Похоже, наш, российский эйсид-джаз имеет неплохие перспективы. Во всяком случае, запись нового проекта Николая Винцкевича — Алексея Филимонова, по моему убеждению, одна из лучших в мире в этом жанре за последнее время. Ребята нашли тот баланс между компьютерным и живым звучанием, который дает ощущение новизны, а самое главное, они играют все же полноценный джаз. Хотя с этим трудно будет согласиться тому, кто привык к традиции и бопу, но ничего не поделаешь — таковы сегодняшние реалии жанра. Компьютерные сэмплированные жесткие ритмы, активное использование разных синтезаторов, программируемый бас — казалось бы, здесь не до джаза... Ан нет, оказывается, все современные технологии, используемые в дискотеках или в электронной музыке, можно применить и тут. Достаточно к компьютерному, достаточно нетривиальному, хотя и в основе своей не джазовому, а роковому саунду, добавить настоящий напористый, но не мельтешащий джазовый саксофон (или порой фортепиано), и... возникает Нечто.
Основные его внешние особенности: во-первых, под эту музыку далеко не всегда потанцуешь (хотя эйсид-джаз изначально развивался как дискотечная музыка); во-вторых, искусственность ее ритмов, контрастируя с живыми и непредсказуемыми акустическими инструментами, не раздражает, а даже интригует, создавая своеобразную драматургию; и в-третьих, в ней явным лидером является джазовое начало. Вот тут, похоже, и собака зарыта — эйсид эйсидом, но можно во главу угла поставить чистый танцевальный ритм, а джазовым оттенком лишь подчеркивать якобы новизну стиля, а можно отталкиваться от джаза, дополняя его современными высокотехнологическими звучаниями.
Так и поступает, похоже, молодежь: саксофонист Николай Винцкевич (сын известного курского пианиста Леонида Винцкевича) и пианист и клавишник Алексей Филимонов. Их проект интересен прежде всего тем, что они смогли найти ту новую джазовую драматургию, о которой только что упоминалось. Саксофон Николая очень интересен — это как бы современное продолжение линии, развитой раньше Алексеем Козловым, — открытый, свободный, агрессивный стиль, без всяких излишеств и "финтифлюшек". Если сравнивать с западными исполнителями (думается, для молодого музыканта не грех поискать аналогии), то он приближается, как мне кажется, к стилю Грега Осби. Если так пойдет и дальше, то у парня могут быть отменные перспективы. Не зря его приглашал выступать на фестиваль в Айдахо Лайонел Хэмптон.
Алексей Филимонов в этом проекте слегка затерялся на фоне партнера, но, судя по его одинаково легкому обращению с электроникой и акустикой, это уже достаточно зрелый и изобретательный музыкант. Хотя и слышно, что он живет явно не только в джазовой стилистике. Многообещающее начало для обоих.
Поначалу, взглянув на название этого дуэта гитаристов, я подумал: неужели это SV — еще какой-то вариант шоу Верки Сердючки? Но оказалось, что все гораздо лучше: пускай не так весело, как у Верки, зато, несомненно, куда содержательнее. Кроме того, в ...
Данный альбом полностью является авторским проектом известного не только в Литве пианиста Дайнюса Пулаускаса — музыканта зрелого, опытного, руководителя собственного коллектива. Но в данном случае он использовал услуги вильнюсской студии фирмы ...
"...Я вам не скажу за всю Одессу, вся Одесса очень велика..." Вот и я не ручаюсь за всю Калифорнию, но вот за Сан-Диего спокоен: в этом городе фри-джаз есть. Суперблагоприятный климат и совместные усилия солнца, воздуха и воды подействовали ...
Этот альбом — прекрасный подарок всем тем, кто хотел бы получить представление о том, как, собственно, отмечают что-то вроде "Дажынак" (праздник сбора урожая) где-нибудь в тех странах, где нет колхозов, спущенных сверху планов по валовому сбору ...
В целом к фри-джазу я отношусь вполне терпимо, особенно в его сценическом воплощении, поскольку эту музыку трудно представить без визуальной поддержки: собственно музыкальный артистизм в области фри порой просто неотделим от артистизма исполнителей. ...
Очень непростая для восприятия программа музыканта, имя которого в последние годы практически всегда называется в числе тех, кто, собственно, двигает джазовую музыку вперед, не позволяя ей ни свалиться в объятия разного рода "смуса", ни уйти в ...
За названием "Toronto Art Ensemble" стоит очередной проект уже знакомого читателям нашего "CD-обзора" канадского джазового пианиста, композитора и педагога Глена Холлза. Проект громадный по масштабам не только джаза, но и академической музыки. Дело ...
"Weather Report" — это, с некоторой натяжкой, "Beatles" музыки фьюжн. Так же, как ливерпульская четверка, эта группа уже ушла в историю, оставив множество безутешных поклонников, так же она уже не сможет возродиться в своем звездном составе ...
Этот альбом — всего второй в творческой биографии интернационального квартета, собравшегося в январе 1995 года. Музыканты выступали на разогреве у Дидье Локвуда, Дейва Либмена, Клауса Игнацека. В составе группы — ирландец Фрэнки Роуз, итальянцы ...
На первом диске новой серии NOVA мюнхенского лейбла *Enja Rec." представлена запись нью-йоркского камерного Absolute Ensemble с программой актуальной академической музыки. (Про второй альбом из этой серии вы уже могли прочитать в CD-обзоре ...
Имя Ахмада Джамала еще не было столь известным, когда ему сильно повезло: его заметил Майлс Дэвис и так восхитился его игрой, что стал настоятельно советовать всем пианистам своей студии прислушиваться к нему. Подтверждением тому служит, например, ...
Гитарист Александр Виницкий, который родился в Омске, в джаз пришел достаточно легко, но вот издание этого альбома предваряли многие события. Он сначала начал играть джаз, а потом — ему учиться, что было, в целом, актом достаточно формальным. ...