Двенадцать лет назад фирма «Enja» издала этот проект композитора и саксофониста Джона Стабблфилда в виниловом варианте. Сегодня, в рамках юбилейной серии, посвященной 25-летию фирмы, «Песня бушмена» переиздана в формате компакт-диска.
Название альбома носит знаковый характер. Эта композиция поставлена Джоном на старте (в электрическом варианте) и еще раз на финише (в варианте акустическом). Афроамериканец Стабблфилд подчеркнуто обращен именно к африканским корням своего прошлого. Можно сравнивать и смаковать различия обоех версий (мне больше понравилась акустическая, несколько более длинная, с резким, сухим звуком акустического, в данном случае, инструмента басиста Чарнетта Моффита), однако особой черной экзотики вы здесь не услышите. Значительно больше африканского в трех других пьесах — «Serenade To The Mother Land», «Calypso Rose» и «Mwe Malad O» (последняя написана перкуссистом Мино Синелу). Правда, и здесь африканские мотивы придется искать в ярком искрящемся водопаде карибских ритмов, родных для Синелу.
Надо сказать, ритмика вообще играет очень важную роль в музыке альбома. Помимо Синелу, в составе ансамбля есть и еще один ударник — Виктор Льюис. Оба эти музыканта заслуживают самых добрых слов. В диалоги с лидером чаще других вступает на клавишных Джери Аллен, она же и основной после Стабблфилда солист. Красиво, сочно, но, возможно, слишком очевидно — такое исполнение может нравиться или не нравиться, но вряд ли удивит. Кстати, примерно то же можно сказать и об игре самого Стабблфилда на теноре и сопрано-саксофонах. Джон разнообразен, временами его инструмент звучит очень гладко, широко, смакуя каждую ноту, а иногда он словно взрывается в вибрирующей, клокочущей скороговорке. Стилистически я бы отнес музыку этого квинтета к фьюжн с небольшим акцентом на афро-ритмы. Но вот ощущение, что нечто подобное уже приходилось слышать ранее, этакое сонористическое deja vu, появившись с самого начала, так и не покидало в течение всего звучания диска. Фьюжн, в том числе и с аналогичными мотивами, не был новостью и в те годы, когда Стабблфилд записывал свою виниловую пластинку.
При всем при том Джон — музыкант очень даже мастеровитый. Он успел переиграть с такими звездами, как Мингус, Майлс Дэвис, Маккой Тайнер, работал в оркестрах Гила Эванса и Теда Джонса — Мела Льюиса. Для меня наиболее интересной и интригующей была информация безымянных авторов небольшой заметки в буклете о том, что где-то в конце 60-х молодой тогда (р.1945г.) Стабблфилд гастролировал со своим квинтетом в Англии, на Ближнем Востоке и ... в Советском Союзе. Если это соответствует действительности и кто-то из любителей джаза со стажем помнит концерты с участием этого музыканта, то альбом Джона Стабблфилда будет им особенно интересен.
℗ 1986 (c) 1998 Enja Records
8 tks / 52 min
(John Stubblefield — ss, ts; Geri Allen — p, el.p; Charnett Moffett — b, el.b; Victor Lewis — dr; Mino Cinelu — voc, perc)
Представьте себе: промозглый зимний день, сильный ветер. Вы идете по бескрайней, заснеженной равнине. И негде ни согреться, ни отдохнуть. Представили? Или представлять особо и не хочется (да в общем–то вам это и не нужно)? Но вряд ли музыка команды ...
Уэйн Хорвиц — музыкант из Сиэттла, за последние десять лет приобретший на американской джазовой сцене немалый авторитет. Хорвица называют "возродителем "Хаммонда". И он действительно вдохнул в этот, казалось, совершенно устаревший инструмент новую ...
Жил да был в городе Гэри, штат Индиана, блюзмэн по имени Лестер "Биг Дэдди" Кинси. И было у него три сына. С малых лет учил "Биг Дэдди" своих детей отцовскому ремеслу. Старшему, Ральфу, отец подарил барабан, среднему, Дональду — гитару, а ...
"Когда я начинаю играть, я просто становлюсь частью контрабаса, а контрабас становится частью меня; я не играю ноты, я играю себя", — это признание Чарльза Мингуса вспоминается, когда слушаешь игру Эдди Гомеза. Он обладает удивительно органичной ...
Стив Лэйси (его настоящее имя — Стивен Лакриц) — американец по рождению, европеец по месту жительства, чуть ли не единственный саксофонист, играющий только на сопрановой разновидности этого инструмента, — считается одним из ...
Спокойные и чопорные англичане решили поиграть нечто латиноамериканское и, кажется, увлеклись. Но от духа Альбиона, сидящего глубоко внутри, освободиться полностью им не удалось, и все самбы и румбы получились чуть-чуть недоперченными и ...
Не найдется такой, пусть даже самой краткой энциклопедии блюза, где не упоминался бы Джуниор Уэллс. Я специально подчеркиваю этот факт, чтобы читатель получил представление об уровне музыканта, с которымон встречается, приобретая этот диск. Это ...
"Wolverine Orchestra" Бикса Бейдербека вдохновил не один десяток музыкантов как на прямое подражание, так и на переосмысление своего стиля. В Европе в 50–е — 60–е годы диксиленды были страшно популярны — они попросту переживали вторую молодость. В ...
На обложке — пожилой негр, улыбающийся типично по–американски за рулем очень американской машины (древний корытоподобный открытый кадиллак ярко–красного цвета), сидит в обнимку с верной подружкой — электрогитарой "Фендер Телекастер". В прилагающейся ...
В моем домашнем архиве сохранилась опубликованная в "Литературнойгазете" #28/84 статья советского (очень советского) журналиста В.Симонова "Конец джаза?". В ней автор говорил о кризисе джазав США в целом и его прямо-таки умирании в Новом Орлеане. ...
Важность ритма в джазе хорошо иллюстрирует тот факт, что несть числа джазовым составам, независимо от стиля, где лидером является именно барабанщик: от минского диксиленда "Ренессанс" и до знаменитых "Jazz Messengers". Вот и данное трио возглавляет ...
Фирма "Black Top" из Нового Орлеана и продюсер Фред Джеймс, похоже, взялись за настойчивую и последовательную раскрутку звезд вчерашнего дня. Альбом певца Роско Шелтона удивительно напоминает выпущенный в этом же году диск другого вокалиста — ...