Новая работа музыканта-импровизатора и саунд-продюсера Юрия Виноградова вышла в рамках одного из его прежних проектов, EllektraJazz, к которому Юрий последний раз обращался четыре года назад. Assemblage невелик по объему – это то ли ЕР, то ли – мини-альбом, но именно этот формат автор счел наиболее удобным, для того, чтобы поделиться со слушателем своей новой музыкой. Впрочем, в основе Assemblage лежат не только музыкальные идеи.
Этот проект имеет, что называется двойное дно. Внешне четыре пьесы альбома, которые Юрий, как водится, исполнял сам, вооружившись на этот раз Хэммондом, синтезаторами, басом и гитарой, а также используя сэмплы, ближе всего к старому доброму джаз-року, особенно композиция Multiplicity, напомнившая мне легендарных Iron Butterfly. Три другие пьесы, Nomad, Minor Language и Lines, Curves and Maps – это, скорее, весьма симпатичная и хорошо «ложащаяся на ухо» смесь психоделии, того же джаз-рока и эмбиента. Но это – только один уровень восприятия.
Для постижения более глубокого уровня восприятия надо вспомнить, что Юрий Виноградов – не только музыкант, но и историк философии. На создание Assemblage его вдохновили идеи двух французских философов второй половины ХХ века, Жиля Делёза и Пьера-Феликса Гваттари, отрицавших некую начальную точку бытия. По их мысли, мы всегда в середине, без начала и конца, без прошлого и будущего. Впрочем, позволю себе привести длинную, но, на мой взгляд, необходимую цитату из собственного комментария Виноградова к этому проекту: «Assemblage — это музыка, которая существует на грани распада, вблизи горизонта событий. Она не хочет быть музыкой в традиционном смысле, она хочет быть жизнью, она хочет быть тенью, она хочет быть множественностью, преодолевая свои границы и единство. Вещи не хотят быть собой, они стремятся к побегу. Альбом не пытается напрямую иллюстрировать делёзианские философские идеи, скорее это попытка создать некую амальгаму, творчество концептов, воспевающее освобожденное мышление. Если и есть что-то действительно общее между этой музыкой и мыслью Делёза и Гваттари, то это, как мне кажется, их витальность.»
Тяжело воспринять мысль Юрия? Да, нелегко, в том числе и автору этих строк, человеку достаточно далекому от философии. Позволю себе лишь заметить, что, как мне кажется, наиболее точно музыкальные и философские устремления автора сливаются в композиции Nomad – это для меня не столько портрет кочевника, сколько суть самой пустыни и ее бесконечного пространства. Впрочем, это, конечно, частное мнение, работа же Юрия может иметь много толкований и суждений о ней. Тем и интересна.
Что такое авангардный джаз или свободная импровизация многие хорошо себе представляют, хотя не всегда могут толком объяснить. Музыки такого типа выпускается довольно много. Что такое этническая традиционная музыка тоже вполне понятно и релизов ...
Если вам нравится музыка, в которой новоджазовый авангард заключен в формы, близкие академической музыке, не пожалейте час своего времени, чтобы послушать новый альбом нью-йоркского дуэта Кэрол Либовиц (фортепьяно) / Ник Лайонс (альт-саксофон) The ...
Джазовый саксофонист и композитор из Цюриха Кристоф Ирнигер (р.1979) основал ансамбль Pilgrim в 2009 году. Это не единственный его проект: после учебы в Цюрихе и Люцерне Ирнигер играл и в биг-бэнде, и в малых составах, часто выступал не только в ...
Девятый по счету в дискографии Claudio Scolari Project альбом под названием Bloom, появившийся в апреле 2025 года, безусловно, знаменует собой новый этап в творчестве этого неплохо знакомого нашим читателям итальянского коллектива. Дело в том, что ...
Имя американского виолончелиста Дэниэла Левина впервые появилось на наших страницах в 2023 году в связи с его дуэтным альбомом SUMAC, записанным вместе со швейцарским саксофонистом Лораном Эстопеем и изданным лейблом ears&eyes Records . В том ...
Три имени на обложке альбома Beingness уже сами по себе много говорят любителям джаза и вызывают интерес к проекту Beingness. Дэйв Либмэн и Билли Харт носят самое высокое прижизненное отличие для американских джазменов: NEA Jazz Master, Адам Рудольф ...
Уроженец Чикаго Дэйв Спектер начал учиться игре на гитаре довольно поздно: в 18 лет. Его кумирами были блюзмены Ти-Боун Уокер, Пи Ви Крейтон, Мэджик Сэм, Отис Раш и джазовый гитарист Кенни Баррелл. Успехи пришли довольно быстро, имя Дэйва стало ...
Мне очень симпатично чувство самоиронии, которое петербуржцы из Dead Frank проявляют в названиях своих работ. Вот и новый, первый в 2025 году и третий после возобновления деятельности группы в году прошедшем альбом, музыканты лукаво назвали Clearly ...
Шведский барабанщик и композитор Дэннис Эгберт – человек широких музыкальных вкусов. В десятых годах нового века он играл во фри-джазовом ансамбле Se och Hör, в группе Noir Trio, исполнявшей латинскую музыку, в рок-группе Horse и так далее. Свой ...
Весьма необычный мультидисциплинарный проект выпускает в конце марта гитарист и композитор из Торонто Дэвид Риддель. Этот музыкант – уроженец Эдмонтона, окончил Университет Торонто в 2016 году, а затем совершенствовал свое образование в Амстердаме. ...
Трудно представить себе музыкальный проект более интернационального характера, чем этот. Судите сами. Главное лицо этого проекта – певица и композитор Элана Сассун. Она родилась в США, но имеет иранско-курдские корни. Степень магистра Сассун ...
Для американского джазового вибрафониста Эльдада Тарму Silver On Aluminium – десятый в личной дискографии альбом. Для меня это третий альбом Эльдада, который довелось услышать, и каждая из этих трех работ существенно отличается и тематикой, и ...