Ну очень любят в Европе полуфилармонический, околоджазовый авангард, ничего тут не поделаешь. Во всяком случае, рекомендовать этотдиск поклонникам чистого джаза можно только в том случае, если они любятеще и современную классику. Потому как "Мед и пепел" (именно так переводится название альбома) имеет гораздо больше общего с произведениями Карл-Хайнца Штокхаузена, Ральфа Либерманна или Джона Адамса, нежели Орнетта Коулмена или Сесила Тейлора.
Состав бэнда, кстати, немаленький и включает в себя две трубы, два тромбона, два саксофона, двух вокалисток, скрипку, аккордеон,никельарпу, контрабас, ударные и перкуссию. Саксофоны часто заменяютсянизкоголосыми деревянными духовыми, вроде бас-кларнета. Музыкальный коллективдовольно интернационален — тут есть и немцы, и итальянцы, и французы. Композитори руководитель ансамбля — Микаэль Ресслер — давно и успешно сотрудничаеткак с новыми классиками, такими, как Джон Кэйдж, так и с джазистами вродеКарлы Блей. Он делает музыку на стыке всех современных стилей и не любиткак-то конкретно определять ее.
Итак, включаем проигрыватель, усилитель, ставим диск,садимся, и... сразу за несколькими мощными аккордами всего оркестра вдругвозникают какие-то отрывистые вокальные всплески-речитативы, произносимыеобеими певицами в унисон, перемежаемые негромким бормотанием, приговариванием,и все это постепенно становится все более и более ритмичным, четким, добавляютсяразные духовые, бас, ударные, скрипка, аккордеон, и джазовые мотивы усиливаютсяи крепнут. Но вот ритмы стихают, и под монотонное басовое остинато начинаетсямрачная неспешная перекличка труб, тромбонов, почти что оперного вокала,которая сменяется совсем уж невероятной смесью джазовых ударных, классическогопения и минималистически решенных партий духовых, повторяющих с небольшимивариациями одну и ту же фразу.
В дальнейшем с музыкой происходит множество метаморфоз, но она в основном остается в русле классик-авангарда, сдобренного джазовымиритмами. Выделить какие-то вещи особо не представляется возможным, потомучто их границы четко не обозначены, и иногда кажется, что началась следующаяпьеса, ан нет — всего лишь произошла смена настроения и образа. Можно сказать,что альбом построен по симфоническому принципу: его части плавно и поройнезаметно перетекают одна в другую. Если говорить в общем, то мне показаласьболее интересной завершающая часть — приблизительно две последние композиции.Они наименее эклектичны, довольно строги, и в них лучше прослеживаетсямелодическая линия.
Вся музыка на диске достаточно сложна, а коллектив можнопо праву назвать большим оркестром, причем, судя по буклету, дирижера внем нет. Интересно было бы посмотреть собственными глазами, как четырнадцатьчеловек без него справляются. Наверное, любопытная картина!
О пианисте Джонни Варро, несмотря на его почтенный возраст, мы мало что знаем - впрочем, как и о многих других белых американских музыкантах.А он, тем не менее, очень приглашаем в джазовом мире и вообще - в джазес детства. Еще подростком Джонни ...
Все добрые слова, найденные шеф-редактором «Jazz-Квадрата» Е.Долгих, когда он писал о безвременной кончине американского джазового музыканта Томаса Чапина (Thomas Chapin) в 5/98, вспомнились мне, едва я поставил этот альбом в свой ...
В шестидесятые-семидесятые годы музыкальный мир был захвачен волной увлечения Индией, но все как будто забыли, что, кроме Индии, естьеще много самого разнообразнейшего народного музыкального творчества. Ивот в последние десять-пятнадцать лет вместе ...
К столетию со дня рождения гениального мелодиста Джорджа Гершвина вышлоуже не меньше десятка альбомов. Уж больно хорош повод собрать вместе звезд,чтобы поиграть и попеть прекрасные, хорошо известные и любимые широкойпубликой темы. Диск Хэрби ...
Джо Биэрд, автор этого проекта, — чрезвычайно нетипичный блюзмэн. Выходец из самого что ни есть блюзового штата Миссисипи, он слышал эту музыку с детства, но сам не делал попыток играть или петь блюз. Такое желание возникло в 1962 году, в ...
С восьмого по одиннадцатый век вся Европа дрожала в ужасе перед опустошительныминашествиями свирепых и беспощадных викингов. Минули столетия. И вот, внаше цивилизованное время, уже более сорока лет датские викинги вновь совершают набеги на многие ...
Одной из наиболее известных групп в мировом джазе 60-хгодов было трио Уинтона Келли, усиленное знаменитым гитаристом Уэсом Монтгомери. По примеру этого коллектива ныне не менее знаменитый басист Рэй Браун создал собственное "усиленное" трио, ...
Жаль, очень жаль, что я только сейчас услышал эту запись. Мое несколько скептическое отношение к Курехину могло бы поколебаться несколько раньше. Рискую навлечь на себя гнев почитателей его таланта, но не могу не признаться: все, слышанное мной из ...
Элитарный альбом. Элитарный как в силу специфики записанного на нем материала, так и в силу особенностей творческого почерка автораи потенциального круга его слушателей. Сын докера-шотландца из североирландского Белфаста появился на сцене сначала в ...
Название альбома редко настолько точно отражает его сущность, как это произошло здесь: «Собственной персоной» — емко, лаконично и почтиисчерпывающе. Пианист, певец и композитор Дэйв Фришберг на этот раз вседелает сам — поет, аккомпанирует самому ...
Когда тебе предстоит слушать фортепианный дуэт, даже если это происходитне на концерте, а в аудиоварианте, от склонившихся каждый над своей клавиатурой,как гонщики перед стартом, пианистов ждешь каких-то элементов шоу. Здесьпочти неизбежен оттенок ...
Познакомившись в предыдущем номере "Jazz-Квадрата" с канадским пианистом Гленом Холлзом и тем, что он играет сегодня, на этот раз мы можем полюбопытствовать, что же он делал вчера. Вчера — это значит два года назад, в принципе, совсем недавно, ...