А приятно, однако, время от времени возвращаться в молодость, вновь ощутить запах того времени, прелесть тех упругих, сочных и, как казалось тогда, единственно достойных существования ритмов! Уже за одно это огромное спасибо Ээро Койвистонену, сталкеру этого путешествия и фирме, организовавшей оное. Впрочем, обо всем по порядку.
В декабре, увы, уже далекого 1972 года я готовился к своей первой студенческой сессии. А другой студент, вышеупомянутый Ээро, вернулся из знаменитого бостонского Berklee College Of Music домой, в Финляндию, чуть перевести дух после разгрызки гранита джазовой науки на его родине. И у себя в Хельсинки Ээро записал между делом две пластинки, «3rd Version» и «Wahoo!». Если в первой финские критики услышали привычного им акустического Койвистойнена, то во второй они его просто не узнали! Мальчик подхватил за океаном самый модный тогда вирус: джаз-рок. Пластинка била электричеством не хуже оголенного электропровода! Вот ее-то и переиздали на «Warner Music Finland» в CD-варианте.
В специальном студийном проекте «Музыкальное сообщество» вместе с Койвистоненом участвовало полтора десятка финских музыкантов, да еще живший тогда в Швеции перкуссист латиноамериканского происхождения. Все вместе они как нельзя лучше отразили в проекте то упоение и тот энтузиазм, который охватил многих, в первую очередь молодых, джазовых музыкантов во всем мире — и в Хельсинки, и в Праге, и в Стокгольме, и в Москве — перед лицом новых возможностей, открывшихся с широким приходом в джаз электроники и рок-ритмов.
На мощной ритмической базе, создаваемой сразу двумя ударными установками и электрифицированными басом и клавишными, разнообразные саксофоны Койвистонена при поддержке электрогитар плетут сложные гармонические кружева. При этом в «Suite 19» и «Wahoo!» даже звук своего сопрано-сакса Ээро пропустил через электроусилитель и обработал рядом спецэффектов, включая педаль уа-уа. В Штатах Койвистонен явно много слушал черные группы от «Tamla Motown», а также супер-модные в те годы «Chicago» и «Blood, Sweat & Tears»: в свой проект он тоже пригласил довольно мощную духовую секцию, хотя у него она все-таки отошла на второй план перед солирующими саксофонами и гитарами.
И честное слово, и сегодня эта музыка не показалась мне наивной или старомодной: когда все сделано здорово и убедительно, джаз-рок вполне способен порадовать слушателя и тридцать лет спустя. Собственно, реализация этого переиздания в наши дни и говорит о том, что так думаю не я один.
И еще один нюанс, достаточно грустный. Переиздание Ээро посвятил тем участникам своего проекта, которые умерли за эти годы: Эско Линнавялли, Сабу Мартинесу, Матти Куркинену, Илкка Виллману, Эдварду Весале и Рейно Исоахо. Тогда, в 72-м они еще были молоды, энергичны, полны сил, идей, оптимизма и таланта. Такими и останутся для слушателей этого диска.
Новый шедевр всемирно известного синтезаторного гения. Обращаясь к истокам доисторических культур, Джон Серрье продолжает соединять в своей музыке Землю и Космос, на этот раз в соавторстве с флейтистом Гари Строутсосом. Тематически альбом "Hidden ...
Слишком много на сегодняшний день развелось королей блюза. Зато вот блюзовая королева только одна — и зовут ее Коко Тейлор. Так считает (с незначительным преувеличением) американский "Boston Globe". Все, кто не поверит в это, и возьмется слушать ...
Один из самых любопытных проектов прошедшего года. Помимо основного названия, Дон Байрон предпослал своей новой работе подзаголовок: "Arias And Lieder". И первый итальянский, и второй немецкий термины довольно красноречиво указывают на связь проекта ...
Трубач из Милуоки Эдди Аллен пришел в джаз в начале 80-х годов. Как может судить по этой дате сам читатель, это уже весьма опытный музыкант, сложившийся мастер с определенными вкусами и своей индивидуальной манерой игры. Аллен работает в Нью-Йорке и ...
Еще один запевший инструменталист. Вы замечали, как охотно и легко берутся петь на сцене опытные джазмены-духовики? Неиграющие вокалисты редко могут сравниться с ними в импровизационной свободе и выигрывают за счет природных вокальных данных. Это, ...
С ансамблем "Ritual Trio" барабанщика и перкуссиониста Кахиля эль-Забара читатели уже встречались в № 6/98. У нынешнего их альбома, скоренько переизданного в России, не меньше достоинств. Очередной гость трио, знаменитый тенорист Фарао Сандерс ...
Альбом начинается с такой обезоруживающе-красивой мелодии, что кажется невозможным что-то об этом еще говорить, тем более, комментировать творчество, декларированное как романтическое. Попытаюсь лишь дать представление об этой музыке. К тому же, ...
Один из лучших европейских биг-бэндов своей лучшей программой представляет слушателям джазовую прогулку по Европе. Причем как тематически, так и по исполнителям. В оркестре собраны музыканты из восьми стран мира, которые волей композитора и ...
Двое старых блюзовых друзей встретились на одной клубной сцене в Сан-Франциско и припомнили свои молодые чикагские годы. Один из них — белый и более знаменитый Элвин Бишоп. Другой — черный Смоуки Смозерс. Он ныне не так знаменит, но зато был первым ...
Немецкий гитарист Андреас Виллерс сочиняет музыку, которая близка ко всем стилям сразу. Вернее, в ней есть элементы всех стилей — от диксиленда, блюза и рока до современной классики, но тем не менее суть всех композиций подлинно джазовая или, если ...
Первые три композиции фортепиано и саксофон играют только дуэтом, ударные подключаются позже. Половину альбома занимает самое объемное произведение: сюита в шести частях "Шесть заметок для нового тысячелетия", написанная по мотивам неоконченного ...
Если абстрагироваться от музыки, то названия программы и отдельных композиций этого проекта читаешь, как трактат по физике: "Закон преломления", "Стоячая волна", "Релятивистский момент" и так далее. Непросто и воспринимать музыку с этого диска, если ...