Не очень продолжительная по времени, но содержательная программа молодого, 1968 года рождения, барабанщика, который не только лидер коллектива, что само по себе и не ново, но и автор всего записанного репертуара. А вотэто уже - явление редкое.
Впрочем, тому есть свои объяснения: начинал Маркус Кетола как пианист, но потом сменил клавиши на палочки. И преуспел, поиграв вместе с ведущими музыкантами Финляндии, а в джаз-оркестре UMO - и с такими звездами, как Ловано, Скофилд, Майкл Брекер. Его нынешний состав называется "Tila Ensemble", а данный альбом - первый в его биографии, изданный при помощи двух благотворительных организаций, одна из которых - Фонд для финской музыки. В Беларуси я тоже знаю один подобный фонд, но поддерживает он не джаз, а хоккей...
Однако вернемся в Финляндию, где с хоккеем давно полный порядок. Ранее скандинавский джаз, в том числе и финский, представлялся мне явление мчисто локальным, как бы замкнутым на самом себе: эдакая спокойная, дистиллированная, неторопливая музыка. Ан нет! Вслед за звездами хоккея там выросло уже и поколение звезд джаза. Маркус Кетола - из их числа. Может, звезда пока не во всем своем блеске, но, как говорят, уже на подходе к тому.
Записанный на альбоме материал очень разнообразный по настроениям и ритмике. В целом, скандинавский дух здесь узнается, некоторая созерцательность в музыке присутствует, но эта музыка красива и в то же время не пуста, как это часто случается с записями многих американских музыкантов. Только потому, что музыка Кетолы несет в себе дух, она теплая и наполнена явно ощутимым дыханием родной земли, действительно талантливая по темам и своеобразная по аранжировкам. Яркие примеры тому - пьесы "Echoes, Shadows","Ballad For Drums", "The Last..." Последняя - вообще финское чудо, посильнее маргарина "Рама" будет. А закрывает альбом исполненная хором коротенькая пьеска "Accounting" - явный отзвук предыдущей работы Кетолы для струнного квартета и джазовых ударных.
Судя по фото, с Кетолой играют музыканты приблизительно одного с ним возраста. Наиболее известен из них в Финляндии саксофонист Юкка Перко, которого еще называют "Литтл Берд". Ну, до Берда еще лететь и лететь, оттачивая, в первую очередь, верха, но играет он местами с таким вкусным настроением, что хочется тут же бежать искать окно на финской границе. Одним словом, по-настоящему творческая, сильная работа на европейском уровне. Полного восхищения, может, и не вызовет, но слушается с удовольствием.
℗ 1998 Lake End Production
10 tks / 42 mins
(Markus Ketola - dr., perc.; Jukka Perko - saxes; Samuli Mikkonen -p; Ari-Pekka Anttila - b)
На обратной стороне этого диска честно написано: «NewMusic / Free Improvisation». Надпись даже выделена красным цветом. Надосказать, совершенно нелишнее предупреждение, потому что музыку британскогодуэта Коксхилл (сопрано-саксофон) — Уэстон ...
Музыкальный язык этого альбома весьма непрост, но в то же время — неутомляет искусственными экспериментами в области барабанных перепонок.При этом следует заметить, что изданная музыка безусловно заслуживает большого внимания как одно из достаточно ...
Серьезно, серьезно и еще серьезнее — так можно вкратцеописать стиль этого типично европейского биг-бэнда. Признаю, деление на европейское и американское звучание уже изрядно набило оскомину, но всеже традиции различаются, и никуда от этого не ...
Так получается, что эта рецензия будет чем-то вроде некролога. Последний, изданный в начале 1998 года альбом Томаса Чапина дошел до нас уже после его безвременной смерти — ему было всего 40, и он знал о том,что медленно умирает. И хотя музыка с ...
Бесценный, замечательный подарок для нас, сентиментальных и патриотичных"совочков", — внушительная, красиво оформленная коробочка с двумя компакт–дисками, вкладышем внутри с подробной информацией и торжественной подписью снаружи: "Юрий Саульский ...
Боюсь навлечь на себя праведный гнев больших любителей творчества Джорджа Дюка, но, тем не менее и ради правды, и ничего, кроме правды, обязан сказать:Джордж Дюк — не "мой" музыкант. То есть это, конечно, джаз, нов такой попсовой упаковке, что его ...
Весьма оригинальный проект, представляющий собой worldmusic в очень нестандартной упаковке из самых современных компьютерных звучаний в сочетании со старинными европейскими или экзотическими народными инструментами стран Азии и Южной Америки. Под ...
Под эту ласковую и успокаивающую музыку, созданную в уютной атмосфере московского "М-бара", нужно отдыхать, эпизодически она может служить даже фоном для неторопливой беседы. Встречается здесь, правда, и джаз-роковая тема, и спиричуэлс, но все это ...
Проекты, посвященные памяти ушедших гигантов, не новостьв мире джаза. Достаточно вспомнить хотя бы альбом и концертный тур, сделанныемузыкантами, работавшими с Майлсом Дэвисом. Идея представить слушателям"Наследие Арта Блэйка" (название данного ...
Этот альбом издан в любопытной серии записей исполнителей на фортепиано,которая, судя по всему, должна представлять творчество музыкантов, работающихв разных стилях. Иными словами, серия, об объемах которой можно пока толькодогадываться, задумана ...
Итальянского пианиста Антонио Фарао (р.1965) мне до сих пор доводилосьслышать лишь однажды — на пластинке трубача Франко Амброзетти "LightBreeze". И вот — новая встреча, где Антонио выступает уже не в качествесайдмена, а как автор всех ...
Если назвать джазфэну фамилию Коулмен, то ему, конечноже, сразу в голову придет образ великолепного и неувядаемого Орнетта. Новедь есть еще и Джордж Коулмен, и в связи с новым его альбомом у нас естьповод вспомнить о нем. Тенор- и ...