В прошедшем году звукозаписывающая компания Narada Records порадовала слушателей изданием еще одного компакт-диска с записью волшебных мелодий, исполненных на большой японской бамбуковой флейте сякухати одним из самых выдающихся мастеров этого инструмента, дай шиханом (великим мастером) Райли Ли (Riley Lee). Райли Ли родился в северо-западном Техасе, где в местном университете его отец- китаец преподавал биологию, а мать-американка — английский язык. В 1966 году они всей семьей переехали на Гавайи, там Райли поступил в колледж и несколько раз посетил Японию, где и начал играть на сякухати. Впервые это случилось в 1971 году, когда его плановый трехмесячный визит в Японию превратился в долгие семь лет самозабвенной учебы и практики постижения собственной природы и инструмента. С 1973 по 1977 год Райли Ли путешествовал по миру в составе знаменитой группы японских барабанщиков Ondekoza (позднее сменившей название на Kodo), где был полноправным исполнителем на тайко — больших японских барабанах, и флейте сякухати. Он обучался у японских учителей по традиционным методам, включающим бег босиком по снегу на марафонские дистанции, омовения в ледяной воде и игру на флейте во время зимних метелей, под порывами ледяного ветра, причем играть надо было до тех пор, пока на другом конце инструмента от паров выдыхаемого воздуха не образуется сосулька.
Райли Ли прошел все испытания, и его преданность, стойкость и стремление к совершенству не остались незамеченными. В 1980 году он первым из иностранцев был удостоен титула Dai Shihan, "Великий Мастер" в традиции мастеров игры на сякухати, ведущей свое происхождение от "Комусе" — странствующих дзэн-буддийских монахов и священников периода Эдо. Компания Narada Records стала издавать виниловые пластинки с записью флейты Райли Ли в самом начале восьмидесятых. Тогда появились великолепные альбомы Satori и Oriental Sunrise — это была дзэн-буд- дийская музыка для медитации, исполненная в традиционной манере на сякухати и кото — японской цитре. Изданы были также кассеты с записью его музыки — в 1984 году компания Antiquity Records издала на кассетах три альбома Райли Ли Memories Of Japan, Empty Bells, и As The Water Flows — все в чисто традиционной манере, соло на сякухати, а позже, в 1990 году, были изданы на кассетах еще два альбома — Bush Clover The Moon и Dream Within A Dream. На этот раз в записи альбомов принимали участие музыканты, играющие на синтезаторах. В 1991 г. и позднее, в 1996 году, Narada Records переиздала на компакт-дисках альбом Oriental Sunrise, причем с превосходным качеством, а в 1997 году был переиздан альбом Satori, пожалуй, лучший из всех, но, к сожалению, то ли мастер-лента оказалась в плачевном состоянии, то ли процесс оцифровки прошел не совсем удачно, так или иначе качество записи этого альбома на компакт-дисках весьма далеко от совершенства. Виниловые диски был записаны лучше. Голландская компания Oreade так же издавала компакт-диски с музыкой Райли Ли где-то в начале или середине девяностых, но последним переизданием его великолепной медитативной музыки стал альбом Sanctuary — "Святилище", записанный в далеком 1984 и переизданный Narada Records в 2000 году.
Шестидесятиминутный альбом состоит из шести пьес, они неоднородны — каждая имеет свое собственное настроение. Альбом был записан дуэтом Райли Ли — сякухати, Берт Мун (Bert Moon) — кото, это как бы диалог двух инструментов, иногда динамичный и порывистый, иногда печальный и медленный. У названия альбома есть подзаголовок —"Музыка из сада Дзэн", а пьесы названы следующим образом: "Вечерний Туман", "В Монастырском Саду", "Лунные Тени", "Лунный Цветок", "Зимний Ветер" и "Утренняя Тишина". Названия говорят сами за себя и отражают настроение каждой пьесы. Музыка Дзэн — это всегда большая редкость, а музыка такого мастера, как Райли Ли, и подавно, так что каждый его альбом — это просто как слиток чистейшего золота, значение его трудно переоценить, ведь эта музыка может перевернуть и изменить всю Вашу жизнь, всю шкалу ценностей, конечно, если Вы достойны этого. Это и философия, и поэзия, и безмолвие одновременно. Это музыка духовного постижения, Райли Ли сам говорит нам об этом: "Духовная практика имеет первостепенное значение, музыка — вторична". И я полностью согласен с мастером. Я не знаю, издавался ли этот альбом ранее, в каталогах я его не встречал, но, так или иначе, это переиздание более ранней записи. На мой взгляд, это лучшее переиздание 2000 года.
Этот альбом — всего второй в творческой биографии интернационального квартета, собравшегося в январе 1995 года. Музыканты выступали на разогреве у Дидье Локвуда, Дейва Либмена, Клауса Игнацека. В составе группы — ирландец Фрэнки Роуз, итальянцы ...
На первом диске новой серии NOVA мюнхенского лейбла *Enja Rec." представлена запись нью-йоркского камерного Absolute Ensemble с программой актуальной академической музыки. (Про второй альбом из этой серии вы уже могли прочитать в CD-обзоре ...
Имя Ахмада Джамала еще не было столь известным, когда ему сильно повезло: его заметил Майлс Дэвис и так восхитился его игрой, что стал настоятельно советовать всем пианистам своей студии прислушиваться к нему. Подтверждением тому служит, например, ...
Гитарист Александр Виницкий, который родился в Омске, в джаз пришел достаточно легко, но вот издание этого альбома предваряли многие события. Он сначала начал играть джаз, а потом — ему учиться, что было, в целом, актом достаточно формальным. ...
Никогда бы не подумал, что от спонтанной импровизации, по- джазовому говоря, "собаки", можно получать такую гамму чувств и эмоций, как от дуэта Вапиров-Кузнецов. Современный фри-джаз в подавляющем большинстве своем либо сух и рационален, либо ...
Второй альбом Антона Шварца отчасти похож на первый, однако... только с первого взгляда. Та же легкость восприятия, но музыка стала глубже и мудрее, ее уже сложно назвать поверхностной, как во многих фрагментах того альбома 1998 года "When Music ...
Почти два года назад (см. «Jazz-Квадрат», №1/99) мы говорили о дебютном альбоме итальянского пианиста Антонио Фарао на Enja. И вот вслед за Black Inside пришел черед Thorn. За прошедшие пару лет Фарао укрепил свою репутацию одного из ...
Фердинандо Ардженти (р.1954) — музыкант италоамериканского происхождения, как и Чик Кориа или Джо Ловано. Но в отличие от них, Ардженти родился не в Штатах, а на своей исторической родине, в старинном городе Пиза и лишь с середины 90-х, уже ...
Вряд ли в наших краях кто-нибудь слышал о певице и гитаристке с техасского побережья Мексиканского залива Барбаре Линн. Она дебютировала во времена по нынешним меркам просто доисторические – в 1962 году. И довольно громко – песня You'll ...
Стены наших подъездов пестрят граффити, где ожесточенно отстаивают достоинства своих любимцев рэпперы, металлисты и панки. Жив ли, умер ли, рок-н-ролл, похоже никого уже не интересует. Но на самом деле это не так, просто большинство рок-н-ролльщиков ...
Хорошо все-таки, что на джазовую сцену нельзя попасть «по блату». Здесь тоже существует понятие раскрутки, но оно носит совершенно иной смысл, чем, скажем, в российской поп-музыке, где чадолюбивые «папы Карло» с туго набитыми ...
Необычная творческая судьба у кубинского басиста и композитора Качао (подлинное имя — Израэль Лопес). Музыкантом он стал и большую часть своей долгой жизни (р.1918г.) провел на родном острове, оставаясь практически неизвестным за его ...