"Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись", — сказал Киплинг в прошлом веке и оказался неправ. Вернее,неправ наполовину: они, конечно, остались самими собой, но сошлись во многом,например, в музыке. Полного слияния, конечно, не произошло, да это никомуи не нужно: ведь интересно именно воздействие, то самое временами неуловимое,временами явное проникновение одной культуры в другую.
Сейчас никого уже не удивляет абсолютно непредставляемоедля большинства любителей музыки лет эдак пятьдесят назад словосочетание"арабский джаз". За последние десятилетия произошли интересныеметаморфозы. Некоторые американские и европейские исполнители приняли ислам,взяли арабские имена, вроде Юсефа Латифа, а восточные музыканты, наоборот,пришли в западную музыку со своим мироощущением, которое они и выразилилучше всего в джазе. Это джаз нетрадиционный, его можно называть и моднымныне термином world music, но корни, несомненно, импровизационные, и свояаналогия свинга в нем присутствует.
Раби Абу-Халиль родился в Бейруте, но изучал музыку каку себя на родине, так и в Германии, в Музыкальной академии Мюнхена. Егоспециальностью была флейта, но позже он вернулся к арабскому традиционномуструнному инструменту "оуд", напоминающему старинную европейскуюлютню. Он применил к восточному инструменту и арабским мотивам джазовуюманеру звукоизвлечения и фразировки и... вышел в мир нового звучания, новыхсочетаний и образов.
Его творчество зачаровывает как восточной прихотливостью,так и необычными тембрами: оркестр включает в себя, кроме самого Халиля,гармонику (Ховард Леви), тубу (Мишель Годар), ударные (Марк Насиф) и разныебубны (Набиль Хайат). Обычно арабские композиции ассоциируются с навязчивымостинатным ритмом и циклическими вариациями одной и той же мелодии, ноздесь вы можете услышать завораживающее действо, разворачивающее восточныемотивы то по европейским классическим, то по джазовым канонам и происходящеегде-то в интернациональном, смешанном мире.
Внимая звукам музыки, вы почти физически ощущаете, каксходятся две, нет, даже три культуры, но не теряют при этом своей самости,а впитывают чужое настроение и на время становятся единым самодостаточныморганизмом, живущим одновременно по всем этим законам. Блюзовая гармошка,арабский оуд, классическая туба и гипнотические медитативные барабаны ибубны уводят из реальности в некий фантастический мир принца Гаруна Ар-Рашида,только не путешествующего на коне со свитой и гаремом по пустыне, а одетогов джинсы и разъезжающего на родстере по хайвею. Вполне современное зрелище.
По чисто формальным признакам этот диск можно было бы отнести к world music: музыка, которая здесь звучит, несет явно этнический оттенок. Во все композиции вложено столько чувства и столько души, что напрашиваются аналогии со стилем соул. Если ...
Культура индийского субконтинента оказала сильнейшее влияниена творчество многих музыкантов Запада, особенно в сфере джаза и рок-музыки— от Джона Колтрейна и Дона Черри и до Джона Маклафлина и Джорджа Харрисона. Джаз-рок с привлечением ...
"Trillian Green" — талантливое акустическое трио из Сиэтла, к сожалению, пока что достаточно малоизвестное за пределамисвоего штата. В своих инструментальных композициях эта молодая группа сбольшим профессионализмом использует приемы самых различных ...
Общеизвестно, что блюз — музыка, которую острее воспринимаешь в ночной, в крайнем случае, — в вечерней тишине. Уходит дневная суета,приглушаешь свет, отключаешься от всего постороннего и — слушаешь блюз... Название очередного ...
Музыка при внимательном прослушивании всегда вызываетв воображении какие-то образные картины, под ее воздействием возникаютразнообразные ассоциации... Если попытаться одним словом определить впечатлениеот музыки ансамбля "Zubop" на этом диске, то я ...
Характерный пример взаимопроникновения различных культури, одновременно, — терминологической неразберихи. Еще в начале 50-х годов афроамериканец из нью-йоркского Гарлема Генри Ли Браун (Henry Lee Brown)по прозвищу Пучо (Pucho) влюбился в ...
Вслушайтесь внимательно в эти гитарные переборы и арпеджио— вы услышите больше, чем звук, извлекаемый ударами медиатора или дажескрип струн под скользящими пальцами музыканта — вы ощутите его любовь,боль, радость и ненависть. Более чувственную ...
Фирма "Narada" выпустила двойной сборный альбом под собственным тематическим названием "Smooth Jazz", что можно перевести примерно как "спокойный легкий джаз". Этот сборникотметил десятилетие появления такой музыки и ее широкого распространения ...
В оформлении буклета обильно использованы сельские пейзажи,фрагменты большого сельского дома с креслами-качалками на веранде — мотивы"home, sweet home", столь дорогие сердцам многих американцев.Когда во вступительной композиции "Something In ...
Те, кто достаточно хорошо знакомы с творчеством Аркадия Шилклопера, прекрасно понимают, что от этого музыканта можно ожидать всего. Даже заговора. Каждая новая его программа, каждый новый проект непохожи на предыдущие. Всякий раз представая перед ...
Мелвин Спаркс — "самый неизвестный великий гитарист Америки", как называют его в прессе американские же музыкальные критики. Что касается первого, то им, конечно, виднее, а вот относительно второго можно поспорить. Рискну предположить, что такой ...
Легкий, но не примитивный; мягкий, но не слащавый; не новаторский, но стильный и эффектный — так можно охарактеризовать джаз, исполняемый Дэйвом Кемпом. Конечно, сегодня есть множество грамотных и техничных саксофонистов, и только крупные ...