Американская компания "Music & Arts" специализируетсяв основном на издании современного классического и джазового авангарда.Весьма забавно, что в некоторых своих, далеко не худших образцах, эти стилиподбираются так близко друг к другу, что результат оказывается просто примером,образцом взаимодействия двух культур. Стилям "прогрессив" и "третьемутечению" в свое время не удалось соединить филармоническое и джазовоеначало в одно целое, и теперь предпринимается очередная, и как мне кажется,более осмысленная попытка.
Наверное, для лучшего описания музыки следует сразу представитьучастников трио. Итак, Марти Эрлич (кларнет, бас-кларнет, разные флейты)— джазовый по духу исполнитель, глубоко и безнадежно влюбленный в классическую,серьезную, возвышенную манеру исполнения. Такое противоречие привело егок той черте, где эти направления имеют больше всего шансов на "счастливыйбрак" — свободному стилю.
Эрик Фридландер (Eric Fridlander) — виолончелист, о которомможно сказать нечто противоположное, но, тем не менее, приводящее к томуже самому итогу. Его классическая виолончель так и норовит "взбрыкнуть"джазовыми каденциями и часто соревнуется в этом с духовыми.
Марк Элиас (Mark Helias) — контрабасист, равно успешноиграющий как смычком, так и пиццикато. Он является для ансамбля неким балансиром,уравновешивающим классическое (представленное виолончелью) и джазовое (представленноедуховыми) начало. Его роль не сводится к банальной ритмической поддержке,а заключается в основании базиса для импровизационной свободы всего трио.Контрабас не допускает здесь особых вольностей, он солиден и строг, нопри этом четко ведет свою линию и его нельзя назвать вспомогательным инструментом.
Концепция всего альбома заключается именно в прохождениипо тонкой грани между фри-джазовым ритмом и мелодизмом и строгой тактовойструктурой классической музыки. Здесь на помощь композитору (Марти) приходят народные еврейские, американские и даже японские мотивы, а, вернее, ихотголоски. Все это не смешивается "в одну кучу", а существуетв виде музыкальных пластов, почти независимых друг от друга. Слушательпревращается в наблюдателя — настолько эти композиции визуальны и характерны— требуется только известное усилие, чтобы заставить свой слух принятьизменчивый и капризный звуковой поток. Надо сказать, что для восприятияШнитке или Шенберга усилий требуется значительно больше.
Итак, что же это, в конце концов, такое? Джаз? Не уверен.Классический авангард? Для этого у него слишком вольная ритмическая трактовка.Эклектизм "третьего течения"? Нет, здесь все намного строже.Если учесть, что Эрлич играет такую музыку уже четверть века, речь можетидти уже о неком "четвертом течении" — не синтезе, но сумме разнообразнейшихсовременных мелодий и гармоний. Может быть сыграно и на фестивале в Монтре,и перед любой филармонической аудиторией.
Запомните хорошенько это название и имя — ансамбль "ТакеДаке"и Джон Кайдзан Нептюн (John «Kaizan» Neptune). Уж не знаю, где вам доведетсястолкнуться с их музыкой (к нам диск пришел напрямую из Японии), но это,пожалуй, один из самых необычных по ...
Виртуозный бразильский тенор-саксофонист Иво Перельман как-то незаметно быстро утвердился в околоджазовых кругах, выпустив за последние несколько лет серию выдающихся работ. Присущие его музыке интонации воспламеняющих бразильских ритмов, ...
Песни на этом альбоме так же великолепны, как и кулонс кельтскими узорами, изображенный на его обложке. На диске представленычетыре наиболее известные в настоящее время исполнительницы кельтских песен. Несколько слов о каждой из них. Итак, самая ...
Еще не дослушав до конца этот альбом, мне пришлось где-то на второй его трети выключить проигрыватель и малость перевести дух — столько энергии от музыки не всегда получишь и на рок-концерте. Потоки, каскады звуков низвергаются из колонок сразу же ...
Общеизвестно, что на сегодняшний день Бенни Уотерс являетсясамым старшим из всех постоянно играющих джазовых музыкантов. Похоже, чтоему уготовлена судьба Юби Блейка (Eubie Blake), пианиста и композитора,сочинявшего рэгтаймы, рекордсмена в мире ...
«Сюита в двух частях, посвященная всем страдающим детям на планете...» — буквально так написано в буклете к этому, несомненно,оригинальному, проекту. Ах, американцы, американцы... Ну просто хлебом их не корми, дай только себя чему-нибудь посвятить. ...
Скотт Филдc, один из наиболее радикальных новаторов и конструкторов фри-джаза, заметил как-то, что полное освобождение импровизирующего музыканта — это предельная черта, за которой дальше уже идти некуда. Американец Стефен Дембски пытается проложить ...
Перед вами — очередной (четвертый по счету) сборник старых записей группы «Арсенал». В него вошли вещи 1986 — 1991 гг., когда Алексей Козлов со своей группой еще работал в Калининградской филармонии. Уже прошли волны увлечения Джоном Маклафлином, ...
Ветераны современного джаза тенор- и сопрано-саксофонистИван Паркер (не путать с Чарли) и перкуссионист Пол Литтон играют вместеи с группами в различных вариантах с 1966 года. С 1970 года к ним присоединилсяконтрабасист Барри Гай, и дуэт превратился ...
Хочу сразу определить характер музыки через исполнителей и репертуар. Во-первых, трио: Джон Линдберг (John Lindberg) — контрабас,Джеймс Эмери (James Emery) — гитара, и Регина Картер (Regina Carter) —скрипка. Во-вторых, Энтони Дэвис (Anthony Davis) — ...
Какие ассоциации обычно вызывает термин "фри-джаз"? Какправило, в воображении возникает набор громких атональных звуков, хаотичноепостроение композиций, безудержная и безбрежная импровизация. Музыка, которуюиграет Бен Голдберг и его коллеги, ...
Начну с предыстории, потому что здесь, как говорится, без бутылки не разберешься. Есть такая нью-йоркская компания «Knitting Factory Works», которая объединяет под одной крышей звукозаписывающий лейбл, клуб, продюсерский центр и еще Бог знает чего. ...