Не очень продолжительная по времени, но содержательная программа молодого, 1968 года рождения, барабанщика, который не только лидер коллектива, что само по себе и не ново, но и автор всего записанного репертуара. А вотэто уже - явление редкое.
Впрочем, тому есть свои объяснения: начинал Маркус Кетола как пианист, но потом сменил клавиши на палочки. И преуспел, поиграв вместе с ведущими музыкантами Финляндии, а в джаз-оркестре UMO - и с такими звездами, как Ловано, Скофилд, Майкл Брекер. Его нынешний состав называется "Tila Ensemble", а данный альбом - первый в его биографии, изданный при помощи двух благотворительных организаций, одна из которых - Фонд для финской музыки. В Беларуси я тоже знаю один подобный фонд, но поддерживает он не джаз, а хоккей...
Однако вернемся в Финляндию, где с хоккеем давно полный порядок. Ранее скандинавский джаз, в том числе и финский, представлялся мне явление мчисто локальным, как бы замкнутым на самом себе: эдакая спокойная, дистиллированная, неторопливая музыка. Ан нет! Вслед за звездами хоккея там выросло уже и поколение звезд джаза. Маркус Кетола - из их числа. Может, звезда пока не во всем своем блеске, но, как говорят, уже на подходе к тому.
Записанный на альбоме материал очень разнообразный по настроениям и ритмике. В целом, скандинавский дух здесь узнается, некоторая созерцательность в музыке присутствует, но эта музыка красива и в то же время не пуста, как это часто случается с записями многих американских музыкантов. Только потому, что музыка Кетолы несет в себе дух, она теплая и наполнена явно ощутимым дыханием родной земли, действительно талантливая по темам и своеобразная по аранжировкам. Яркие примеры тому - пьесы "Echoes, Shadows","Ballad For Drums", "The Last..." Последняя - вообще финское чудо, посильнее маргарина "Рама" будет. А закрывает альбом исполненная хором коротенькая пьеска "Accounting" - явный отзвук предыдущей работы Кетолы для струнного квартета и джазовых ударных.
Судя по фото, с Кетолой играют музыканты приблизительно одного с ним возраста. Наиболее известен из них в Финляндии саксофонист Юкка Перко, которого еще называют "Литтл Берд". Ну, до Берда еще лететь и лететь, оттачивая, в первую очередь, верха, но играет он местами с таким вкусным настроением, что хочется тут же бежать искать окно на финской границе. Одним словом, по-настоящему творческая, сильная работа на европейском уровне. Полного восхищения, может, и не вызовет, но слушается с удовольствием.
℗ 1998 Lake End Production
10 tks / 42 mins
(Markus Ketola - dr., perc.; Jukka Perko - saxes; Samuli Mikkonen -p; Ari-Pekka Anttila - b)
Честно говоря, не известная мне до сих пор дама Джуди Рафат — очень отважная женщина, коль взялась за издание альбома, состоящего сплошь из композиций авторства легендарного Диззи Гиллеспи. Исполнять его музыку— непросто. Петь — задание ...
Стиль джазового валторниста, одного из сегодняшних российских лидеровджаза Аркадия Шилклопера весьма созвучный диссонансной коде тысячелетия,уже достаточно давно и четко определился. Это достаточно своеобразный авторскийджаз, который утвердил на ...
Группа интуитивной импровизации "Князь Мышкин" за девять лет записала уже больше десяти программ, в основном миниатюр, длиной в двадцать пять - тридцать минут. Вся их музыка рождается в "свободном полете"фантазии исполнителей - никаких повторений, ...
При всяком отсутствии внешней связи этот альбом американской пианисткиДжери Аллен почему–то напомнил мне последний прижизненный альбом ДжонаЛеннона — "Double Fantasy". И та, и другая работы посвящены темелюбви и словно пронизаны этим ...
Четырнадцать блюзовых команд отдали дань памяти своему коллеге, другу и вдохновителю Теодору "Hound Dog" Тэйлору. Онникогда не был так широко известен, как Мадди Уотерс или Альберт Кинг,но в Чикаго, где он провел на сцене разных блюзовых баров и ...
Smooth jazz, или оджазованная поп–музыка. Затрудняюсь с подбором инойдефиниции для проекта, где в соответствующей обработке звучат композиции Леннона и Маккартни ("Michelle"), Стиви Уандера ("Girl Blue"),Берта Бакарака ("The Look Of Love"). ...
Уверен, что для большинства любителей джазовой музыкина пост-советском пространстве понятия "Китай" и "джаз" пересекались лишь в связи с шанхайским периодом деятельности оркестра Олега Лундстрема. И вот первая (для автора этих строк) встреча с ...
Если вы питаете слабость к свободной импровизационной музыке, то, возможно, вас заинтересует этот диск. Конечно, это не фри–джаз начала 60–х, а скорее, продукт его эволюции за истекшие сорок лет. А так как эволюционировали за эти годы и ...
Это очень хороший альбом со спокойной, качественной и красивой музыкой,записанный настоящими мастерами своего дела, известными в джазовом мире достаточно давно и широко. Но недаром, характеризуя общее настроение альбома, на первое место я поставил ...
На диске написано: "Фил Минтон — вокал соло". В уголке мелкими буквами добавлено: "Новая музыка / (большей частью) свободная импровизация". Ну, думалось перед прослушиванием, свободная, так свободная — мало ли мы их, различных, слышали. Как ...
Итак, похоже, я могу теперь считать себя полноправным музыкальным обозревателем журнала "JAZZ-квадрат"! Ведь когда тебе доверяют прорецензировать альбом с эйсид-джазом, это можно сравнить со своего рода обрядом инициации, посвящения в настоящие ...
Один из самых знаменитых джазовых лейблов представляет нам CD с архивными записями одного из виднейших тенористов хард–бопа — Бенни Голсона. Здесь перезаписаны на "цифру" материалы двух сессий сорокалетней давности, ноября и декабря 1958 года, ...