В прошедшем году звукозаписывающая компания Narada Records порадовала слушателей изданием еще одного компакт-диска с записью волшебных мелодий, исполненных на большой японской бамбуковой флейте сякухати одним из самых выдающихся мастеров этого инструмента, дай шиханом (великим мастером) Райли Ли (Riley Lee). Райли Ли родился в северо-западном Техасе, где в местном университете его отец- китаец преподавал биологию, а мать-американка — английский язык. В 1966 году они всей семьей переехали на Гавайи, там Райли поступил в колледж и несколько раз посетил Японию, где и начал играть на сякухати. Впервые это случилось в 1971 году, когда его плановый трехмесячный визит в Японию превратился в долгие семь лет самозабвенной учебы и практики постижения собственной природы и инструмента. С 1973 по 1977 год Райли Ли путешествовал по миру в составе знаменитой группы японских барабанщиков Ondekoza (позднее сменившей название на Kodo), где был полноправным исполнителем на тайко — больших японских барабанах, и флейте сякухати. Он обучался у японских учителей по традиционным методам, включающим бег босиком по снегу на марафонские дистанции, омовения в ледяной воде и игру на флейте во время зимних метелей, под порывами ледяного ветра, причем играть надо было до тех пор, пока на другом конце инструмента от паров выдыхаемого воздуха не образуется сосулька.
Райли Ли прошел все испытания, и его преданность, стойкость и стремление к совершенству не остались незамеченными. В 1980 году он первым из иностранцев был удостоен титула Dai Shihan, "Великий Мастер" в традиции мастеров игры на сякухати, ведущей свое происхождение от "Комусе" — странствующих дзэн-буддийских монахов и священников периода Эдо. Компания Narada Records стала издавать виниловые пластинки с записью флейты Райли Ли в самом начале восьмидесятых. Тогда появились великолепные альбомы Satori и Oriental Sunrise — это была дзэн-буд- дийская музыка для медитации, исполненная в традиционной манере на сякухати и кото — японской цитре. Изданы были также кассеты с записью его музыки — в 1984 году компания Antiquity Records издала на кассетах три альбома Райли Ли Memories Of Japan, Empty Bells, и As The Water Flows — все в чисто традиционной манере, соло на сякухати, а позже, в 1990 году, были изданы на кассетах еще два альбома — Bush Clover The Moon и Dream Within A Dream. На этот раз в записи альбомов принимали участие музыканты, играющие на синтезаторах. В 1991 г. и позднее, в 1996 году, Narada Records переиздала на компакт-дисках альбом Oriental Sunrise, причем с превосходным качеством, а в 1997 году был переиздан альбом Satori, пожалуй, лучший из всех, но, к сожалению, то ли мастер-лента оказалась в плачевном состоянии, то ли процесс оцифровки прошел не совсем удачно, так или иначе качество записи этого альбома на компакт-дисках весьма далеко от совершенства. Виниловые диски был записаны лучше. Голландская компания Oreade так же издавала компакт-диски с музыкой Райли Ли где-то в начале или середине девяностых, но последним переизданием его великолепной медитативной музыки стал альбом Sanctuary — "Святилище", записанный в далеком 1984 и переизданный Narada Records в 2000 году.
Шестидесятиминутный альбом состоит из шести пьес, они неоднородны — каждая имеет свое собственное настроение. Альбом был записан дуэтом Райли Ли — сякухати, Берт Мун (Bert Moon) — кото, это как бы диалог двух инструментов, иногда динамичный и порывистый, иногда печальный и медленный. У названия альбома есть подзаголовок —"Музыка из сада Дзэн", а пьесы названы следующим образом: "Вечерний Туман", "В Монастырском Саду", "Лунные Тени", "Лунный Цветок", "Зимний Ветер" и "Утренняя Тишина". Названия говорят сами за себя и отражают настроение каждой пьесы. Музыка Дзэн — это всегда большая редкость, а музыка такого мастера, как Райли Ли, и подавно, так что каждый его альбом — это просто как слиток чистейшего золота, значение его трудно переоценить, ведь эта музыка может перевернуть и изменить всю Вашу жизнь, всю шкалу ценностей, конечно, если Вы достойны этого. Это и философия, и поэзия, и безмолвие одновременно. Это музыка духовного постижения, Райли Ли сам говорит нам об этом: "Духовная практика имеет первостепенное значение, музыка — вторична". И я полностью согласен с мастером. Я не знаю, издавался ли этот альбом ранее, в каталогах я его не встречал, но, так или иначе, это переиздание более ранней записи. На мой взгляд, это лучшее переиздание 2000 года.
Вот же случается: и вроде музыкант с солидным послужным списком, и партнеры у него во время записи — можно только мечтать, и запись преотличного качества, и репертуар разнообразный. А общее впечатление от работы — среднее. Идти на баррикады не ...
При всем уважении к замечательному певцу Кевину Мэхогэни, одному из самых сильных джазовых вокалистов мира, не он, на мой взгляд, стал главным героем этого альбома. И не ветеран-тромбонист Джимми Неппер, и не альт-саксофонист Чарльз Макферсон. И ...
"Спасибо Господу Всемогущему за то, что он позволил этим песням высоко, подобно орлам, взлететь над блюзовым миром и достичь сердец всех подлинных любителей блюза," — так высокопарно открывает свой новый альбом гитарист и певец Рой Гэйнс, ...
При желании можно провозгласить этот альбом, появившийся на грани веков, синтетической музыкой будущего, можно — предвестником конца джаза, а можно — неудачной и претенциозной халтурой. Все зависит от точек зрения, а они по поводу этого ...
У нового альбома Джона Скофилда короткое, как резкий выдох, название. По нему очень легко предположить, что здесь, как и в предыдущем, весьма успешном альбоме Скофилда "A Go Gо" (см. "Jazz-квадрат", № 9-10/ 98) царят фанковые настроения, которые ...
На самом деле это не Верхний Египет, а Нижний Нью-Йорк. Или так называемый Down Town, махровейший представитель которого Уэйн Хорвиц считается одним из наиболее передовых мультиклавишников современности. Если бы где-то в 70-х годах увидели этот его ...
Завершающая часть гигантского фри-джазового триптиха, созданного канадским пианистом Гленом Холлзом и его коллегами. С первыми двумя частями этого проекта "Jazz-Квадрат" уже знакомил своих читателей в №1-2/2000. Если во главу угла в понятии ...
Разумеется, столь экзотическое имя автор этого проекта получил не при крещении. Просто в 1959 г., в возрасте 11 лет, неизгладимое впечатление оставил у него концерт африканского ансамбля барабанщиков и танцоров под названием "Babatunde Olatunji And ...
Самый первый номер нашего журнала (№ 1/ 97) вышел с портретом Аркадия Шилклопера на обложке и под шапкой: "Первый сольный проект "Hornology" всемирно известного валторниста Аркадия Шилклопера — совершенно уникальная работа в истории ...
Склонность многих СНГ- ских джазовых музыкантов к латиноамериканским ритмам бесспорна и устойчива. Каждый воплощает ее по-своему, а вот Андрей Кондаков, в силу природной гигантомании, выбрал самый естественный путь: нашел хороших бразильских ...
Бася Шектер — лидер ансамбля "Дочь Фараона", основавшая его в середине 90-х годов в Нью-Йорке, судя по всему человек не просто талантливый, но еще и чрезвычайно энергичный, деятельный и даже дерзкий в своих творческих устремлениях. ...
Первый в жизни чикагского композитора и клавишника Джорджа МакРея альбом и одновременно первый релиз в истории совсем новой, организованной им же в январе 2000 года, фирмы звукозаписи. Вы наверняка представили себе молодого и полного надежд ...