Mongo Santamaria - Afro Blue. The Picante Collection
22.01.1997
Жизнь подбрасывает порой весьма любопытные сюжеты. Неуспел я, обозревая для "Jazz-квадрата" N 2'97 альбом петербургского перкуссиста Якова Солодкого, отметить его версию "Afro Blue" крупнейшего в мире мастера афро-кубинского джаза Монго Сантамарии, как среди свежих поступлений в редакцию оказался CD самого Сантамарии с большой, на десять с половиной минут, версией этой знаменитой композиции, чье название дало имя и самому альбому.
Я слушал этот диск дважды. Первый раз — просто наслаждаясь всей звуковой палитрой альбома, а второй — пытаясь следить исключительно за конгами Монго Сантамарии, пытаясь разгадать магию их звучания. Не удалось. Настоящий маг-волшебник, зовут его Дэвид Копперфилд, Эмиль Кио или Монго Сантамария, умеет хранить свои секреты.
Впрочем, обо всем по порядку. Альбом "Afro Blue" представляет собой сборник, отражающий творчество Сантамарии конца 80-х годов. Из десяти композиций первые пять — студийные записи, выполненные в 1987-89 годах, а остальные пьесы записаны на концерте в Сиэтле 9 марта 1990 года.
Афро-кубинский джаз больше тяготеет к коллективной импровизации,к не очень сложной мелодике, но при этом он очаровывает удивительно гибкой пульсацией ритма и прямо-таки властно призывает к танцу. Все эти его особенности Монго Сантамария демонстрирует в полной мере. Разнообразные варианты самбы,чарующая сальса не могут не понравиться даже достаточно далекому от джаза слушателю. Особенно ярких сольных партий в студийных пьесах альбома немного, здесь можно отметить лишь "Mayeya" с фортепианным вступлением Чарли Палмиери и основной мелодией на трубе Пиро Родригеса. В концертной части я бы особо выделил композицию "Manteca", написанную Диззи Гиллеспи, Чано Позо и Гилом Фуллером, в которой очень колоритно звучит баритон-сакс Бобби Порселли, и, конечно же, титульную "Afro Blue", где Монго Сантамария разражается фейерверком импровизаций на своем любимом инструменте.
В сопроводительной статье Джо Конзо пунктирно обозначает основные вехи творческого пути кубинского мастера конгас: начало карьеры в 17-летнем возрасте, пять лет на Кубе, странствия по Мексике и США, работа с оркестрами Переса Прадо и Тито Пуэнте, сотрудничество с Вилли Бобо и Кэлом Тжадером, и наконец, собственные составы, где Монго Сантамария предстал во всем блеске своего зрелого мастерства, что прекрасно проиллюстрировано лейблом "Concord Picante" в данном альбоме.
Этот уже не очень свежий по времени альбом был записан и издан к 40-летию Леонида Шинкаренко и одновременно — к 25-летию его активной жизни в джазе. Понятное дело, сам Леонид и стал инициатором создания квартета "Jazz4", в составе которого не просто ...
Один из самых удачно прижившихся на американской джазовой почве российских саженцев, Игорь Бутман преуспевает на ниве укрепления джазовых связей между обоими странами. Он вернулся в Москву, руководит джазовым клубом, возглавляет биг-бэнд, много ...
Словно отголоском культурной программы Олимпиады в Сиднее попал к нам этот изданный несколько лет назад в том же Сиднее диск. Австралийский джаз у нас практически неизвестен и, право же, для первого знакомства выпал совсем неплохой его образец. ...
Ронни Эрл — блюзовый лирик. И к тому же один из немногих действительно выдающихся гитаристов-солистов в блюзе, которые... не поют и от этого не проигрывают. И в самом деле, как-то странно представить себе молчащего и только играющего на гитаре Бадди ...
Хронологически этот альбом надо было бы слушать перед "богемовским" диском Анатолия Герасимова "Yes", но что поделаешь, если изданный в далеком Новосибирске на студии Сергея Беличенко CD добрался до редакции "Jazz-Квадрата" только сейчас. И принес ...
Как все-таки лихо дышится, когда слушаешь игру профессиональных исполнителей, свободно чувствующих и свои инструменты, и свою музыку! Уникальный персонаж российской музыкальной культуры, джазовый профессор и виртуозный саксофонст Александр Осейчук ...
Это первый сольный альбом выходца из Сум, ныне известного российского студийного гитариста, в начале года вошедшего в состав возрожденного "Арсенала" Алексея Козлова. Профессиональная карьера Игоря начиналась в 1980 году, когда во всем мире ...
Этот альбом, хотя и относится целиком к world музыке, создан двумя джазовыми музыкантами — Стивом Горном и Уорреном Сендерсом. Причем играют они на самых разнообразных "живых" инструментах: флейтах, кларнете, экзотических тамбуре, калимбе и других. ...
"Эту планету много раз посещали другие разумные существа. Они оставили после себя так много отметок..." Именно такие слова индийского Учителя Ошо вынесены на обложку этого альбома. Может быть, его составители намекают нам на неземное происхождение ...
Учитывая характер музыки, которую исполняет группа "Князь Мышкин",несложно предвидеть, что количеством изданных альбомов теоретически она может смело задавить исполнителей любого жанра, в том числе и чистой эстрады. Упор на тотальные спонтанность и ...
Анатолий Вапиров издавна интересовался всякой экзотической музыкой,совмещая при этом собственные интересы со стилистикой фри–джаза, находя порой оригинальнейшие решения, которые еще долго являлись предметом горячихспоров и дискуссий. Переехав в ...
Музыкальная биография у Дона Престона богатейшая: в пятидесятых–шестидесятыхон играл на контрабасе в составах Элвина Джонса, Юсефа Латифа, Дона Эллиса,Нат Кинг Коула и Томми Флэнегана, на фортепиано с Херби Мэном и в биг–бэндеу того же Эллиса, ...