарок фанатам аутентичного блюза, тем, кто ищет вдохновения не в современных электризованных версиях блюзового наследия, а именно в первозданных его формах. Правда, относить Роберта Ли МакКоя к типичным представителям ...
До 1997 года я не знал кто такой Боб Джеймс, наверное, потому что джазом то особо и не увлекался. И, похоже, так бы и не узнал, не окажись я в том году в Голландии. Находясь по делам службы в Амстердаме, я забрел в средней руки музыкальный магазин, ...
Суровое и не слишком приветливое лицо, глядящее на нас из левого нижнего угла обложки, принадлежит музыканту, не очень известному в наших краях. Ямайка у большинства слушателей ассоциируется с музыкой рэггей, кто-то, возможно, припомнит более ранний ...
Этот диск, по-моему, может смело претендовать на звание лучшего афрокубинского альбома последних лет. Представьте себе компанию старых-старых кубинцев, которые помнят еще те времена, когда Куба была всеамериканским курортом. Рай Кудер отыскал их и ...
Этот уже не очень свежий по времени альбом был записан и издан к 40-летию Леонида Шинкаренко и одновременно — к 25-летию его активной жизни в джазе. Понятное дело, сам Леонид и стал инициатором создания квартета "Jazz4", в составе которого не просто ...
Один из самых удачно прижившихся на американской джазовой почве российских саженцев, Игорь Бутман преуспевает на ниве укрепления джазовых связей между обоими странами. Он вернулся в Москву, руководит джазовым клубом, возглавляет биг-бэнд, много ...
Словно отголоском культурной программы Олимпиады в Сиднее попал к нам этот изданный несколько лет назад в том же Сиднее диск. Австралийский джаз у нас практически неизвестен и, право же, для первого знакомства выпал совсем неплохой его образец. ...
Ронни Эрл — блюзовый лирик. И к тому же один из немногих действительно выдающихся гитаристов-солистов в блюзе, которые... не поют и от этого не проигрывают. И в самом деле, как-то странно представить себе молчащего и только играющего на гитаре Бадди ...
Хронологически этот альбом надо было бы слушать перед "богемовским" диском Анатолия Герасимова "Yes", но что поделаешь, если изданный в далеком Новосибирске на студии Сергея Беличенко CD добрался до редакции "Jazz-Квадрата" только сейчас. И принес ...