Наши читатели уже имели возможность познакомиться и с работами флейтиста и саксофониста из аргентинского города Ла Плата Матиаса Формики (последняя – дуэт с басистом Джонатаном Шеноне Aislados (2021), и с релизами возглавляемого им лейбла Numeral. И творчество Формики, и издательская политика лейбла посвящены искусству свободной импровизации. Новый релиз Numeral демонстрирует его во всем блеске и разнообразии.
Мне изначально показалась чертовски интересной концепция этого альбома Матиаса Формики. Он не случайно называется «Трио Матиаса Формики». Таких трио здесь целых шесть. В родной Ла Плате и в Буэнос-Айресе Матиас провел с апреля по сентябрь 2021 года четыре сессии звукозаписи, играя с совершенно разными по набору инструментов трио. В одном случае с ним играли корнетист и электрогитарист, в другом – саксофонист и ударник, в третьем – пианистка и синтезаторщик и так далее. Мало того, сам идеолог проекта где-то играл на тенор-саксофоне, где-то - на альт-саксофоне, а где-то – на флейтах. Из всего записанного материала Формика отобрал по две композиции с каждым из трио. Итого набралось двенадцать композиций, составивших программу альбома Hastío y Paranoia. Излишне говорить, что весь материал – это абсолютно свободная, спонтанная импровизация.
Сам Матиас выстраивал программу таким образом, чтобы треки имели друг с другом определенную логическую связь. Честно говоря, я такой связи не услышал и ничуть об этом не жалею. Мне кажется, что некий заранее продуманный порядок расположения треков несколько искажает идею полной и тотальной свободы, в том числе и в этом плане. Концептуальность уже присутствует в замечательной идее проекта, а что до порядка треков – да здравствует алеаторика! Мужчины и женщины, ветераны аргентинского авангарда (вроде Пабло Ледесма) и молодые музыканты, вокалистки и инструменталисты, наконец, друзья и приятели Матиаса Формики и люди, с которыми он играл впервые - все есть в этом проекте. Но главное и самое ценное – есть умение музыкантов слышать друг друга, есть креативность, есть Музыка, свободная, парадоксальная, необычная. Спасибо Матиасу за этот парад аргентинского авангарда!
Продолжательница боповых традиций в вокальном джазе – так американская пресса характеризует Элишу Олгуд. Она черпает вдохновение у таких певиц, как Дайна Вашингтон, Кармен МакРей, Билли Холидей, Эбби Линкольн. Особенно тепло о ней пишут в Чикаго – ...
Известная в Канаде джазовая пианистка и композитор Аманда Тософф представляет уже шестой в своей персональной дискографии альбом, выпускаемый вслед за весьма успешным Words (2016), получившим номинацию на премию Джюно (канадский аналог Грэмми). То ...
Вы хотите заглянуть в будущее джаза? Нет, я не имею ввиду какие-то новые стилистические прорывы или авангардные изыски. Я о тех исполнителях, которые поддержат золотые традции джаза, которые идут на смену звездам наших дней, - а некоторые уже ...
Мэтью Голомбиски, предоставивший нам линк к четвертому альбому барабанщика и композитора из Буэнос-Айреса Андреса Эльштейна (р.1985), спроектировал и обложку Familia, изрядно удивившую. Семейный фотоснимок, судя по одеждам и стилю самой фотографии ...
За плечами нью-йоркского барабанщика гаитянского происхождения Эндрю Сирила – долгая и насыщенная карьера в джазе. Достаточно упомянуть, что первый альбом с его именем на обложке в качестве лидера был выпущен ровно пятьдесят лет назад: в 1971 году. ...
Норвежцы и словаки: разный исторический бэкграунд, разные языковые группы, разная культура, в том числе музыкальная. Общего очень мало. А уж если речь идет не просто о словаках, а о словацких цыганах – тем более! И тем не менее они нашли общий язык ...
Из всех бразильских джазовых музыкантов имя пианиста, композитора и аранжировщика Антонио Адольфо, одного из ветеранов отечественного джаза, чаще всего появляется в наших обзорах. Практически все его работы последних лет рецензировал Jazz-Квадрат. И ...
Кочевники-скотоводы масаи – наверное, самый известный за пределами своего континента народ Восточной Африки. Именно кочевой образ жизни масаев способствует тому, что их традиционная культура в меньшей степени размывается перед натиском современной ...
Израильские джазмены – не редкие гости в нашем CD-обзоре, но почти всегда это представители обширной израильской музыкальной диаспоры в США или Европе. Пианист Ари Эрев, в отличие от них, – израильтянин, который живет и работает на родине. Впервые ...
Арсен Петросян – яркий представитель молодого поколения армянских исполнителей на дудуке, традиционном духовом инструменте, выполняем исключительно из абрикосового дерева. Его поколение ижет на смену таким мастерам, как всемирно известный Дживан ...
Армянский саксофонист Артур Григорян, судя по вехам его творческого пути, успешный и востребованный джазовый музыкант. На родине, после окончания консерватории в Ереване, он играл во многих коллективах, в том числе таких известных, как Katuner и ...
O’Фэрриллы в латинском (точнее, афро-кубинском) джазе почти столь же славная династия, что и Марсалисы в джазе афроамериканском. Начало ей положил Артуро «Чико» O’Фэррилл, сын почтенного юриста ирландских кровей из Гаваны, прославившийся, как ...