nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Анатолий Вапиров / Юрий Кузнецов - Voiced Silence

Анатолий Вапиров / Юрий Кузнецов - Voiced Silence  Первый раз этот диск попал в мой CD-плэйер в вагоне поезда "Одесса-Минск". И я сразу поймала в его звуках свое тогдашнее настроение: легкая грусть расставания с иронией по этому поводу и оптимизмом будущих встреч. Столь характерное для жизни состояние и столь же присущее музыке Юрия Кузнецова и Анатолия Вапирова настроение. При условии, что они играют вместе и только вдвоем. Именно так и был записан этот альбом на сцене джаз фестиваля "Varna Summer" летом прошлого года.

Никакого пафоса, помпезности, скорее музыкальный вариант дружеской ностальгичной беседы, местами переходящей в шумную болтовню закадычных друзей. Будучи хоть немного знакомой с Юрием Кузнецовым, могу сказать, что порой фортепианные партии с этого альбома живо напомнили мне Юрину манеру общения. Музыкой он словно говорит на языке, слов которого ты не понимаешь, но интонацию, настроение улавливаешь настолько, что и слов не надо. Как-то в беседе Юрий признался мне, что ему для того, чтобы "заговорить" на сцене с другим музыкантом, достаточно, чтобы этот другой просто был хорошим человеком, готовым открыть свою душу и сердце. И тогда из семи нот можно сотворить такое!… Сколько уже лет дружны Вапиров и Кузнецов — они, наверное, и сами не считали. Да и семь нот — вечное изобретение, которое никуда пока не исчезало. Итак, все условия плодотворной импровизации выполнены. Результат — высказанная тишина ("Voiced Silence"). Помните: это когда слов не нужно…Впрочем, может быть, как не нужно и звуков. Ведь у тишины — тоже своя музыка: музыка настроения, впечатления, грусти и ностальгии. Музыка услышанной и высказанной тишины…

Но, все же, поставив этот выразительно молчаливый диск в проигрыватель, не забудьте нажать на "play"…

Анастасия КОСТЮКОВИЧ

"В одну телегу впрячь не можно… коня и трепетную лань…" – в общем-то это верно и для музыки тоже. Но иногда бывают счастливые исключения, и дуэт Анатолий Вапиров – Юрий Кузнецов – из их числа. Они играют только свободные импровизации, но такую форму, как у них, вы не услышите ни у знаменитых британских импровизаторов Ивэна Паркера, Стива Лэйси, Дерека Бейли и иже с ними, а также у мастеров нью-йоркского даунтауна Джона Зорна, Тима Берна, Уэйна Хорвица, Дона Байрона… короче, ничего похожего на них мне слышать не доводилось. Пожалуй, самые близкие к музыке этого дуэта ощущения можно получить, слушая совместные записи Альперина-Шилклопера или Рудольфа Дашека – Иржи Стивина, но все равно это не то.

Да простят меня все упомянутые прекрасные музыканты, но когда я слушаю их ансамбли, я чувствую, что каждый их них играет, в общем-то, сам по себе, и получается нечто вроде соревнования – у кого это получится ярче и интереснее. Вапиров с Кузнецовым же составляют настоящий, поистине неразрывный ДУЭТ, и даже порой начинает казаться, что это играет один человек одновременно на двух инструментах, настолько гармонично и слаженно их сочетание. (Кстати, музыканты очень похожи внешне – взгляните на фото – их и в жизни часто путают друг с другом). И еще один штрих, о котором нельзя забыть: хотя их музыка развивается совершенно спонтанно и непредсказуемо, она все время имеет в основе явную и ясную мелодическую структуру, основанную на разных фольклорных мотивах. Этот джаз КРАСИВ, как может быть красива хорошая народная песня, и в то же время прихотлив и изощрен, каким и должен быть настоящий авангард.

Согласитесь, современная импровизационная музыка любых жанров – джаз, академическая, альтернативная – очень редко может похвастаться истинно романтическим ярким мелодизмом, напротив, его бегут и сторонятся. А Вапиров с Кузнецовым не стесняются этой с первого взгляда простой незамысловатой красоты – она переливается и искрится в их опусах и превращается в абсолютно осмысленную последовательность аккордов и нот, где каждый без исключения звук имеет свое значение. Никакого самолюбования и даже более того – никакой соревновательности. Чистая гармония не менее чистого авангарда. Парадокс? Может быть. Но этот парадокс хочется слушать еще и еще.

Евгений ДОЛГИХ

© ℗ 1998 Marco's Music
9 tks / 49 mins
(А.Вапиров – сопрано- и тенор-саксофоны; Ю.Кузнецов – ф-но, клавишные)


стиль
джаз
автор
Анастасия КОСТЮКОВИЧ, Евгений ДОЛГИХ
страна
Болгария, Россия, Украина
музыкальный стиль
мэйнстрим





Ещё из раздела издано в 1998 г.

  • стиль: джаз, джаз
Знаменитый американский трубач Чет Бейкер в 1978 году на своем концерте в Мюнхене встретился с молодым немецким вибрафонистом Вольфгангом Лакершмидом, и их знакомство сразу переросло в творческий союз. Они записывались дуэтом, а затем с различными ...
  • стиль: джаз, джаз
Игра Боба Уилбера (альт-саксофон) и Дика Хаймана ("Хаммонд"-орган)сразу же воскрешает в памяти неподражаемую пару Джонни Ходжес — Уайлд Билл Дэвис. Даже составы их оркестров почти идентичны: альт-сакс — орган — тромбон— гитара — бас — ударные. У ...
  • стиль: джаз, джаз
Количество превосходных эпитетов, которыми снабжает западнаяпресса американского гитариста Джо Морриса, не может не производить впечатление."Наиболее впечатляющий и смелый гитарист последнего десятилетия","революционер гитары", "один из самых ...
  • стиль: джаз, джаз
Спокойная, величественная, местами грустная, местами торжественнаямузыка, строго выдержанная в темпе адажио. В ней практически нет национальных норвежских мотивов, но она сама по своему настроению — север, море, скалы, кричащие чайки, пасмурное ...
  • стиль: джаз, джаз
В последние годы появляется все больше и больше джазменов, "новообращенных"из академических исполнителей. Однако тенденция, и причем тенденция отрадная.Исполнители не стесняются своей академической школы, играя джаз, не прячутее и обогащают музыку ...
  • стиль: джаз, джаз
Абсолютно спонтанная импровизационная работа британского трио Джон Маршалл (ударные), Тео Трэвис (саксофоны, флейта) и Марк Вуд(гитара). История самого трио весьма любопытна и так же случайна, как имузыка, которую оно исполняет. Изначально это был ...
  • стиль: джаз, джаз
Билли Кобэм — живая легенда совсем недавних времен джаз–рока и фьюжн.Он успел переиграть чуть ли не со всеми, кто создавал этот стиль: первыйсостав "Махавишну окестра", знаменитые диски Майлса Дэйвиса,Питера Гэбриела, Херби Хэнкока, Джорджа Бенсона. ...
  • стиль: джаз, джаз
Молдавский джаз еще в советские времена был достаточно большой загадкой даже для знатоков, которые посещали многочисленные в 80-ые годы фестивали. Но даже тогда из этой южной республики очень редко выплывали музыканты, к которым приходила ...
  • стиль: джаз, джаз
Вы когда–нибудь купались в шампанском? Я тоже нет. Однако, думаю, связанное с подобным купанием ощущение сверхизысканной роскоши где–то сродни чувствам,которые переполнят душу любого поклонника джаза после прослушивания этого ...
  • стиль: джаз, джаз
"Эл Грэй не РАБОТАЕТ на сцене — он ИГРАЕТ",— так говорят про него те, кто его видел. Как мне кажется, это в полной мере можно ощутить и в записи. Его глубоко засурдиненный тромбон беседует со слушателем — то напевает мелодию, то ворчит, то бормочет, ...
  • стиль: джаз, джаз
Воистину, отсутствие патриотизма дает иногда поразительные результаты.Направленность творческого мышления "человека планеты" АнатолияГерасимова ушла так далеко от привычных нам стилей (опираясь, впрочем,на их элементы) и так близко подошла к порогу ...
  • стиль: этно, этно
Администрация молодой звукозаписывающей фирмы "Stubborn Records" (существует с 1993 года) глубоко убеждена в том, что регги и ска — это киты, на которых держится вся современная рок-музыка. Об этом она говорит в своем программном заявлении на ...
© 2012-2025 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com