Похоже, наш, российский эйсид-джаз имеет неплохие перспективы. Во всяком случае, запись нового проекта Николая Винцкевича — Алексея Филимонова, по моему убеждению, одна из лучших в мире в этом жанре за последнее время. Ребята нашли тот баланс между компьютерным и живым звучанием, который дает ощущение новизны, а самое главное, они играют все же полноценный джаз. Хотя с этим трудно будет согласиться тому, кто привык к традиции и бопу, но ничего не поделаешь — таковы сегодняшние реалии жанра. Компьютерные сэмплированные жесткие ритмы, активное использование разных синтезаторов, программируемый бас — казалось бы, здесь не до джаза... Ан нет, оказывается, все современные технологии, используемые в дискотеках или в электронной музыке, можно применить и тут. Достаточно к компьютерному, достаточно нетривиальному, хотя и в основе своей не джазовому, а роковому саунду, добавить настоящий напористый, но не мельтешащий джазовый саксофон (или порой фортепиано), и... возникает Нечто.
Основные его внешние особенности: во-первых, под эту музыку далеко не всегда потанцуешь (хотя эйсид-джаз изначально развивался как дискотечная музыка); во-вторых, искусственность ее ритмов, контрастируя с живыми и непредсказуемыми акустическими инструментами, не раздражает, а даже интригует, создавая своеобразную драматургию; и в-третьих, в ней явным лидером является джазовое начало. Вот тут, похоже, и собака зарыта — эйсид эйсидом, но можно во главу угла поставить чистый танцевальный ритм, а джазовым оттенком лишь подчеркивать якобы новизну стиля, а можно отталкиваться от джаза, дополняя его современными высокотехнологическими звучаниями.
Так и поступает, похоже, молодежь: саксофонист Николай Винцкевич (сын известного курского пианиста Леонида Винцкевича) и пианист и клавишник Алексей Филимонов. Их проект интересен прежде всего тем, что они смогли найти ту новую джазовую драматургию, о которой только что упоминалось. Саксофон Николая очень интересен — это как бы современное продолжение линии, развитой раньше Алексеем Козловым, — открытый, свободный, агрессивный стиль, без всяких излишеств и "финтифлюшек". Если сравнивать с западными исполнителями (думается, для молодого музыканта не грех поискать аналогии), то он приближается, как мне кажется, к стилю Грега Осби. Если так пойдет и дальше, то у парня могут быть отменные перспективы. Не зря его приглашал выступать на фестиваль в Айдахо Лайонел Хэмптон.
Алексей Филимонов в этом проекте слегка затерялся на фоне партнера, но, судя по его одинаково легкому обращению с электроникой и акустикой, это уже достаточно зрелый и изобретательный музыкант. Хотя и слышно, что он живет явно не только в джазовой стилистике. Многообещающее начало для обоих.
«Легкий бриз» (см. «CD - Обзор», № 5/98) пригнал к нашим берегам еще один, самый свежий альбом швейцарского трубача Франко Амброзетти. Представитель италоязычной части своей горной страны, уроженец Лугано, он очень тесно ...
Гилад Атцмон родом из Израиля, но довольно давно уже живет и работает в Лондоне. Вообше-то в Англию он приехал изучать философию, но... музыка победила. Поначалу он завоевал репутацию крепкого мэйнстримового саксофониста, находящегося под явным ...
Music is the Magic... Да, музыка—это магия, в чем и пришлось мне убедиться с помощью финской группы Gjallarhom и их последнего альбома Sjofn. Сьефн — это имя скандинавской богини, одаривающей людей любовью и страстью друг к другу и дарующей ...
Канадский пианист и композитор Глен Холлз для постоянных читателей нашего журнала — фигура уже достаточно хорошо знакомая. В «CD - Обзоре» проходила информация об альбомах, записанных им как под собственным именем, так и в рамках ...
Американский гитарист Грег Чако с 1994 года живет, выступает и записывается в... Сингапуре. Это уже его четвертый альбом, и, насколько я понимаю, не последний, поскольку вышел давно. Почти все пьесы (кроме одной) — авторства самого Чако. Ансамбль ...
Самарский пианист Григорий Файн (р.1949 г.) был хорошо знаком отечественным любителям джаза еще в те годы, когда город, в котором он является одним из столпов джазовой жизни, еще числился Куйбышевым. В последнее время Григорий достаточно ...
«Мясо!» - так характеризует мой сын – студент понравившуюся ему музыку, книгу, фильм. Вряд ли американский музыкант Гай Форсит ориентировался на наш молодежный сленг, называя свой альбом «Стейк». Для Форсита это просто ...
"Итальянский непостоянный оркестр" 10 лет назад основал известный трубач (понятно, итальянец) Пино Минафра. Он и сейчас руководит этим ансамблем, который постепенно превратился из бэнда, собирающегося только для отдельных выступлений, что ...
Еще одно интересное коллекционное издание, специально адресованное преданным господа Рамы и господа Шивы, людям, занимающимся медитацией и просто любителям индийской духовной музыки. Известный американский певец и мультиинструменталист Jai ...
Дженни Эванс — урожденная англичанка, с 20 лет живущая в Мюнхене, дипломированный лингвист, актриса, владелица джаз-клуба, лидер ансамбля, автор текстов ко многим песням и, несомненно, одна из лучших европейских джазовых певиц. Обладательницу ...
Первый собственный проект молодого, но далеко уже не начинающего тромбониста Джоша Роузмена ясно показывает, в какую сторону движется современный джаз. А идет он ко все большей эклектике и размыванию всяческих границ. Роузмен поработал с такими ...
Этот проект не отнесешь напрямую к world music, но джаз здесь звучит с сильнейшим этническим акцентом. И акцент этот — африканский. Разумеется, Африка — это прежде всего ритм, но предположение, что рождается он исключительно с помощью ...