"...Я вам не скажу за всю Одессу, вся Одесса очень велика..." Вот и я не ручаюсь за всю Калифорнию, но вот за Сан-Диего спокоен: в этом городе фри-джаз есть. Суперблагоприятный климат и совместные усилия солнца, воздуха и воды подействовали расслабляюще отнюдь не на всех. Несмотря на то, что Калифорния имеет репутацию тесно связанного с голливудским кинопроизводством центра smooth-джаза а-ля Кенни Джи или Дэйв Грузин, здесь есть и спрос, и предложение на джазовую музыку, так сказать, в экстремальном варианте. Пару лет назад мы представляли вам серию дисков калифорнийского авангарда от фирмы "Nine Winds" (см. №2/98) и вот альбом ансамбля из Сан-Диего подтверждает эту тенденцию.
Все четверо участников ансамбля "Cosmologic" активно участвуют в джазовой жизни Южной Калифорнии, много играют в самых разных составах, имеют опыт участия в джазовых фестивалях (Робинсон) и свою, пока небольшую дискографию (Хаббард, Уолтон). Трое (Дессен, Робинсон, Уолтон) тесно связаны с деятельностью музыкального факультета Калифорнийского университета в Сан-Диего. Но главное, что объединяет всех четверых — это любовь к фри-джазу. Причем исповедуют его музыканты в самом кондовом, классическом варианте: к своим любимцам они относят Коулмэна, Колтрейна, Дольфи. И на данном альбоме, полностью авторском (композиции от Дессена, Робинсона и Хаббарда), одна из пьес, "С.Т.", посвящена еще одному корифею фри-джаза Сесилу Тейлору.
Не могу сказать, что музыка ребят из "Cosmologic" прозвучала для меня, как откровение. Несколько необычным выглядело сочетание саксофона и тромбона в качестве главных солирующих инструментов, да особо добрых слов заслуживает ударник Хаббард, чья ударная установка не только задавала темпоритм пьес, но и служила главным формообразующим элементом в этих достаточно длинных свободных импровизациях. В принципе структура исполненных группой композиций вполне ощутима и их форма достигла лишь, так сказать, периода полураспада, так что кому-то такой фри-джаз может показаться не совсем правоверным, но он значительно ближе к тому, что играли в 60-х, чем у авангардистов с восточного побережья. Похоже, в Сан-Диего бережнее относятся к традиции (да, Колтрейн это уже тоже своего рода традиция), чем в Нью-Йорке. По крайней мере, дебютный альбом "Cosmologic" позволяет сделать такие выводы.
2000 Circumvention Music
7 tks / 61 min
(Jason Robinson — sax; Michael Dessen — tb, gankogui bell; Scott Walton — b; Nathan Hubbard — perc;)
Похоже, наш, российский эйсид-джаз имеет неплохие перспективы. Во всяком случае, запись нового проекта Николая Винцкевича — Алексея Филимонова, по моему убеждению, одна из лучших в мире в этом жанре за последнее время. Ребята нашли тот баланс между ...
Первый сольный альбом почти шестидесятилетнего ветерана блюзовой сцены. Как-то вот так получилось, что, переиграв с целой толпой знаменитостей, он только сейчас решился на то, чтобы записать свою музыку. Все песни на этом диске — авторства Роджерса, ...
Спорный альбом. В том смысле, что спорить о нем будут поклонники разных стилей и все равно не придут к единому мнению. Фанк, рэггей, эйсид, соул, да и собственно джаз — в нем намешано столько всего, что сразу-то и непонятно, а для кого, собственно, ...
Весьма приятный альбом для любителей традиционной бэндовой музыки. 18 номеров программы — почти сплошь проверенная годами классика жанра, которая представляется Эриком Кунцелем и оркестром с непростым названием в оригинальных аранжировках Нелсона ...
Тяжело-басовый, гитарно-хардовый блюз-рок Крэйга Эриксона, похоже, не претендует ни на что, кроме мускульной энергетики на контрасте лирических отступлений. В основном он демонстрирует железные мышцы своих атлетических песен. Электрогитарные ходы ...
Джо Моррис — один из самых бескомпромиссных авангардных джазовых гитаристов. Его стихия — тотальный фри-джаз, свободный от каких бы то ни было структур и внешних схем. Спонтанная коллективная импровизация, выражающая мгновенные смены эмоционального ...
Третий по счету альбом молодого техасского блюзмена Криса Дуарте вышел самым ярким, мощным и хардовым из всех его работ. Крис слегка растерял доверие своих фанов после облегченного, с фанковым оттенком, предыдущего проекта "Tailspin Headwhak", но ...
Вот же случается: и вроде музыкант с солидным послужным списком, и партнеры у него во время записи — можно только мечтать, и запись преотличного качества, и репертуар разнообразный. А общее впечатление от работы — среднее. Идти на баррикады не ...
При всем уважении к замечательному певцу Кевину Мэхогэни, одному из самых сильных джазовых вокалистов мира, не он, на мой взгляд, стал главным героем этого альбома. И не ветеран-тромбонист Джимми Неппер, и не альт-саксофонист Чарльз Макферсон. И ...
"Спасибо Господу Всемогущему за то, что он позволил этим песням высоко, подобно орлам, взлететь над блюзовым миром и достичь сердец всех подлинных любителей блюза," — так высокопарно открывает свой новый альбом гитарист и певец Рой Гэйнс, ...
При желании можно провозгласить этот альбом, появившийся на грани веков, синтетической музыкой будущего, можно — предвестником конца джаза, а можно — неудачной и претенциозной халтурой. Все зависит от точек зрения, а они по поводу этого ...
У нового альбома Джона Скофилда короткое, как резкий выдох, название. По нему очень легко предположить, что здесь, как и в предыдущем, весьма успешном альбоме Скофилда "A Go Gо" (см. "Jazz-квадрат", № 9-10/ 98) царят фанковые настроения, которые ...