"Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись", — сказал Киплинг в прошлом веке и оказался неправ. Вернее,неправ наполовину: они, конечно, остались самими собой, но сошлись во многом,например, в музыке. Полного слияния, конечно, не произошло, да это никомуи не нужно: ведь интересно именно воздействие, то самое временами неуловимое,временами явное проникновение одной культуры в другую.
Сейчас никого уже не удивляет абсолютно непредставляемоедля большинства любителей музыки лет эдак пятьдесят назад словосочетание"арабский джаз". За последние десятилетия произошли интересныеметаморфозы. Некоторые американские и европейские исполнители приняли ислам,взяли арабские имена, вроде Юсефа Латифа, а восточные музыканты, наоборот,пришли в западную музыку со своим мироощущением, которое они и выразилилучше всего в джазе. Это джаз нетрадиционный, его можно называть и моднымныне термином world music, но корни, несомненно, импровизационные, и свояаналогия свинга в нем присутствует.
Раби Абу-Халиль родился в Бейруте, но изучал музыку каку себя на родине, так и в Германии, в Музыкальной академии Мюнхена. Егоспециальностью была флейта, но позже он вернулся к арабскому традиционномуструнному инструменту "оуд", напоминающему старинную европейскуюлютню. Он применил к восточному инструменту и арабским мотивам джазовуюманеру звукоизвлечения и фразировки и... вышел в мир нового звучания, новыхсочетаний и образов.
Его творчество зачаровывает как восточной прихотливостью,так и необычными тембрами: оркестр включает в себя, кроме самого Халиля,гармонику (Ховард Леви), тубу (Мишель Годар), ударные (Марк Насиф) и разныебубны (Набиль Хайат). Обычно арабские композиции ассоциируются с навязчивымостинатным ритмом и циклическими вариациями одной и той же мелодии, ноздесь вы можете услышать завораживающее действо, разворачивающее восточныемотивы то по европейским классическим, то по джазовым канонам и происходящеегде-то в интернациональном, смешанном мире.
Внимая звукам музыки, вы почти физически ощущаете, каксходятся две, нет, даже три культуры, но не теряют при этом своей самости,а впитывают чужое настроение и на время становятся единым самодостаточныморганизмом, живущим одновременно по всем этим законам. Блюзовая гармошка,арабский оуд, классическая туба и гипнотические медитативные барабаны ибубны уводят из реальности в некий фантастический мир принца Гаруна Ар-Рашида,только не путешествующего на коне со свитой и гаремом по пустыне, а одетогов джинсы и разъезжающего на родстере по хайвею. Вполне современное зрелище.
Всего лишь второй раз за все время существования нашего "CD–обзора" мне доводится писать об альбоме джазмена с Ямайки. Все–таки главной музыкальной "визитной карточкой" этого колоритного острова является рэгги. Но Эрнест Рэнглин — ...
Ну наконец–то! Сколько раз приходилось сетовать на отсутствие ярких новых имен в мужском джазовом вокале — и вот оно, это имя: Курт Эллинг. Первый его диск 1995 года "Close Your Eyes" сразу удостоился номинации на "Грэмми", сегодня ...
Круг потребителей world music растет просто на глазах. Спрос рождает предложение. В поисках новых экзотических звучаний многие устремляются в самые отдаленные уголки планеты. А вот немецкие музыканты, работающие в Мюнхене под залихватским название ...
"Озвученный" визит Сергея Манукяна к своему другу Юрию Кузнецову в его одесский клуб "Домино". Визит явно удачный, так как и одесская публика, похоже, хорошо знакома с Манукяном, и гостеприимному хозяину клуба нетрудно было в связи с этим дополнить ...
На сцену Украинского театра в Одессе вышло два очень интересных музыканта. Вапиров — саксофонист, композитор, педагог, типичный шестидесятник по времени прихода в джаз — всегда питал склонность к экспериментам, к авангардным поискам. ...
Американский гитарист Дуг Рэйни, подобно многим другим заокеанским джазменам, пустил прочные корни в Европе. Почти половину жизнион провел в Дании. Тем не менее родина остается родиной, и в 1993 году Дуг в очередной раз вернулся в Нью-Йорк. ...
Запомните хорошенько это название и имя — ансамбль "ТакеДаке"и Джон Кайдзан Нептюн (John «Kaizan» Neptune). Уж не знаю, где вам доведетсястолкнуться с их музыкой (к нам диск пришел напрямую из Японии), но это,пожалуй, один из самых необычных по ...
Виртуозный бразильский тенор-саксофонист Иво Перельман как-то незаметно быстро утвердился в околоджазовых кругах, выпустив за последние несколько лет серию выдающихся работ. Присущие его музыке интонации воспламеняющих бразильских ритмов, ...
Песни на этом альбоме так же великолепны, как и кулонс кельтскими узорами, изображенный на его обложке. На диске представленычетыре наиболее известные в настоящее время исполнительницы кельтских песен. Несколько слов о каждой из них. Итак, самая ...
Еще не дослушав до конца этот альбом, мне пришлось где-то на второй его трети выключить проигрыватель и малость перевести дух — столько энергии от музыки не всегда получишь и на рок-концерте. Потоки, каскады звуков низвергаются из колонок сразу же ...
Общеизвестно, что на сегодняшний день Бенни Уотерс являетсясамым старшим из всех постоянно играющих джазовых музыкантов. Похоже, чтоему уготовлена судьба Юби Блейка (Eubie Blake), пианиста и композитора,сочинявшего рэгтаймы, рекордсмена в мире ...
«Сюита в двух частях, посвященная всем страдающим детям на планете...» — буквально так написано в буклете к этому, несомненно,оригинальному, проекту. Ах, американцы, американцы... Ну просто хлебом их не корми, дай только себя чему-нибудь посвятить. ...