Новый релиз аргентинского независимого лейбла Numeral Records знакомит с дуэтом саксофониста Мартина Прошиа и басиста Федерико Соломевича. Альбом Rizoma был записан ими в декабре 2021 года, но работа над этим проектом шла существенно дольше. Пять первых треков альбома сочинялись заранее, когда оба музыканта были ограничены в возможностях выступлений в связи с пандемией, и только последний, самый длинный трек E pur si muove стал плодом спонтанной совместной импровизации.
Оба музыканта уже не новички на аргентинской сцене. Федерико Соломевич – выпускник Национальной консерватории им. Мануэля де Фалья в Буэнос-Айресе. Джаз он начал играть, выступая в различных пост-боповых столичных составах. Позже от мэйнстрима его творческие интересы отдрейфовали к фри-джазу и современной креативной музыке. В персональной дискографии Федерико уже два авторских альбома: Cosas Rotas (2020) и Umbral (2021). Мартин Прошиа постарше своего партнера. Еще в 2009 году он основал саксофонный квартет Tsunami, работающий с музыкой современных аргентинских и зарубежных композиторов. Свой первый авторский альбом Прошиа выпустил в 2007 году, а на сегодня его дискография насчитывает семь альбомов. Сфера его интересов – это прежде всего свободная импровизация и камерная музыка. В последней категории он был удостоен в 2020 году престижной национальной премии Juan Carlos Paz в области композиции.
Если Прошиа и Соломевич ставили своей целью сразу поразить своих потенциальных слушателей, то это им удалось. Стартовый трек альбома под названием Picante сделан в эстетике нойза и предназначен явно не для слабонервных. Последующие треки менее радикальны. Это любопытное исследование сонористических возможностей саксофона и контрабаса в различных сочетаниях. Прошиа в разных треках играет на разных саксофонах, больше всего на баритон-саксофоне, в Hormigas – на сопрано и еще в двух треках на теноре. Соломевич работает на акустическом контрабасе, применяя технику игры как смычком (весьма впечатляюще в Doppel), так и пиццикатто. Дуэт, на мой вкус, у музыкантов получился. Это тот случай, когда сумма больше простого арифметического сложения частей. Вершиной же альбома мне показалась финальная пьеса E pur si muove. Но – это уже вопрос индивидуальных вкусов слушателя.
Басист и композитор Борис Козлов (он родился в Москве в 1967 году) живет и работает в США с начала 90-х годов. Тридцать с небольшим лет – большой срок. За эти годы Борис не просто адаптировался на самой конкурентной джазовой сцене Америки, сцене ...
И название альбома, и его обложка с фотографиями животных и текстом «Музыка, посвященная сохранению исчезающих видов» говорят сами за себя. Но ошибется тот, кто подумает, что Брайан Ландрус на своем одиннадцатом авторском альбоме решил просто ...
Кто сказал, что блюз живет только в Чикаго и Пидмонте, да в Дельте и Техасе? В Новой Англии он тоже чувствует себя совсем неплохо. Порукой тому служит, к примеру, творчество гитариста и певца Брукса Янга из города Конкорд, Нью-Хемпшир. За его ...
Notes of a Native Son – так называлась давняя книга темнокожего американского писателя Джеймса Болдуина. Но и предыдущий в дискографии Кэлвина Джонсона альбом тоже носил схожее название: Native Son (2013). И вот, почти десять лет спустя, Кэлвин ...
Каких только странных персонажей не знала джазовая история! Вне конкуренции в этом плане, видимо, талантливый музыкант и удивительный мистификатор Сан Ра. Герою этого текста, пианисту и композитору Кэмерону Грейвсу, до «пришельца с планеты Сатурн» ...
В виде исключения хочу представить в начале этого текста лейбл, выпустивший Lullaby For Planet Earth, молодой швейцарский лейбл, для которого этот альбом – только четвертый в каталоге. Clap Your Hands Records основали два энтузиаста джаза – ...
Давным-давно (в 1986 году) уроженка Лондона, пианистка и композитор Кэрол Нельсон перебралась в Ирландию и превратилась с тех пор в весьма заметную фигуру на местной джазовой сцене. Свое трио с участием басиста Кормака О’Брайена и ударника Доминика ...
Ветерана нью-йоркского фри-джаза, мультиинструменталиста и композитора Дэниэла Картера (р.1945) связывают давние творческие и дружеские отношения с итальянским ударником Фелерико Уги. Довольно давно мне довелось писать об альбоме Navajo Sunrise ...
Просматриваю очередной чарт JazzWeek, отслеживающий популярность джазовых альбомов у американских радиослушателей. Данные на второе мая, первое место – Кэтрин Расселл, Send For Me. Еще две недели назад, 18 апреля, ее не было даже в первой десятке, ...
Удивительный дуэт валлийской арфистки Кэтрин Финч и сенегальца Секу Кейта, играющего на коре – западноафриканском струнном инструменте, одновременно похожем на арфу и лютню, сложился десять лет назад и стал настолько успешным, что Songlines Magazine ...
Даже если вы не большой поклонник фри-джаза, но знакомы с джазовой историей, вам не надо объяснять, кто такой Сесил Тейлор. Через четыре года после смерти самого выдающегося фри-джазового пианиста лейбл Oblivion Records выпускает уникальную ...
Потрясающая творческая активность 84-хлетнего Чарльза Ллойда не может не восхищать. В столь зрелом возрасте маэстро чуть ли не каждый год радует своих поклонников. Альбом Tone Poem его группы Marvels, изданный в прошлом году, критики влиятельного ...