
Похоже, наш, российский эйсид-джаз имеет неплохие перспективы. Во всяком случае, запись нового проекта Николая Винцкевича — Алексея Филимонова, по моему убеждению, одна из лучших в мире в этом жанре за последнее время. Ребята нашли тот баланс между компьютерным и живым звучанием, который дает ощущение новизны, а самое главное, они играют все же полноценный джаз. Хотя с этим трудно будет согласиться тому, кто привык к традиции и бопу, но ничего не поделаешь — таковы сегодняшние реалии жанра. Компьютерные сэмплированные жесткие ритмы, активное использование разных синтезаторов, программируемый бас — казалось бы, здесь не до джаза... Ан нет, оказывается, все современные технологии, используемые в дискотеках или в электронной музыке, можно применить и тут. Достаточно к компьютерному, достаточно нетривиальному, хотя и в основе своей не джазовому, а роковому саунду, добавить настоящий напористый, но не мельтешащий джазовый саксофон (или порой фортепиано), и... возникает Нечто.
Основные его внешние особенности: во-первых, под эту музыку далеко не всегда потанцуешь (хотя эйсид-джаз изначально развивался как дискотечная музыка); во-вторых, искусственность ее ритмов, контрастируя с живыми и непредсказуемыми акустическими инструментами, не раздражает, а даже интригует, создавая своеобразную драматургию; и в-третьих, в ней явным лидером является джазовое начало. Вот тут, похоже, и собака зарыта — эйсид эйсидом, но можно во главу угла поставить чистый танцевальный ритм, а джазовым оттенком лишь подчеркивать якобы новизну стиля, а можно отталкиваться от джаза, дополняя его современными высокотехнологическими звучаниями.
Так и поступает, похоже, молодежь: саксофонист Николай Винцкевич (сын известного курского пианиста Леонида Винцкевича) и пианист и клавишник Алексей Филимонов. Их проект интересен прежде всего тем, что они смогли найти ту новую джазовую драматургию, о которой только что упоминалось. Саксофон Николая очень интересен — это как бы современное продолжение линии, развитой раньше Алексеем Козловым, — открытый, свободный, агрессивный стиль, без всяких излишеств и "финтифлюшек". Если сравнивать с западными исполнителями (думается, для молодого музыканта не грех поискать аналогии), то он приближается, как мне кажется, к стилю Грега Осби. Если так пойдет и дальше, то у парня могут быть отменные перспективы. Не зря его приглашал выступать на фестиваль в Айдахо Лайонел Хэмптон.
Алексей Филимонов в этом проекте слегка затерялся на фоне партнера, но, судя по его одинаково легкому обращению с электроникой и акустикой, это уже достаточно зрелый и изобретательный музыкант. Хотя и слышно, что он живет явно не только в джазовой стилистике. Многообещающее начало для обоих.
© ℗ 2000 Boheme Music
8 tks / 42 mins
(N.Vintskevich - ss, as; A.Filimonov - p, kb, programming, sampling; J.Podkar, A.Ivashevsky - voc (4); Y.Shagurin - g (6); P.Usanov - bg (1,6); A.Plyukhin - g (4,7))
Евгений ДОЛГИХ