Бася Шектер — лидер ансамбля "Дочь Фараона", основавшая его в середине 90-х годов в Нью-Йорке, судя по всему человек не просто талантливый, но еще и чрезвычайно энергичный, деятельный и даже дерзкий в своих творческих устремлениях. Согласитесь, чтобы положить на музыку тексты из библейских книг — "Экклезиаст", "Исход", "Песнь Песней" (названия даны в более привычной большинству читателей христианской традиции), причем на музыку, густо замешанную на ближневосточной (арабской, турецкой), индийской и африканской ритмике, нужна определенная смелость.
При этом из музыки Шектер не уходит и ее собственный духовный опыт, почерпнутый из детства в традиционной еврейской семье из Нью-Йорка, пения в синагогах, ивритских и идишистских легенд и сказаний. Со всем этим багажом Бася изъездила и Марокко, и Египет, и Центральную Африку, и Турцию, изучая местную музыку, добавляя к освоенной с детства гитаре все новые и все более диковинные инструменты. Вернувшись из странствий в Нью-Йорк, она и основала ансамбль "Дочь Фараона", быстро ставший одним из заметных явлений в жизни местного нео-клезмерского движения.
Из всех его участников ансамбль Баси Шектер, благодаря разнообразнейшим восточным перкуссионным инструментам, наверное, самый экзотичный. Если не знать всего вышесказанного, то "Out Of The Reeds" можно принять за очередной альбом world music арабского или тюркского происхождения. И главная "фишка" группы именно в сочетании характерных восточных инструментовок и еврейской религиозной лирики. Данный диск — всего лишь второй в биографии ансамбля и первый на фирме "Knitting Factory". В его записи, помимо членов группы, участвовало и много приглашенных музыкантов, среди которых были Энтони Коулмэн и Мэтт Дариу, известные своим активным сотрудничеством с фирмой Майкла Дорфа.
Хотя и не все тексты композиций взяты непосредственно из Книги книг, но всем им присущ религиозный характер. Поют музыканты (а поют в группе почти все) не только на иврите, но и на идише ("Shnirele Perele"), а также на ладино-языке сефардов. Думаю, что их экспрессия, богатство тембров и интонаций в музыке в сложении с естественной тягой слушателя к чему-то новому и необычному, дадут этому диску и неплохую прессу, и определенный коммерческий успех.
И в заключение — пару слов об экзотическом названии группы. Здесь есть свое двойное дно. В Библии говорится о безымянной дочери фараона, нашедшей в камышах на берегу Нила колыбельку с младенцем Моисеем, подобравшей и воспитавшей его. Поздние еврейские комментаторы дали ей имя Бася, т.е. "дочь Бога". Таким образом "Дочь Фараона" — это еще и сама Бася Шектер, гитаристка и певица, музыкальный этнограф, сердце и душа этого коллектива.
Никогда бы не подумал, что от спонтанной импровизации, по- джазовому говоря, "собаки", можно получать такую гамму чувств и эмоций, как от дуэта Вапиров-Кузнецов. Современный фри-джаз в подавляющем большинстве своем либо сух и рационален, либо ...
Второй альбом Антона Шварца отчасти похож на первый, однако... только с первого взгляда. Та же легкость восприятия, но музыка стала глубже и мудрее, ее уже сложно назвать поверхностной, как во многих фрагментах того альбома 1998 года "When Music ...
Почти два года назад (см. «Jazz-Квадрат», №1/99) мы говорили о дебютном альбоме итальянского пианиста Антонио Фарао на Enja. И вот вслед за Black Inside пришел черед Thorn. За прошедшие пару лет Фарао укрепил свою репутацию одного из ...
Фердинандо Ардженти (р.1954) — музыкант италоамериканского происхождения, как и Чик Кориа или Джо Ловано. Но в отличие от них, Ардженти родился не в Штатах, а на своей исторической родине, в старинном городе Пиза и лишь с середины 90-х, уже ...
Вряд ли в наших краях кто-нибудь слышал о певице и гитаристке с техасского побережья Мексиканского залива Барбаре Линн. Она дебютировала во времена по нынешним меркам просто доисторические – в 1962 году. И довольно громко – песня You'll ...
Стены наших подъездов пестрят граффити, где ожесточенно отстаивают достоинства своих любимцев рэпперы, металлисты и панки. Жив ли, умер ли, рок-н-ролл, похоже никого уже не интересует. Но на самом деле это не так, просто большинство рок-н-ролльщиков ...
Хорошо все-таки, что на джазовую сцену нельзя попасть «по блату». Здесь тоже существует понятие раскрутки, но оно носит совершенно иной смысл, чем, скажем, в российской поп-музыке, где чадолюбивые «папы Карло» с туго набитыми ...
Необычная творческая судьба у кубинского басиста и композитора Качао (подлинное имя — Израэль Лопес). Музыкантом он стал и большую часть своей долгой жизни (р.1918г.) провел на родном острове, оставаясь практически неизвестным за его ...
Необычная творческая судьба у кубинского басиста и композитора Качао (подлинное имя — Израэль Лопес). Музыкантом он стал и большую часть своей долгой жизни (р.1918г.) провел на родном острове, оставаясь практически неизвестным за его ...
Квартет итальянского саксофониста и бас-кларнетиста Карло Актиса Дато — постоянный гость нашего журнала в последнее время. И альбомы, и участие в Каунасском джаз-фестивале — казалось бы, отчего такое внимание к музыканту, откровенно говоря, ...
•Qosed Mountains" = два француза + два украинца + разговор каждого самим с собой. Слушатель допускается, но не навязывается. Музыка самодостаточна, и что бы ни происходило там у них, четверых путешественников, я слышал не рассказ о путешествии, ...
Коко Монтойю у нас любят многие, так что российское переиздание первого «аллигаторовского» альбома музыканта станет, думаю, приятным подарком для весьма широкой аудитории. Напомню, что этот альбом был в свое время самым успешным в ...