Глубокое ретро с необычной историей, а потому рассказ об этом альбоме приходится начинать издалека. История турецкой диаспоры в Германии отсчитывается с начала 60-х годов прошлого века, когда ФРГ испытывала значительный недостаток рабочей силы, и в страну потянулся поток турецких гастарбайтеров. Сегодня турецкая диаспора в Германии – крупнейшая среди всех диаспор страны. Дети гастарбайтеров уже в нескольких поколениях живут здесь, сохраняя свои религиохные, семейные и культурные традиции. Эта ситуация крепнет из года в год, но она уверенно заявила о себе уже в середине 70-х. Именно тогда в Германии, а точнее – в Баварии, братья Туфан и Мухиттин Айдоган, дети профессионального музыканта-барабанщика из Измира, организовали музыкальную группу Doğuş. Клавишник Туфан и басист Мухиттин играли в Германии для таких же, как они гастарбайтеров, затем в 1972-73 годах отслужили в турецкой армии, после чего, вернувшись в Германию и пригласив несколько более старших по возрасту коллег – гитариста Седата Юркюта и ударника Корая Дикмена, стали выступать уже как Doğuş. Группа снискала популярность в кругах диаспоры, и в 1975 году владелец небольшой звукозаписывающей компании Тахир Минарети предложил им записать на кассету альбом. Запись была сделана без каких-либо студийных ухищрений типа овердаббинга и издана небольшим тиражом. Вскоре после этого чисто турецкая по составу группа Doğuş распалась на два уже интернациональных коллектива: Туфан и Корай объединились с немецким и австрийским партнерами в группуDiamonds, а Мухиттин и Седар, пригласив итальянского клавишника и австрийского ударника, - в группу Memphis. Обе группы с большим или меньшим успехом играли коммерческую музыку, канув в Лету к концу века. Была забыта и единственная кассета Doğuş.
Забыта до наших дней, когда немецкий лейбл с турецкой родословной Ironhand Records, специализирующийся исключительно на виниле, не переиздал тот самый альбом из восьми треков 1975 года, придав новый импульс истории Grup Doğuş. В пресс-релизе от лейбла музыка группы характеризуется, как «турецкая психоделия» и «анатолийский поп». Отдавая дань рекламной броскости этих слоганов, скажу, что мне не удалось услышать в этом альбоме каких-то элементов психоделии, что же касается поп-музыки, то тут дело обстоит сложнее. Восемь треков альбома – это песни популярных в те годы турецких авторов, и, что касается, этнической составляющей, то она весьма заметна, особенно в вокале. Но вот музыкальные аранжировки от Doğuş делают эти песни куда более интегрированными в общее русло западной музыки тех лет, чем чисто турецкие оригиналы. И главная заслуга в этом принадлежит гитарным партиям Седата Юркюта и партиям клавишных Туфана Айдогана, которого Бариш Манчо, турецкий фолк-певец и автор двух вошедших в альбом песен, цветисто именовал «Хэммонд Туфан, покоритель всех органов». На мой вкус, гитарные соло Юркюта и сегодня звучат весьма интересно, а Туфан Айдоган, не пытаясь угнаться за Риком Уэйкменом, играет на добротном европейском уровне того времени. Это вполне со-временное середине семидесятых звучание в сочетании с истинно турецким, «анатолийским» вокалом и делает релиз Grup Doğuş весьма интересным не только для турецкоязычных, но и для всех прочих слушателей, кого интересует музыка семидесятых годов.
Когда речь заходит о японском джазе, обычно представляют себе нечто, густо приправленное этникой или безюашенный радикальный авангард, до которого японцы тоже большие мастера. Но вот барабанщик Акира Тана (р.1952) сумел завоевать заслуженную ...
О тритоново-минималистских подвигах швейцарской группы Sonar, как в своем изначальном составе, так и с участием Дэвида Торна и Билла Ласуэлла мы немало писали в последнее время. А сегодня у нас на сайте гостит другая швейцарская команда, тоже ...
Пианист и композитор Алан Розенталь начал играть джаз не вчера – это видно по фотографии на обложке. Уроженец Нью-Йорка, он начинал еще ребенком с академической музыки и обучался игре на фортепьяно и композиции. Джазом Алан увлекся уже в ...
Символом армянской традиционной музыки среди инструментов, безусловно, является дудук. Но струнный инструмент уд, грушевидная лютня с коротким безладовым грифом, который считается таким же символом арабской музыки, вовсе не чужд и армянам, и грекам, ...
Не первый раз возникает на наших страницах имя этого австралийского гитариста. Элбэйр (он же Элберт Дэйдон (Albert Dadon) отличается прекрасной техникой игры, романтизмом своей музыки, которая лучше всего подходит под определение «смус джаз». ...
Несколько лет назад, а точнее – в 2015 году, я с удовольствием рецензировал на нашем сайте очень хороший альбом-трибьют Чету Бейкеру It’s Always You вокалистки из Коннектикута Джюн Бизанц. Уже тогда внимание привлекла и работа в этой ...
Любопытная закономерность: лицом, визитной карточкой вокальной африканской музыки всегда были женщины. Сначала – Мириам Макеба, потом Сезария Эвора, а после их ухода сегодня таковой бесспорно является Анжелик Киджо. Журнал Time так и называет ...
Год назад мы представили нашим читателям весьма необычный проект двух французских барабанщиков, Антуана Лягерра и Жана-Мишеля Пиреса, Club Cactus. А сегодня представляем «половинку кактуса», сольный альбом Антуана Лягерра Myotis. ...
Из всех предыдущих работ бразильского пианиста, композитора и аранжировщика Антонио Адольфо (а наш сайт писал о многих из них) больше всего его новый проект Samba Jazz Alley перекликается с альбомом Tropical Infinito (2016). Здесь видится большое ...
Closing The Circle («Замыкая круг») - название нового, восьмого по счету, альбома израильского пианиста и композитора Арика Штрауса тесно связано и с его личной биографией, и с историей его семьи. После прихода Гитлера к власти Штраусы ...
Новый альбом Арта «Тëрка» Бартона Ancestral Spirits – логичное продолжение его предыдущей работы Spirits: Then & Now (2015). Здесь также слушатель сразу попадает в плотную, насыщенную богатой ритмикой атмосферу креативной ...
Четыре года, прошедших с момента издания Citizen, первого «американского» альбома родившегося, выросшего и получившего музыкальное образование в Ереване, а ныне живущего в Лос-Анджелесе виолончелиста Артема Манукяна (обзор той работы ...