"Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись", — сказал Киплинг в прошлом веке и оказался неправ. Вернее,неправ наполовину: они, конечно, остались самими собой, но сошлись во многом,например, в музыке. Полного слияния, конечно, не произошло, да это никомуи не нужно: ведь интересно именно воздействие, то самое временами неуловимое,временами явное проникновение одной культуры в другую.
Сейчас никого уже не удивляет абсолютно непредставляемоедля большинства любителей музыки лет эдак пятьдесят назад словосочетание"арабский джаз". За последние десятилетия произошли интересныеметаморфозы. Некоторые американские и европейские исполнители приняли ислам,взяли арабские имена, вроде Юсефа Латифа, а восточные музыканты, наоборот,пришли в западную музыку со своим мироощущением, которое они и выразилилучше всего в джазе. Это джаз нетрадиционный, его можно называть и моднымныне термином world music, но корни, несомненно, импровизационные, и свояаналогия свинга в нем присутствует.
Раби Абу-Халиль родился в Бейруте, но изучал музыку каку себя на родине, так и в Германии, в Музыкальной академии Мюнхена. Егоспециальностью была флейта, но позже он вернулся к арабскому традиционномуструнному инструменту "оуд", напоминающему старинную европейскуюлютню. Он применил к восточному инструменту и арабским мотивам джазовуюманеру звукоизвлечения и фразировки и... вышел в мир нового звучания, новыхсочетаний и образов.
Его творчество зачаровывает как восточной прихотливостью,так и необычными тембрами: оркестр включает в себя, кроме самого Халиля,гармонику (Ховард Леви), тубу (Мишель Годар), ударные (Марк Насиф) и разныебубны (Набиль Хайат). Обычно арабские композиции ассоциируются с навязчивымостинатным ритмом и циклическими вариациями одной и той же мелодии, ноздесь вы можете услышать завораживающее действо, разворачивающее восточныемотивы то по европейским классическим, то по джазовым канонам и происходящеегде-то в интернациональном, смешанном мире.
Внимая звукам музыки, вы почти физически ощущаете, каксходятся две, нет, даже три культуры, но не теряют при этом своей самости,а впитывают чужое настроение и на время становятся единым самодостаточныморганизмом, живущим одновременно по всем этим законам. Блюзовая гармошка,арабский оуд, классическая туба и гипнотические медитативные барабаны ибубны уводят из реальности в некий фантастический мир принца Гаруна Ар-Рашида,только не путешествующего на коне со свитой и гаремом по пустыне, а одетогов джинсы и разъезжающего на родстере по хайвею. Вполне современное зрелище.
Анатолий Вапиров издавна интересовался всякой экзотической музыкой,совмещая при этом собственные интересы со стилистикой фри–джаза, находя порой оригинальнейшие решения, которые еще долго являлись предметом горячихспоров и дискуссий. Переехав в ...
Музыкальная биография у Дона Престона богатейшая: в пятидесятых–шестидесятыхон играл на контрабасе в составах Элвина Джонса, Юсефа Латифа, Дона Эллиса,Нат Кинг Коула и Томми Флэнегана, на фортепиано с Херби Мэном и в биг–бэндеу того же Эллиса, ...
Весьма оригинальный проект. На джазовом поле встретились джаз и классика. Классическую сторону представляет ансамбль тромбонистов "Five"под руководством Сергея Гусятинского. Этот состав существует с 1989 года,почти все его участники имеют ...
Уже из фотографий на обложке альбома (слева направо: Лундгрен, Кильберг,Свенссон) понятно, что трио состоит из молодых ребят, свежей поросли именитого в Европе шведского джаза. Зная популярность авангарда в Скандинавии, а также склонность молодых к ...
Если представить себе фантастическую ситуацию, что эта кассета попадетв руки человека случайного (вот так пофантазировать: джаз знает, а ГеоргияГараняна — нет), то даже он сразу поймет: этот Гаранян ну очень любит оркестр.И настолько мастерски ...
Не скрою, загружая в аппарат эту кассету, я ожидал от нее многого. Причин тому несколько. Во-первых — это воспоминания о неизменно высоком классе литовских джазовых музыкантов, частенько гостивших в Минске до начала 90–х, во–вторых ...
"Музыка для музыкантов" — по признанию участников джаз–трио "The Estamp". Конкретнее — "музыкальное приношение""столпам" джаза Джону Колтрейну и Майлсу Дэвису, которым в 1996 году исполнилось бы по 70 лет. Еще конкретнее: аранжировки — ...
Два представителя российского (он же — советский) джаза старшего поколения (Георгий Гаранян и Алексей Кузнецов), а также один джазовый "миддл" (естественно, не в социальном, а в возрастном плане) Даниил Крамер издали программу с удивительно ...
Всего лишь второй раз за все время существования нашего "CD–обзора" мне доводится писать об альбоме джазмена с Ямайки. Все–таки главной музыкальной "визитной карточкой" этого колоритного острова является рэгги. Но Эрнест Рэнглин — ...
Ну наконец–то! Сколько раз приходилось сетовать на отсутствие ярких новых имен в мужском джазовом вокале — и вот оно, это имя: Курт Эллинг. Первый его диск 1995 года "Close Your Eyes" сразу удостоился номинации на "Грэмми", сегодня ...
Круг потребителей world music растет просто на глазах. Спрос рождает предложение. В поисках новых экзотических звучаний многие устремляются в самые отдаленные уголки планеты. А вот немецкие музыканты, работающие в Мюнхене под залихватским название ...
"Озвученный" визит Сергея Манукяна к своему другу Юрию Кузнецову в его одесский клуб "Домино". Визит явно удачный, так как и одесская публика, похоже, хорошо знакома с Манукяном, и гостеприимному хозяину клуба нетрудно было в связи с этим дополнить ...