Richard Bliwas - Compose Yourself- ten improvisations
01.06.2013
Творчество Ричарда Бливаса развивается в двух направлениях: это чисто инструментальная музыка и сочетание музыки с поэтическим словом. Очередная посылка из Нью-Йорка пополнила представления об обоих ветвях творчества музыканта из Нью-Йорка, дав нашим читателям возможность познакомиться поближе теперь уже с практически всей его дискографией. Ранний альбом Бливаса Compose Yourself- ten improvisations принадлежит к числу инструментальных работ в области импровизационного джаза.
Здесь мы слышим Ричарда только за фортепьяно, кроме того, в работе над этим диском ему ассистировали двое партнеров – басист Бен Эллисон и кларнетист / саксофонист Майкл Блэйк. Правда, это не означает, что всех их мы слышим в каждой пьесе. Альбом построен так, что в разных треках звучат и трио, и дуэты, и сольное исполнение Ричарда Бливаса. А если уж говорить о его архитектуре, то больше всего альбом напоминает мне … горную систему (это, разумеется, чисто индивидуальное восприятие, не претендующее ни на что большее). По краям, то есть в начале и конце альбома, идут «предгорья» - композиции интересные, эффектные, но уступающие масштабом и мощью расположенным в середине «пикам» альбома. Для меня таковыми стали две самые длинные композиции программы, каждая из которых звучит более десяти минут: Remote Lack of Control и Sight Red. Первая из них – это широкое импровизационное полотно со сменой темпов, настроения, неожиданными поворотами в развитии при неизменном техническом мастерстве исполнителя и эмоциальной силе композиции в целом. Вторая – блестящий дуэт фортепьяно Бливаса и кларнета Блейка, который в начале окутывает вас туманной, мистической атмосферой, рассеивающейся только к яркому оптимистичному финалу.
Но немало интересного подарят вам и другие пьесы. Хороши дуэты Бливаса и Блейка (уже на саксофоне) в Six Eyes, импрессионистической звуковой живописью представляется игра Бливаса в Chimney Dust Swallow, где отчетливо слышны блюзовые нотки. В финальной I Told You под аккомпанемент саксофона Ричард играет в манере страйд пиано, но затем от традиции композиция резко сворачивает в по-настоящему авангардное русло. Надо сказать, что уже в этом раннем альбоме Ричард широко использует интонации, характерные для старого джаза – блюз, рэгтайм, страйд , позже эти мотивы вновь и вновь будут возникать в его работах. Но, конечно, это лишь тонкие и уместные в контексте конкретной композиции стилизации. За роялем в данном случае не гарлемский пианист 20-х годов, а наш современник, прекрасно знакомый и с идиомами бопа, и с модальным джазом, и с фри, слушавший всех властителей умов в этой сфере – от Билла Эванса до Сесила Тейлора, и с успехом воплотивший в Compose Yourself- ten improvisations и опыт предшественников, и собственные творческие идеи.
В современном джазе как-то привилось достаточно жесткое разделение на "джаз вообще" (забудем на время о стилистических отличиях) и "джаз афро-кубинский" или "джаз латинский". Все, что хотя бы в малейшей степени напоминает латиноамериканские мотивы, ...
Насколько мне не изменяет память, итальянская блюзовая музыка никогда не фигурировала в обзорах нашего журнала. Случилось так, что летом этого года мне довелось познакомиться (заочно) с одной из лучших блюзовых певиц Италии Лаурой Феделе. У нас ...
Честно говоря, рецензировать данный сборник ранних записей двух наиболее знаменитых ансамблей Луи Армстронга должен был бы не я, а кто-то из тех, кто в подробностях знаком с творчеством Армстронга периода 20-х годов. Но в любом случае данное полное ...
Если не ошибаюсь, этот альбом — третий в дискографии арт-джаз-фолк трио "Тригон". По сравнению с предыдущими работами, состав ансамбля несколько изменился: новым басистом стал Александр Мурзак. Впрочем, эта замена ни в общем звучании, ни в ...
Многие пьесы Шекспира буквально нашпигованы звучной итальянской географией. Местом действия или хотя бы завязкой сюжета они, от "Двух веронцев" и до "Бури", тесно связаны с Аппенинским полуостровом. Великий драматург буквально обессмертил некоторые ...
В детстве я не любил губную гармонику, так как она ассоциировалась у меня с кадрами кинохроники начала войны, на которых солдаты фюрера беззаботно ехали по завоеванным землям, пиликая на этих незатейливых инструментах. Попозже, спасибо Бобу Дилану и ...
Представьте себе пожилого слепого темнокожего блюзмена. Представили? А теперь вспомните характерный облик козлинобородого Дяди Сэма, как его любили изображать советские карикатуристы. Затем попытайтесь объединить эти два образа. Не получается? Тогда ...
Очень интересная, тонкая работа швейцарского комбо! Несмотря на то, что альбом имеет подзаголовок "acoustic ambient jazz", определяющий момент эмбиента присутствует в этой спокойной, но полной внутренней энергии музыке скорее скрыто. В целом же она ...
Печальный диск с неоднозначным, особенно в русском переводе, названием, которое, к сожалению, тоже несет именно печальный оттенок. "Последние записи" — это действительно последние прижизненные записи выдающегося гитариста венгерского ...
Все-таки мы привыкли к тому, что традиционный, "корневой", миссиссипский блюзовый стиль сразу же ассоциируется у нас с несколько однообразными, заунывными песнями под достаточно простой, "подвывающий" гитарный аккомпанемент. Однако многие ...
Джон Вуббенхорст — великолепный американский флейтист, ученик знаменитого индийского мастера игры на бамбуковой флейте бансури — Хари Прасада Чаурасьи (Hariprasad Chaurasya). Джон играет в основном индийскую музыку и является виртуознейшим мастером ...