Mal Waldron Quintet with Steve Lacy - One-Upmanship
12.03.1997
Было бы странно, если бы в юбилейной серии, посвященной двадцатипятилетию фирмы «Enja», не был издан альбом пианиста Мэла Уолдруна.Как-никак вся история этой компании начиналась в далеком 1971 году с издания альбома «Black Glory» именно этого музыканта. И вот теперь перед нами компакт-диск,где «на цифру» переведен виниловый диск 1977 года, дополненный тремя сольными фортепианными записями Уолдруна, сделанными в 1978 году.
В квинтете рядом с Уолдруном играет еще один очень известный музыкант, сопрано-саксофонист Стив Лэйси (Steve Lacy). Остальные участники записи — басист Джимми Вуди (Jimmy Woode), трубач Манфред Шуф (ManfredSchoof) и барабанщик Макайя Нтшоко (Makaya Ntshoko). Обе включенные в CD сессии проходили в Германии, и интересно, что наряду с немцем Шуфом и остальные участники квинтета вполне могут считать себя заправскими европейцами: и трое американцев, и южноафриканец Нтшоко уже много лет живут в Старом Свете.
Но Уолдрун и Лэйси переехали в Европу уже зрелыми музыкантами, снискавшими широкую известность на родине джаза. И пианист Уолдрун, и,что более удивительно, саксофонист Лэйси считались (и считаются по сейдень) последователями и продолжателями традиций выдающегося пианиста ТелониусаМонка (Thelonious Monk). Характеризуя стилистику игры Уолдруна, автор linernotes Кевин Уайтхэд добавляет, что Мэл был минималистом еще до того, как критики заметили существование подобной школы.
«One-Upmanship» демонстрирует в полной мере как исполнительскоемастерство Уолдруна и Лэйси (остальные музыканты, откровенно говоря, оказалисьв глубокой тени, отбрасываемой двумя лидерами), так и таланты Уолдрунав сфере композиции — он автор всех шести пьес.
В стаю чаек перевоплощаются саксофон и рояль в «The SeagullsOf Kristiansund», написанной к джазовому фестивалю в норвежском городеМольде, сложнейшие звуковые кружева плетут оба инструмента в двадцатиминутной композиции «Hooray For Herbie», посвященной отнюдь не Хэнкоку, как могбы подумать кто-то из современных джазфэнов, а очень рано ушедшему и сегодня несправедливо подзабытому пианисту Херби Николсу. Сольные же пьесы Уолдруна— это концентрация мысли в очень скупых, сжатых формах. Немаловажно время записи всех этих произведений: конец семидесятых знаменовался в джазе почтибезраздельным господством музыки фьюжн. Но Уолдрун и его коллеги и тогдаоставались верны себе и своим вкусам. Сегодня, в период «джазового плюрализма»,этот альбом звучит вполне современно, как будто и не прошло с тех пор двадцатилет. Думаю, те, кто захочет убедиться в этом самостоятельно, не пожалеют о своем выборе.
Серьезно, серьезно и еще серьезнее — так можно вкратцеописать стиль этого типично европейского биг-бэнда. Признаю, деление на европейское и американское звучание уже изрядно набило оскомину, но всеже традиции различаются, и никуда от этого не ...
Так получается, что эта рецензия будет чем-то вроде некролога. Последний, изданный в начале 1998 года альбом Томаса Чапина дошел до нас уже после его безвременной смерти — ему было всего 40, и он знал о том,что медленно умирает. И хотя музыка с ...
Бесценный, замечательный подарок для нас, сентиментальных и патриотичных"совочков", — внушительная, красиво оформленная коробочка с двумя компакт–дисками, вкладышем внутри с подробной информацией и торжественной подписью снаружи: "Юрий Саульский ...
Боюсь навлечь на себя праведный гнев больших любителей творчества Джорджа Дюка, но, тем не менее и ради правды, и ничего, кроме правды, обязан сказать:Джордж Дюк — не "мой" музыкант. То есть это, конечно, джаз, нов такой попсовой упаковке, что его ...
Весьма оригинальный проект, представляющий собой worldmusic в очень нестандартной упаковке из самых современных компьютерных звучаний в сочетании со старинными европейскими или экзотическими народными инструментами стран Азии и Южной Америки. Под ...
Под эту ласковую и успокаивающую музыку, созданную в уютной атмосфере московского "М-бара", нужно отдыхать, эпизодически она может служить даже фоном для неторопливой беседы. Встречается здесь, правда, и джаз-роковая тема, и спиричуэлс, но все это ...
Проекты, посвященные памяти ушедших гигантов, не новостьв мире джаза. Достаточно вспомнить хотя бы альбом и концертный тур, сделанныемузыкантами, работавшими с Майлсом Дэвисом. Идея представить слушателям"Наследие Арта Блэйка" (название данного ...
Не очень продолжительная по времени, но содержательная программа молодого, 1968 года рождения, барабанщика, который не только лидер коллектива, что само по себе и не ново, но и автор всего записанного репертуара. А вотэто уже - явление редкое. ...
Этот альбом издан в любопытной серии записей исполнителей на фортепиано,которая, судя по всему, должна представлять творчество музыкантов, работающихв разных стилях. Иными словами, серия, об объемах которой можно пока толькодогадываться, задумана ...
Итальянского пианиста Антонио Фарао (р.1965) мне до сих пор доводилосьслышать лишь однажды — на пластинке трубача Франко Амброзетти "LightBreeze". И вот — новая встреча, где Антонио выступает уже не в качествесайдмена, а как автор всех ...
Если назвать джазфэну фамилию Коулмен, то ему, конечноже, сразу в голову придет образ великолепного и неувядаемого Орнетта. Новедь есть еще и Джордж Коулмен, и в связи с новым его альбомом у нас естьповод вспомнить о нем. Тенор- и ...
Этот альбом Джейка Ханны — прекрасный подарок любителям музыки не слишком сложной, веселой и энергичной. О характере записанной музыки знатоку джаза может сказать уже само название программы, которое явно перекликается с одной из не очень известных ...