Paul van Kemenade / Budha Building - Russian Roads
21.06.2020
Не стоит искать ядовитую иронию относительно качества российских дорог в названии этого альбома. Речь идет о российских дорогах в самом прямом смысле слова. Их немало исколесил нидерландский саксофонист Пауль ван Кеменаде, последние несколько лет регулярно приезжающий в Россию на фестиваль «Джазовая провинция». В 2019 году он выступал здесь в дуэте с электронщиком и звуковым магом Budha Building (он же Ханс Тиммерманс). Впечатления от концертного тура и легли в основу альбома Russian Roads, состоящего из пяти треков, названных по русским городам, где побывали Пауль и Ханс: «Курск», «Липецк», «Воронеж», «Орел» и «Белгород».
На дуэт музыка ван Кеменаде и Budha Building не очень похожа. Благодаря искусству последнего, создается впечатление, что солист-саксофонист выступает с целым оркестром. Так, в первом треке «Курск» Budha Building рисует объемный красочный звуковой пейзаж, на фоне которого альт-саксофон ван Кеменаде порхает, словно птица, порой забираясь в прямо-таки заоблачные высоты. Похоже, музыкантам пребывание в Курске пришлось по душе. В «Липецке» инициативу с первых нот захватывает саксофон. Пауль в этой пьесе словно празднует свой бенефис: великолепная, очень лиричная игра, которую умело поддерживает Budha Building. Воронеж, судя по всему, оставил у музыкантов разное впечатление. Во всяком случае, в одноименной пьесе наблюдаем, как на экспрессивную игру Тиммерманса ван Кеменаде отвечает гораздо более скупыми пассажами, а к концу пьесы темп еще более замедляется, словно музыканты убаюкали друг друга. В «Орле» оба музыканта играют преимущественно в унисон и делают это так здорово, что, пожалуй, эту композицию я назвал бы лучшей в альбоме. Конечно, «Белгород» может поспорить с этим мнением, если судить потому, как живо и легко звучит здесь альт-саксофон в противовес мертвенно-механистичному ритму, созданному Budha Building. Возможно, музыканты вспомнили о кровавых боях здесь в годы Второй Мировой войны? Утверждать не берусь – импровизационная музыка рождает у каждого свои ассоциации.
Могу, однако, предположить, что «Дороги России» (на обложке альбома и его название, и названия пьес даны и по-русски, и по-английски) оказались гостепреимны для гостей из Нидерландов, и оставили впечатления не только сильные (это видно по музыке альбома), но и приятные. Слушателю с пост-советского пространства, особенно россиянину, наверняка будет вдвойне интересно мнение музыкантов.
Для огромного большинства европейцев и американцев африканская музыка – это прежде всего музыка, исполняемая на ударных инструментах. «Говорящие» там-тамы, под звуки которых полуголые африканцы обоего пола пляшут вокруг костра… - этакая картинка, ...
Если предположить, что кто-то из наших читателей никогда ранее не слышал индийскую традиционную музыку, то альбом Essence of Raga Tala станет идеальным первым знакомством. Его создатель - живущий в Великобритании таблист, композитор и продюсер, а ...
Название этого коллектива звучит по-японски, но на самом деле его участники – итальянцы. Ансамбль KyoShinDo возник в Генуе в начале 2000-х годов на почве увлечения группы музыкантов японской культурой. Как музыкантов, их очаровало искусство игры на ...
Французский барабанщик Антуан Лягерр уже знаком посетителям нашего сайта по своему сольному альбому Myotis (2019) и по дуэту двух барабанщиков Club Cactus (2018). А вот имя его партнера по нынешнему проекту, уроженца Марселя Жерома Нотинжера ...
Cаксофонистка из Нью-Йорка Лакеция (прямая транскрипция ее имени выглядит чуть иначе: Лакеша) Бенджамин играет и джаз, и фанк, и ритм-энд-блюз. Секреты мастерства ей передавал в свое время такой мастер, как Гэри Бартц. Потом Бенджамин работала у ...
После смерти об американском джазовом пианисте и композиторе Ленни Тристано (1919-1978) было сказано и написано гораздо больше добрых слов, чем он услышал при жизни. Уже в 1979 году DownBeat ввел его в свой Зал Славы. А при жизни лишь в 1947 году ...
Подобно тому, как Леонардо Павкович и MoonJune Records открыли нашим читателям индонезийский джаз и прог-рок, так же Мэтью Голомбиски и ears&eyes Records с каждым новым линком приоткрывают нам двери в джаз Аргентины. Этот релиз знакомит нас сразу с ...
Британский композитор Лиам Кэри совершенно не согласен с евангельскими предостережениями, приводимыми почтенными Марком, Лукой и Матфеем, о негодности старых мехов для молодого вина. В форму классического концерта он облек свое сочинение, где звучит ...
4-х струнная китайская лютня грушевидной формы под названием пипа – один из древнейших и наиболее распространенных в китайской традиционной музыке инструментов. Его забавно звучащее по-русски название на самом деле весьма прозаично: «пи» означает ...
Не первый (и, надеюсь, не последний) альбом американской пианистки Лайзы Хилтон, который доводится обозревать. Подобно Oasis (2018) он также сделан в формате фортепьянного трио. Партнерами Лайзы здесь стали басист Люк Кертис и ударник Руди Ройстон, ...
Русская песня «Я милого узнаю по походке» вспоминается при знакомстве с любым из релизов итальянского лейбла nusica.org. Здесь последовательно придерживаются раз и навсегда выработанного принципа оформления альбомов: однотонная обложка, лаконичный ...
При том, что джазовых альбомов мне довелось послушать, пряио скажем, немало, я обратил внимание, что при обращении джазменов к музыке академической, наибольшей популярностью пользуются французские импрессионисты 90-х годов ХIХ – начала ХХ века: ...