Черт те что, а вместо бантика сбоку, этот проект украшает кинорежиссер с мировым именем Эмир Кустурица, вынесенный первым номером на обложку альбома. Параллельно со съемками увенчанных лаврами различных фестивалей лент «Папа в командировке», «Подполье», «Время цыган», Эмир не менее серьезно занимается музыкой, играя на гитаре в ансамбле «No Smoking Orchestra», появившимся в Сараево еще в коммунистические времена, когда Югославия была единой.
Попытка определить стилистику музыки этого коллектива неотвратимо вызывает отъезд крыши, поэтому приходится просто верить на слово Д-ру Неле Караджичу (наряду с Эмиром главному идеологу группы), который называет этот стиль просто Унца-Унца. В нем равномерно перемешаны и панк-рок, и джаз, и фольклор чуть ли не всего Балканского полуострова, причем все это для дополнительной остроты ощущений сдобрено лошадиной дозой перца в виде музыки местных цыган. Что и говорить, смесь получается весьма жгучая, в чем можно убедиться не только слушая диск, но и вспомнив последнюю ленту Кустурицы «Белая кошка, черный кот», где играл ансамбль.
Но причина остроты не только в этом. Стеб и провокация, музыкальная, политическая и идеологическая — это стихия группы и издеваются музыканты над всем и вся. При товарище Тито власти реагировали на это достаточно нервно, а сегодня, в чудовищном раздрае и разладе, постигшем Югославию, группа действует скорее в стиле зайцев из популярной никулинской песенки: «А нам все равно ... в самый жуткий час косим трын-траву!» При косьбе достается всем и вся: от безвиннейших шекспировских героев Ромео и Джульетты (Was Romeo Really A Jerk), до сытого германского бюргера - ксенофоба (Gruss Gott Trauer).
Поют в этом альбоме аж на пяти языках: сербскохорватском, английском, русском, немецком и, разумеется, на цыганском. Сочетание в одной песне нескольких языков подчас придает стебу No Smoking Orchestra дополнительный эффект: к примеру, в Devil In The Business Class дьявол изъясняется на английском (привет от Rolling Stones: Sympathy To The Devil), а под его соло женские голоса нежно выпевают по-русски «Во поле березонька стояла».
Вроде бы на первый взгляд и нечего этому альбому делать в нашем журнале, но, думаю, и джазфэн, и блюзмен, и любитель world music, найдут для себя что-нибудь интересное в новой работе обаятельных музыкальных хулиганов, среди которых сияет мировая знаменитость, пусть и «из другой оперы».
(p) 2000 Cabiria
© 2000 Barclay
16 tks/ 64 mins
(Stibor Kusturica - dr, perc; Glava The Head Markovski - b, bass balalaika; Nenad Gajin Goce - g; Emir Kusturica - g; Her Dralle Draugentaller - keyb; Alexander The Great Balaban - tuba; Nesho Blackbird Petrovic - sax; Zoki Miloshevic - acc; Dejan Sparavalo - violina; Dr Nelle Karajic - voc; with additional musicians;)
Леонид АУСКЕРН