Кенни Гарретт принадлежит к поколению «молодых львов», вступивших на джазовую арену в самом начале 80-х. В те годы Гарретт, покинув пульт одного из саксофонистов эллингтоновского оркестра, обратился к сотрудничеству с Артом Блэйки, Фредди Хаббардом, Майлсом Дэвисом и к собственным проектам. За минувшие с тех пор годы «молодой лев» возмужал, заматерел и сегодня его голос громко звучит во всей «саванне», сиречь в джазовом сообществе. «Нью-Йорк Таймс» как-то назвала Гарретта самым талантливым альт-саксофонистом со времен Чарли Паркера. Читатели DownBeat за последние четверть века 13 раз называли его альт-саксофонистом года (справедливости ради заметим, что критики и журналисты не столь благосклонны к Гарретту: лишь номинации на этот титул в опросах Ассоциации джазовых журналистов он последний раз удостаивался еще в 2017 году). С другой стороны, не забудем Грэмми, которого он удостаивался в 2010 году в составе супер-группы Five Peace Band вместе с Кориа, МакЛафлином, МакБрайдом и Колаютой за альбом Five Peace Band Live.
Понятно, что любая новая работа Кенни Гарретта заслуживает внимания. Не является исключением и Sounds From The Ancestors, записанный Кенни в формате квинтета с привлечением большого числа гостей, инструменталистов и вокалистов. Уже название намекает на концептуальный характер альбома, и Гарретт это не скрывает: «Изначально концепция альбома состояла в попытке воссоздать те звучания, которые мне запомнились с детства, звучания, поднимающие твой дух, как A Love Supreme Джона Колтрейна, Amazing Grace Ареты Фрэнклин, What’s Going On Марвина Гея или духовная церковная музыка. Когда я начал вспоминать их, я понял, что это был дух моих предков». И в программу альбома Гарретт вводит такую композицию, как When the Days Were Different, где вокалисты воспроизводят атмосферу музыки соул, столь знакомую уроженцу Детройта Кенни Гарретту, а в пьесу Hargrove, посвященную памяти рано ушедшего трубача, своего младшего современника, он монтирует прямую цитату из A Love Supreme. Есть в альбоме и пьеса, посвященная двум знаменитым ударникам, Арту Блэйки и нигерийцу Тони Аллену, одному из пионеров афробита - For Art’s Sake.
Но Sounds From The Ancestors – это не только альбом, но и титульная его композиция. И, говоря о ней, Кенни еще больше расширяет круг предков-предшественников: «Это воспоминания о духе звучания наших предков – звучания их церковных служб, молитв, которые они возносили, песен, которые они пели, работая на полях, африканских барабанов, на которых они играли и гимнов народа Йоруба». И в композиции, которую Гарретт начинает и заканчивает задумчивым соло на акустическом фортепьяно, вовсю оживают афро-кубинский джаз, с его характерной ритмикой и соответствующий «африканский» вокал. А сам альбом начинается и заканчивается двумя версиями еще одной афро-кубинской по своему духу пьесы: It’s Time to Come Home, которую я бы назвал украшением этого многоцветного и яркого альбома. Для полноты картины можно добавить, что Гарретт вспоминает еще и музыку французских Карибов, Гаити и Гваделупы, пьесой Soldiers of the Fields/Soldats des Champ, посвященной памяти черных повстанцев Туссен-Лувертюра.
…Перечитав написанное, я обнаружил, что упомянуты почти все пьесы альбома, но вот об игре Гарретта на его родном альт-саксофоне я так ничего и не сказал. А поразмыслив, решил, что тут и говорить ничего не стоит. Хорошо играет Гарретт, играет, так как он умеет, подпитывая свой природный талант опытом темнокожих предков-предшественников, которым и посвящен альбом. Впрочем, как раз об этом я и постарался рассказать выше…
Уже более полувека прошло со дня смерти Джими Хендрикса, а я так и не услышал электрического гитариста, который поразил бы меня сильнее, чем он. И когда встречаешься с альбомом-трибьютом любимому музыканту, то воспринимаешь это, как подарок, ...
Всегда с удовольствием слушаю альбомы, изданные британским лейблом ARC Music. Как правило, каждый из его релизов посвящен этнической музыке разных уголков нашей планеты – будь то Индия или Уэльс, Китай, Армения или Сенегал. Но редкий релиз в большей ...
Регулярно, но редко мы встречаемся с кабильским певцом и музыкантом Абделли (полное имя – Абдаррахман Абделли) – примерно раз в десятилетие. Но каждая такая встреча происходит на очень важных в его не слишком большой дискографии альбомах. New Moon ...
Коллеги из «Джазиста» даже не подозревают, какой славный подарок сделали мне, прислав для обзора новый альбом Абдуллы Ибрахима. Дело в том, что этот замечательный южноафриканский пианист и композитор, уже давно входит в группу моих любимых мастеров ...
Четыре года назад на наших страницах освещался дебютный EP симпатичного нью-йоркского дуэта Acute Inflections под названием The Brave. Acute Inflections – это вокалистка Эласия Дуглас и басист Садики Пьер. В The Brave они представили программу из ...
Никогда раньше не слышал этого ирландского музыканта. Естественно, сразу нырнул в Сеть за информацией. Всемогущая Сеть, однако, все время подсовывала полного тезку нашего героя, тоже ирландца, но боксера-средневеса. Об Адаме Нолане – музыканте ...
Согласитесь, у аргентинского басиста и композитора Адана Мизрахи очень романтичная, интересная внешность. Но и музыка, которую он сочиняет и исполняет, не менее интересна. В этом можно убедиться, послушав его дебютный альбом Dissident. К этой работе ...
Уже дебютный альбом американской израильтянки, басистки и композитора Эйди Мейерсон Where We Stand (2018) оставил очень приятное послевкусие – и не только у меня: он получил очень хорошую прессу. Я же в той рецензии отмечал в конце: «В целом же ...
Уже названием своим этот большой состав намекает на этническую пестроту: яки – это одно из индейских племен Северной Америки, живет этот народ на границе США и Мексики, что же касается афро, то тут, понятное дело, комментарии не требуются. Остается ...
The Great American Songbook вовсе не завершена, ее вполне можно пополнить и сегодня – так считает композитор и автор текстов к собственной музыке Эл Хаммерман из Сент-Луиса и доказывает это своим уже пятым по счету альбомом Just a Dance. Эл сочинил ...
Это не концептуальный альбом, не экспериментальное искусство и не новое слово в джазе. Это «просто» джаз, современный мэйнстрим в исполнении очень опытных и талантливых музыкантов , а также возможность в какой-то степени ощутить те уникальные ...
Ансамбль Al-jiçç образовался в Лиссабоне в 2007 году. Его основателями стали два португальских музыканта: Нуну Дамьяу и Гонсало Лопеш. С самого начала Al-jiçç взял курс на исполнение очень широко понимаемого джаза в сочетании с элементами сефардской ...