"...Я вам не скажу за всю Одессу, вся Одесса очень велика..." Вот и я не ручаюсь за всю Калифорнию, но вот за Сан-Диего спокоен: в этом городе фри-джаз есть. Суперблагоприятный климат и совместные усилия солнца, воздуха и воды подействовали расслабляюще отнюдь не на всех. Несмотря на то, что Калифорния имеет репутацию тесно связанного с голливудским кинопроизводством центра smooth-джаза а-ля Кенни Джи или Дэйв Грузин, здесь есть и спрос, и предложение на джазовую музыку, так сказать, в экстремальном варианте. Пару лет назад мы представляли вам серию дисков калифорнийского авангарда от фирмы "Nine Winds" (см. №2/98) и вот альбом ансамбля из Сан-Диего подтверждает эту тенденцию.
Все четверо участников ансамбля "Cosmologic" активно участвуют в джазовой жизни Южной Калифорнии, много играют в самых разных составах, имеют опыт участия в джазовых фестивалях (Робинсон) и свою, пока небольшую дискографию (Хаббард, Уолтон). Трое (Дессен, Робинсон, Уолтон) тесно связаны с деятельностью музыкального факультета Калифорнийского университета в Сан-Диего. Но главное, что объединяет всех четверых — это любовь к фри-джазу. Причем исповедуют его музыканты в самом кондовом, классическом варианте: к своим любимцам они относят Коулмэна, Колтрейна, Дольфи. И на данном альбоме, полностью авторском (композиции от Дессена, Робинсона и Хаббарда), одна из пьес, "С.Т.", посвящена еще одному корифею фри-джаза Сесилу Тейлору.
Не могу сказать, что музыка ребят из "Cosmologic" прозвучала для меня, как откровение. Несколько необычным выглядело сочетание саксофона и тромбона в качестве главных солирующих инструментов, да особо добрых слов заслуживает ударник Хаббард, чья ударная установка не только задавала темпоритм пьес, но и служила главным формообразующим элементом в этих достаточно длинных свободных импровизациях. В принципе структура исполненных группой композиций вполне ощутима и их форма достигла лишь, так сказать, периода полураспада, так что кому-то такой фри-джаз может показаться не совсем правоверным, но он значительно ближе к тому, что играли в 60-х, чем у авангардистов с восточного побережья. Похоже, в Сан-Диего бережнее относятся к традиции (да, Колтрейн это уже тоже своего рода традиция), чем в Нью-Йорке. По крайней мере, дебютный альбом "Cosmologic" позволяет сделать такие выводы.
2000 Circumvention Music
7 tks / 61 min
(Jason Robinson — sax; Michael Dessen — tb, gankogui bell; Scott Walton — b; Nathan Hubbard — perc;)
Данный альбом полностью является авторским проектом известного не только в Литве пианиста Дайнюса Пулаускаса — музыканта зрелого, опытного, руководителя собственного коллектива. Но в данном случае он использовал услуги вильнюсской студии фирмы ...
Этот альбом — прекрасный подарок всем тем, кто хотел бы получить представление о том, как, собственно, отмечают что-то вроде "Дажынак" (праздник сбора урожая) где-нибудь в тех странах, где нет колхозов, спущенных сверху планов по валовому сбору ...
В целом к фри-джазу я отношусь вполне терпимо, особенно в его сценическом воплощении, поскольку эту музыку трудно представить без визуальной поддержки: собственно музыкальный артистизм в области фри порой просто неотделим от артистизма исполнителей. ...
Очень непростая для восприятия программа музыканта, имя которого в последние годы практически всегда называется в числе тех, кто, собственно, двигает джазовую музыку вперед, не позволяя ей ни свалиться в объятия разного рода "смуса", ни уйти в ...
За названием "Toronto Art Ensemble" стоит очередной проект уже знакомого читателям нашего "CD-обзора" канадского джазового пианиста, композитора и педагога Глена Холлза. Проект громадный по масштабам не только джаза, но и академической музыки. Дело ...
"Weather Report" — это, с некоторой натяжкой, "Beatles" музыки фьюжн. Так же, как ливерпульская четверка, эта группа уже ушла в историю, оставив множество безутешных поклонников, так же она уже не сможет возродиться в своем звездном составе ...
Этот альбом — всего второй в творческой биографии интернационального квартета, собравшегося в январе 1995 года. Музыканты выступали на разогреве у Дидье Локвуда, Дейва Либмена, Клауса Игнацека. В составе группы — ирландец Фрэнки Роуз, итальянцы ...
На первом диске новой серии NOVA мюнхенского лейбла *Enja Rec." представлена запись нью-йоркского камерного Absolute Ensemble с программой актуальной академической музыки. (Про второй альбом из этой серии вы уже могли прочитать в CD-обзоре ...
Имя Ахмада Джамала еще не было столь известным, когда ему сильно повезло: его заметил Майлс Дэвис и так восхитился его игрой, что стал настоятельно советовать всем пианистам своей студии прислушиваться к нему. Подтверждением тому служит, например, ...
Гитарист Александр Виницкий, который родился в Омске, в джаз пришел достаточно легко, но вот издание этого альбома предваряли многие события. Он сначала начал играть джаз, а потом — ему учиться, что было, в целом, актом достаточно формальным. ...
Никогда бы не подумал, что от спонтанной импровизации, по- джазовому говоря, "собаки", можно получать такую гамму чувств и эмоций, как от дуэта Вапиров-Кузнецов. Современный фри-джаз в подавляющем большинстве своем либо сух и рационален, либо ...
Второй альбом Антона Шварца отчасти похож на первый, однако... только с первого взгляда. Та же легкость восприятия, но музыка стала глубже и мудрее, ее уже сложно назвать поверхностной, как во многих фрагментах того альбома 1998 года "When Music ...