Не очень продолжительная по времени, но содержательная программа молодого, 1968 года рождения, барабанщика, который не только лидер коллектива, что само по себе и не ново, но и автор всего записанного репертуара. А вотэто уже - явление редкое.
Впрочем, тому есть свои объяснения: начинал Маркус Кетола как пианист, но потом сменил клавиши на палочки. И преуспел, поиграв вместе с ведущими музыкантами Финляндии, а в джаз-оркестре UMO - и с такими звездами, как Ловано, Скофилд, Майкл Брекер. Его нынешний состав называется "Tila Ensemble", а данный альбом - первый в его биографии, изданный при помощи двух благотворительных организаций, одна из которых - Фонд для финской музыки. В Беларуси я тоже знаю один подобный фонд, но поддерживает он не джаз, а хоккей...
Однако вернемся в Финляндию, где с хоккеем давно полный порядок. Ранее скандинавский джаз, в том числе и финский, представлялся мне явление мчисто локальным, как бы замкнутым на самом себе: эдакая спокойная, дистиллированная, неторопливая музыка. Ан нет! Вслед за звездами хоккея там выросло уже и поколение звезд джаза. Маркус Кетола - из их числа. Может, звезда пока не во всем своем блеске, но, как говорят, уже на подходе к тому.
Записанный на альбоме материал очень разнообразный по настроениям и ритмике. В целом, скандинавский дух здесь узнается, некоторая созерцательность в музыке присутствует, но эта музыка красива и в то же время не пуста, как это часто случается с записями многих американских музыкантов. Только потому, что музыка Кетолы несет в себе дух, она теплая и наполнена явно ощутимым дыханием родной земли, действительно талантливая по темам и своеобразная по аранжировкам. Яркие примеры тому - пьесы "Echoes, Shadows","Ballad For Drums", "The Last..." Последняя - вообще финское чудо, посильнее маргарина "Рама" будет. А закрывает альбом исполненная хором коротенькая пьеска "Accounting" - явный отзвук предыдущей работы Кетолы для струнного квартета и джазовых ударных.
Судя по фото, с Кетолой играют музыканты приблизительно одного с ним возраста. Наиболее известен из них в Финляндии саксофонист Юкка Перко, которого еще называют "Литтл Берд". Ну, до Берда еще лететь и лететь, оттачивая, в первую очередь, верха, но играет он местами с таким вкусным настроением, что хочется тут же бежать искать окно на финской границе. Одним словом, по-настоящему творческая, сильная работа на европейском уровне. Полного восхищения, может, и не вызовет, но слушается с удовольствием.
℗ 1998 Lake End Production
10 tks / 42 mins
(Markus Ketola - dr., perc.; Jukka Perko - saxes; Samuli Mikkonen -p; Ari-Pekka Anttila - b)
Ой, давненько уж не попадался в руки такой живой, непосредственный, задорный, молодой и в то же время традиционный, коренной "черный"блюз. Крис Томас Кинг, 29–летний сын знаменитого блюзмена из Луизианы ТэббиТомаса (Tabby Thomas) придает ...
Говоря по существу, данную программу в качестве джазовой рассматривать если вообще нельзя, то во всяком случае — сложно. И хотя многие темы Барта Бахараха время от времени и используются джазменами в качестве основ для импровизаций, совместная ...
Для многих творческих людей из британских доминионов путьк международному успеху можно изобразить, перефразируя Михал Михалыча Жванецкого :нужно "окончить", скажем, Новую Зеландию, затем "поступить"в Англию, "закончить" ее, "поступить" в США и там ...
Альбом Питера Фэнда, название которого означает «Посвящение», представляет собой редкостный экземпляр медитативной музыки. Музыкант играетна kora. Эта древняя, очень своеобразно звучащая двадцатиоднострунная (!)лютня пришла к нам из Западной Африки. ...
Знаете, я слышал традиционный джаз в самых разнообразнейших аранжировках и исполнениях и как-то привык, что ничего нового никому там сказать уже не удастся. К счастью, я ошибался. Самое забавное как раз заключается в том, что и музыка, и песенный ...
Интереснейший альбом, название которого, на мой взгляд, точнее бы отражалоего суть в таком виде: "Visions Of Music. World + Jazz". Слушательне найдет здесь обзора того, как играют, скажем, джазовый мейнстрим, традициюили авангард в Нью-Йорке, Москве ...
Вам наверняка знакома такая ситуация: случайно попавшийв руки журнал — то ли в вокзальном зале ожидания, то ли в захолустной библиотекезаштатного дома отдыха. А в журнале — интереснейшая проза, захватывающая,умная, но... опубликованная ...
Не знаю, как оценивает прошедший год сам Вячеслав Горский, но, глядясо стороны, нельзя не признать его весьма урожайным в творческом плане.Во всяком случае, те планы, которыми делился музыкант в своем интервью"Jazz–квадрату" (см. #8/98), в ...
Молодой тенор-саксофонист Элиас Хаслангер — восходящаязвезда американского джаза. В прошлом году он был первым в номинации «Джазовый солист (тенор-саксофон)» в 20-м ежегодном студенческом пуле журнала «Downbeat».Элиас — ученик Дика Оутса (Dick ...
О том, что финны делают классный джаз, я знал только по слухам. Но никакне предполагал, что их джаз такого высочайшего уровня! Саксофониста Эсу Петила (Esa Pietila) и трубача Андерса Бергкранца (AndersBercrantz) (он, правда, немец, но все остальные ...
Каждый год в дни Рош-Хашана, иудейского Нового года, обычноэто бывает в сентябре, в синагогах всего мира трубят в особый рог — шофар,символизируя, что Господь приступил к оценке деяний людских в прошедшемгоду и определению их судеб на год ...
Прославленный пионер "ЕСМ", норвежский саксофонист Ян Гарбарек создал великолепный двойной музыкальный монумент к 30–летнему юбилею самого производительного издательства тончайших и красивейших звуков современной музыки. Как известно, Ян Гарбарек ...