В прошедшем году звукозаписывающая компания Narada Records порадовала слушателей изданием еще одного компакт-диска с записью волшебных мелодий, исполненных на большой японской бамбуковой флейте сякухати одним из самых выдающихся мастеров этого инструмента, дай шиханом (великим мастером) Райли Ли (Riley Lee). Райли Ли родился в северо-западном Техасе, где в местном университете его отец- китаец преподавал биологию, а мать-американка — английский язык. В 1966 году они всей семьей переехали на Гавайи, там Райли поступил в колледж и несколько раз посетил Японию, где и начал играть на сякухати. Впервые это случилось в 1971 году, когда его плановый трехмесячный визит в Японию превратился в долгие семь лет самозабвенной учебы и практики постижения собственной природы и инструмента. С 1973 по 1977 год Райли Ли путешествовал по миру в составе знаменитой группы японских барабанщиков Ondekoza (позднее сменившей название на Kodo), где был полноправным исполнителем на тайко — больших японских барабанах, и флейте сякухати. Он обучался у японских учителей по традиционным методам, включающим бег босиком по снегу на марафонские дистанции, омовения в ледяной воде и игру на флейте во время зимних метелей, под порывами ледяного ветра, причем играть надо было до тех пор, пока на другом конце инструмента от паров выдыхаемого воздуха не образуется сосулька.
Райли Ли прошел все испытания, и его преданность, стойкость и стремление к совершенству не остались незамеченными. В 1980 году он первым из иностранцев был удостоен титула Dai Shihan, "Великий Мастер" в традиции мастеров игры на сякухати, ведущей свое происхождение от "Комусе" — странствующих дзэн-буддийских монахов и священников периода Эдо. Компания Narada Records стала издавать виниловые пластинки с записью флейты Райли Ли в самом начале восьмидесятых. Тогда появились великолепные альбомы Satori и Oriental Sunrise — это была дзэн-буд- дийская музыка для медитации, исполненная в традиционной манере на сякухати и кото — японской цитре. Изданы были также кассеты с записью его музыки — в 1984 году компания Antiquity Records издала на кассетах три альбома Райли Ли Memories Of Japan, Empty Bells, и As The Water Flows — все в чисто традиционной манере, соло на сякухати, а позже, в 1990 году, были изданы на кассетах еще два альбома — Bush Clover The Moon и Dream Within A Dream. На этот раз в записи альбомов принимали участие музыканты, играющие на синтезаторах. В 1991 г. и позднее, в 1996 году, Narada Records переиздала на компакт-дисках альбом Oriental Sunrise, причем с превосходным качеством, а в 1997 году был переиздан альбом Satori, пожалуй, лучший из всех, но, к сожалению, то ли мастер-лента оказалась в плачевном состоянии, то ли процесс оцифровки прошел не совсем удачно, так или иначе качество записи этого альбома на компакт-дисках весьма далеко от совершенства. Виниловые диски был записаны лучше. Голландская компания Oreade так же издавала компакт-диски с музыкой Райли Ли где-то в начале или середине девяностых, но последним переизданием его великолепной медитативной музыки стал альбом Sanctuary — "Святилище", записанный в далеком 1984 и переизданный Narada Records в 2000 году.
Шестидесятиминутный альбом состоит из шести пьес, они неоднородны — каждая имеет свое собственное настроение. Альбом был записан дуэтом Райли Ли — сякухати, Берт Мун (Bert Moon) — кото, это как бы диалог двух инструментов, иногда динамичный и порывистый, иногда печальный и медленный. У названия альбома есть подзаголовок —"Музыка из сада Дзэн", а пьесы названы следующим образом: "Вечерний Туман", "В Монастырском Саду", "Лунные Тени", "Лунный Цветок", "Зимний Ветер" и "Утренняя Тишина". Названия говорят сами за себя и отражают настроение каждой пьесы. Музыка Дзэн — это всегда большая редкость, а музыка такого мастера, как Райли Ли, и подавно, так что каждый его альбом — это просто как слиток чистейшего золота, значение его трудно переоценить, ведь эта музыка может перевернуть и изменить всю Вашу жизнь, всю шкалу ценностей, конечно, если Вы достойны этого. Это и философия, и поэзия, и безмолвие одновременно. Это музыка духовного постижения, Райли Ли сам говорит нам об этом: "Духовная практика имеет первостепенное значение, музыка — вторична". И я полностью согласен с мастером. Я не знаю, издавался ли этот альбом ранее, в каталогах я его не встречал, но, так или иначе, это переиздание более ранней записи. На мой взгляд, это лучшее переиздание 2000 года.
Трубач из Милуоки Эдди Аллен пришел в джаз в начале 80-х годов. Как может судить по этой дате сам читатель, это уже весьма опытный музыкант, сложившийся мастер с определенными вкусами и своей индивидуальной манерой игры. Аллен работает в Нью-Йорке и ...
Еще один запевший инструменталист. Вы замечали, как охотно и легко берутся петь на сцене опытные джазмены-духовики? Неиграющие вокалисты редко могут сравниться с ними в импровизационной свободе и выигрывают за счет природных вокальных данных. Это, ...
С ансамблем "Ritual Trio" барабанщика и перкуссиониста Кахиля эль-Забара читатели уже встречались в № 6/98. У нынешнего их альбома, скоренько переизданного в России, не меньше достоинств. Очередной гость трио, знаменитый тенорист Фарао Сандерс ...
Альбом начинается с такой обезоруживающе-красивой мелодии, что кажется невозможным что-то об этом еще говорить, тем более, комментировать творчество, декларированное как романтическое. Попытаюсь лишь дать представление об этой музыке. К тому же, ...
Один из лучших европейских биг-бэндов своей лучшей программой представляет слушателям джазовую прогулку по Европе. Причем как тематически, так и по исполнителям. В оркестре собраны музыканты из восьми стран мира, которые волей композитора и ...
Двое старых блюзовых друзей встретились на одной клубной сцене в Сан-Франциско и припомнили свои молодые чикагские годы. Один из них — белый и более знаменитый Элвин Бишоп. Другой — черный Смоуки Смозерс. Он ныне не так знаменит, но зато был первым ...
Немецкий гитарист Андреас Виллерс сочиняет музыку, которая близка ко всем стилям сразу. Вернее, в ней есть элементы всех стилей — от диксиленда, блюза и рока до современной классики, но тем не менее суть всех композиций подлинно джазовая или, если ...
Первые три композиции фортепиано и саксофон играют только дуэтом, ударные подключаются позже. Половину альбома занимает самое объемное произведение: сюита в шести частях "Шесть заметок для нового тысячелетия", написанная по мотивам неоконченного ...
Если абстрагироваться от музыки, то названия программы и отдельных композиций этого проекта читаешь, как трактат по физике: "Закон преломления", "Стоячая волна", "Релятивистский момент" и так далее. Непросто и воспринимать музыку с этого диска, если ...
) Завораживающая, назойливая, мрачная, почти гипнотическая музыка. Если попытаться ее классифицировать, то она вынужденно попадает куда-то на границу между эмбиентом, электронным хаусом и минималистическим авангардом. Если пытаться ассоциировать ...
Мгновенно узнаваемое среди сотен других лицо великана джаза Луиса Армстронга в этом году особенно часто мелькает на обложках компакт-дисков. Столетие Сатчмо словно повторяет дискуссии по поводу встречи миллениума: для одних эта дата приходится на 4 ...
Типично классический, профессионально-виртуозно сработанный фламенко — как раз то, что сегодня в фаворе и широко популярно как на Западе, так и здесь. Это, конечно, гитарный дуэт, но в обрамлении разных экзотических перкуссионных конгос, бонгос и ...