Канадский пианист и композитор Глен Холлз для постоянных читателей нашего журнала — фигура уже достаточно хорошо знакомая. В «CD - Обзоре» проходила информация об альбомах, записанных им как под собственным именем, так и в рамках «Toronto Art Ensemble». Холлз — музыкант чрезвычайно плодовитый, а может быть именно 2000-й год оказался для него годом повышенной творческой активности. Как бы там ни было, но за прошедший год он реализовал не только огромный фри-джазовый триптих (3 CD), но и альбом «Вслед за мыслями», который мы представляем сегодня.
Холлз любит обстоятельные, развернутые полотна, где основные мелодические линии ветвятся, как крона мощного дерева и есть достаточный простор для сольных импровизаций. Не случайно и на этом, почти часовом диске, разместилось всего четыре пьесы. Глен является автором всех четырех, но как исполнитель присутствует лишь в двух.
«FunKay» и «FunKL» играет то же трио, что записывало и его альбом 1999 года «Мимолетные мысли» (чувствуете преемственность в названиях?): с Холлзом здесь работают басист Джеймс и барабанщик Доминелли. Однако стилистически эти пьесы больше напоминают его еще более ранний диск «Lafas Tafa»: очень жесткий, фанковый ритм и длинные сольные вариации Холлза на электронных клавишных, разделенные робкими высказываниями акустического фортепиано. Два больших сочинения написаны Холлзом для других инструментов и других исполнителей. В восьмиминутной «Risoluto» гитарист Алекс Данн на акустическом инструменте демонстрирует хорошую технику и хорошую эрудицию, здесь витают тени многих гитарных знаменитостей, мне же показалось, что особенно неравнодушен музыкант к Джону Аберкромби. Почти восемнадцать минут длится другое сочинение Холлза, «Вариации для струнного трио», написанное скорее в академической традиции.
Программа диска выстроена таким образом, что обе композиции трио Холлза разделены чуть выше упомянутыми сочинениями, что придает альбому своеобразную прелесть. Ощущения слушателя сродни пребыванию под контрастным душем: от горячей динамики к холодной сосредоточенности. Не поручусь, что после прослушивания диска вы почувствуете, как после душа, необычайный прилив бодрости, но приятные ощущения он также вполне способен оставить.
2000 Spaceless Time Records
4 tks/ 58 mins
(G.Halls - p, keyb, horns; Dale James - b; Sandro Dominelli - dr; Alex Dunn - ac. g; Barb McDougall - vln; Kenji Buse - vla, Martin Bonham - vlc;)
Еще один запевший инструменталист. Вы замечали, как охотно и легко берутся петь на сцене опытные джазмены-духовики? Неиграющие вокалисты редко могут сравниться с ними в импровизационной свободе и выигрывают за счет природных вокальных данных. Это, ...
С ансамблем "Ritual Trio" барабанщика и перкуссиониста Кахиля эль-Забара читатели уже встречались в № 6/98. У нынешнего их альбома, скоренько переизданного в России, не меньше достоинств. Очередной гость трио, знаменитый тенорист Фарао Сандерс ...
Альбом начинается с такой обезоруживающе-красивой мелодии, что кажется невозможным что-то об этом еще говорить, тем более, комментировать творчество, декларированное как романтическое. Попытаюсь лишь дать представление об этой музыке. К тому же, ...
Один из лучших европейских биг-бэндов своей лучшей программой представляет слушателям джазовую прогулку по Европе. Причем как тематически, так и по исполнителям. В оркестре собраны музыканты из восьми стран мира, которые волей композитора и ...
Двое старых блюзовых друзей встретились на одной клубной сцене в Сан-Франциско и припомнили свои молодые чикагские годы. Один из них — белый и более знаменитый Элвин Бишоп. Другой — черный Смоуки Смозерс. Он ныне не так знаменит, но зато был первым ...
Немецкий гитарист Андреас Виллерс сочиняет музыку, которая близка ко всем стилям сразу. Вернее, в ней есть элементы всех стилей — от диксиленда, блюза и рока до современной классики, но тем не менее суть всех композиций подлинно джазовая или, если ...
Первые три композиции фортепиано и саксофон играют только дуэтом, ударные подключаются позже. Половину альбома занимает самое объемное произведение: сюита в шести частях "Шесть заметок для нового тысячелетия", написанная по мотивам неоконченного ...
Если абстрагироваться от музыки, то названия программы и отдельных композиций этого проекта читаешь, как трактат по физике: "Закон преломления", "Стоячая волна", "Релятивистский момент" и так далее. Непросто и воспринимать музыку с этого диска, если ...
) Завораживающая, назойливая, мрачная, почти гипнотическая музыка. Если попытаться ее классифицировать, то она вынужденно попадает куда-то на границу между эмбиентом, электронным хаусом и минималистическим авангардом. Если пытаться ассоциировать ...
Мгновенно узнаваемое среди сотен других лицо великана джаза Луиса Армстронга в этом году особенно часто мелькает на обложках компакт-дисков. Столетие Сатчмо словно повторяет дискуссии по поводу встречи миллениума: для одних эта дата приходится на 4 ...
Типично классический, профессионально-виртуозно сработанный фламенко — как раз то, что сегодня в фаворе и широко популярно как на Западе, так и здесь. Это, конечно, гитарный дуэт, но в обрамлении разных экзотических перкуссионных конгос, бонгос и ...
Настоящее имя Рэя Армандо — Реймонд Орчард, а псевдоним "Армандо" он взял, чтобы подчеркнуть уважение к своему кумиру — кубинскому перкуссионисту Армандо Перазе. Рэй родился не в Южной Америке, а в Бруклине, районе Нью-Йорка, и начинал в 50-е годы, ...